СОБЫТИЯ

Национальный нефтегазовый форум и выставка «Нефтегаз» в 2020 году

13–16 апреля 2020 года в Москве состоится 20-я юбилейная международная выставка «Нефтегаз-2020» совместно с Национальным нефтегазовым форумом, который пройдет с 14 по 15 апреля 2020 года в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР».
...

В отеле InterContinental состоялась ежегодная встреча операторов шельфовых проектов со своими подрядчиками

5 декабря состоялась четырнадцатая ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шельфе» (Нефтегазшельф-2019) – традиционная встреча нефтяников и газовиков со своими подрядчиками и поставщиками. В мероприятии приняли участие ...

«ЭкспоТех» и «Сила Сибири»: новый этап поставок бурового оборудования.

Магистральный газопровод «Сила Сибири» запущен в эксплуатацию, российский природный газ начал поступать на территорию КНР. Разрешение на запуск газопровода дал 2 декабря во время телемоста президент РФ Владимир Путин. ПО ...

Совет главных механиков – 2019

В Москве состоялось ежегодное совещание главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и СНГ. В этом году оно посвящено памяти Бориса Сергеевича Кабанова, основателя и бессменного председателя Совета главных ...

Инновации для огнезащиты нефтегазовых объектов представили в Тюмени

28 ноября в Тюмени прошла международная конференция «Огнезащита и пожарная безопасность объектов нефтегазового комплекса». Основными темами для обсуждения стