СОБЫТИЯ

Национальный нефтегазовый форум и выставка «Нефтегаз» в 2020 году

13–16 апреля 2020 года в Москве состоится 20-я юбилейная международная выставка «Нефтегаз-2020» совместно с Национальным нефтегазовым форумом, который пройдет с 14 по 15 апреля 2020 года в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР».
...

В отеле InterContinental состоялась ежегодная встреча операторов шельфовых проектов со своими подрядчиками

5 декабря состоялась четырнадцатая ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шельфе» (Нефтегазшельф-2019) – традиционная встреча нефтяников и газовиков со своими подрядчиками и поставщиками. В мероприятии приняли участие ...

«ЭкспоТех» и «Сила Сибири»: новый этап поставок бурового оборудования.

Магистральный газопровод «Сила Сибири» запущен в эксплуатацию, российский природный газ начал поступать на территорию КНР. Разрешение на запуск газопровода дал 2 декабря во время телемоста президент РФ Владимир Путин. ПО ...

Совет главных механиков – 2019

В Москве состоялось ежегодное совещание главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и СНГ. В этом году оно посвящено памяти Бориса Сергеевича Кабанова, основателя и бессменного председателя Совета главных ...

Инновации для огнезащиты нефтегазовых объектов представили в Тюмени

28 ноября в Тюмени прошла международная конференция «Огнезащита и пожарная безопасность объектов нефтегазового комплекса». Основными темами для обсуждения стали борьба с контрафактом на рынке огнезащиты и ноу-хау отечественного ...

Арктика. Океан возможностей

В Санкт­Петербурге прошел Международный арктический форум – 2019, собравший на своей площадке представителей 52 государств.

 

Международный арктический форум – 2019 собрал на своей площадке более 3600 представителей российских и международных политических, научных и деловых кругов, общественности, ведущих средств массовой информации. Это в полтора раза больше, чем во время прошлого форума в 2017 году. Выросло количество стран, принимающих участие в мероприятии: в 2017 году – 31 страна, в 2019 году – 52 государства. География стран весьма широкая. Самыми многочисленными стали делегации из Китая, Норвегии, Финляндии, Швеции, США, Дании, Исландии, Канады и Японии.

 

 

    В форуме приняли участие президент Российской Федерации Владимир Путин, президент Финляндии Саули Ниинисте, президент Исландии Гудни Торлациус Йоханнессон, премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг, премьер-министр Швеции Стефан Левен, министры иностранных дел Дании и Норвегии Андерс Самуэльсен и Ине Мари Эриксен-Серэйде. На форум прибыли представители по вопросам Арктики министерств иностранных дел 8 иностранных государств, а также Европейского союза. Участниками Международного арктического форума – 2019 стали главы таких профильных международных организаций, как Арктический круг, Арктический экономический совет, Совет Баренцева Евроарктического региона, Союз саамов, а также генеральный секретарь Всемирной метеорологической организации Петтери Таалас и исполнительный секретарь Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата Патрисия Эспиноса Кантельяно. Россию представили семь федеральных министров, 10 руководителей федеральных агентств и служб, а также главы 15 субъектов Российской Федерации.

    Арктический форум традиционно привлекает большое внимание научного сообщества. Помимо постоянных участников, таких как президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» Чилингаров Артур Николаевич, форум впервые посетил Чеурин Геннадий Семенович, действительный член Русского географического общества с 1984 года, почетный полярник. Впервые в работе форума принял участие сооснователь Французского полярного кластера Сабри Меред.

    В ходе форума состоялось заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики с участием заместителя председателя Правительства РФ – полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и других членов комиссии.

    «Мы представили систему преференций, обеспечивающих экономическую эффективность проектов в условиях арктической зоны. В течение недели соберем отзывы, предложения, замечания. Через две недели сформированный вариант системы преференций будем предлагать на рассмотрение Правительству РФ», – отметил Юрий Трутнев в ходе заседания.

    Ключевым событием деловой программы форума стало пленарное заседание «Арктика. Океан возможностей». В своем выступлении президент Российской Федерации Владимир Путин сказал: «Уже в этом году намерены подготовить и принять новую стратегию развития российской Арктики до 2035 года. Она должна объединить мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского».

    Архитектура деловой программы была разделена на три основных трека: «Прибрежные территории», «Открытый океан» и «Устойчивое развитие».

    За три дня работы в формате сессий, обсуждений, питч-сессий, лекций было проведено 49 мероприятий. На форуме подписано 45 соглашений на общую сумму 69,8 млрд. рублей (учитывая соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной).

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ ЦИТАТЫ ФОРУМА

 

«Сегодня Арктика переживает стремительные перемены, налицо ряд факторов, я бы даже сказал – катализаторов, предопределяющих необходимость углубления в регионе межгосударственного сотрудничества. Это, прежде всего, изменение климата, которое, с одной стороны, остается серьезным общим вызовом, а с другой – предоставляет новые возможности» (Сергей Лавров, министр иностранных дел Российской Федерации).

 

«В мире нет технологий освоения месторождений на акваториях, в большей части покрытых льдом Бурение – это зуб геологоразведки. Без бурения мы ничего не получим. Государственная поддержка программы создания буровых мощностей не ощущается в силу ее полного отсутствия» (Михаил Григорьев,
директор, совладелец ООО «Гекон»).

 

«Потенциал Арктики грандиозен. Еще 20 % неразведанных ресурсов нефти и газа действительно в Арктике» (Питер Стюарт, главный аналитик по вопросам энергетики Interfax Global Energy).

 

«Сегодня те издержки, которые есть на Крайнем Севере и в арктической зоне, не перекрываются в силу конъюнктуры мирового рынка той маржинальностью, которую мы можем получить от реализуемого проекта. Мы должны предложить механизм, который нам даст возвратный капитал выше, чем риски, – это основной принцип инвестирования» (Александр Цыбульский, губернатор Ненецкого автономного округа).

 

«Что сегодня происходит: добыча сдвигается из тех территорий Ямала, где уже есть необходимая инфраструктура на север, где ее нет Это сдерживающий фактор» (Дмитрий Артюхов, губернатор Ямало­Ненецкого автономного округа).

 

«Объемы ресурсов на арктическом шельфе углеводородов имеют огромные оценки, которые варьируются от 50­60 млрд. тонн нефтяного эквивалента до 100 млрд.» (Максим Нечаев,
директор по консалтингу IHS Markit Russia).

 

«Кроме характерных для арктической зоны проблем, связанных с коротким арктическим сезоном, хрупкой экологией, отсутствием логистических баз, есть другие проблемы, связанные с секторальными санкциями, которые были объявлены США и Европейским союзом. В условиях этих санкций очень остро встал вопрос о локализации производства сейсмического оборудования в России» (Евгений
Амбросов, первый заместитель генерального директора, член правления ПАО «Совкомфлот»; заместитель председателя, член исполнительного комитета Арктического экономического совета).

 

«Мы меняем парадигму освоения арктического шельфа. Мы должны идти от суши, используя создаваемую инфраструктуру в море»   (Михаил Григорьев, директор, совладелец
ООО «Гекон»).

 

«Темпы роста потребления газа в мире составляют примерно 1,6 % в год. Это наиболее высокие темпы потребления энергии в мире. За последние 10 лет спрос на газ вырос на 40 %, на 1,5 млрд. м3 газа. Торговля газом выросла с 1 трлн. 134 млрд. до 1 трлн. 778 млрд. м3 газа Мы ожидаем, что к 2025 году доля торговли СПГ вырастет до 51 %, а к 2040 году – до 70 %. В целом доля природного газа в мировом энергобалансе будет расти – с 23 % в 2017 году до 26 % к 2035 году. Доля нефти и угля будет сокращаться и за этот период суммарно сократится примерно на 10 %» (Александр Новак, министр энергетики Российской Федерации).

 

 

«Еще 10 лет назад мы думали, что не сможем работать в Арктике. Каждый шаг в Арк­
тике инновационен, и за эти 6 лет мы наработали хороший международный опыт» (Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации).

 

«Сегодня 80 % всего программного обеспечения, которое используется на заводах СПГ, – зарубежного производства. Надо уже сегодня формировать определенный четкий государственный заказ, вносить точечные изменения и на горизонте 2025 года стремиться к тому, чтобы перейти полностью на российское программное обеспечение» (Валерий Селезнев, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике).

 

«Мы будем отрабатывать тему налоговых вычетов из геологоразведочных работ для того, чтобы развивать Дальневосточный и Арктический сектора Российской Федерации. Мы понимаем, что это станет для них драйвером роста» (Евгений Киселев, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, руководитель Роснедр).

 

«Сокращение вредных выбросов на транспорте предполагается за счет реализации проекта гибридных судов нового экологического класса и продвижения программы зеленого судоходства в Арктике, в том числе на основе топлива СПГ» (Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации).

 

«Потепление ведет к сокращению ледников. Мы все чувствуем перемены, которые оказывает на нас изменение климата. Нельзя думать, что только одна страна ощущает на себе негативное влияние природных катаклизмов. Мы должны признать, что необходимо принимать незамедлительные меры для решения климатических вопросов» (Патрисия Эспиноса Кантельяно, исполнительный секретарь Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата).

 

«Нам необходимо снижать выбросы углекислого газа до уровня ниже установленного целевого. С этой точки зрения в Финляндии существует национальный акт по климату, согласно которому нам необходимо снизить выбросы углекислого газа на 80 %» (Ханнеле Покка, постоянный секретарь Министерства окружающей среды Финляндской Республики, председатель Северного форума (2001­2005 гг.).

«Каждое ведомство защищает свой продукт, никого туда не впускает, пользуется им само – это очень важный барьер, который необходимо преодолевать в вопросах цифровизации нашей страны» (Владимир Якушев, министр строительства и жилищно­коммунального хозяйства Российской Федерации).

 

«Если говорить про ту поддержку, которая нужна крупнейшим инвестиционным проектам, которые сейчас уже реализуются в Арктике или задумываются к реализации, обеспечение кадрами носит ключевой характер Если наши университеты и средние профессиональные учреждения образования в большей степени будут готовить специалистов нужного уровня, то никакой инвестор не захочет тратить деньги на создание корпоративного университета. То, что у нас создаются корпоративные университеты, – это отчасти сигнал, что система образования не удовлетворяет потребности в кадрах, которые есть у крупных инвесторов» (Владимир Солодов, председатель правительства Республики Саха (Якутия).

 

«Арктика такой регион, где очень быстро идет перенасыщение кадрами. Только­только начинаешь готовить то или иное направление, и уже кадры не нужны по этому направлению. Для того чтобы лицензировать, получить аккредитацию, проходит 5­6 лет нам нужно иметь какой­то план, какие кадры будут нужны через 5 лет, через 6 лет, через 10 лет» (Анатолий Николаев, проректор по естественному и техническому направлениям, ФГАОУ ВО «Северо­Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»).

 

«Для эксплуатации самолетов в Арктике, самолетов арктического базирования важно понимать, что за последние годы растаяло почти 40 %
арктического льда. И в этом всем продолжают летать самолеты, которые летали 10, 20, 30 лет назад» (Никита Куприков, директор АНО «Научно­информационный центр «Полярная инициатива»).

 

«С таким подходом мы никакого прорыва не сделаем, ни в экономике России, ни тем более в Арктике. Ан­2 взлетел в первый раз в 1946 году в 8 часов утра под Свердловском, и до сих пор ничего не менялось ни по навигации, ни по двигателям. У нас, по сути, в Арктике не на чем летать» (Сергей Коткин, депутат Государственной думы Российской Федерации).

По материалам Фонда Росконгресс

НГС 2(35)2019


Категория статьи: Форум

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика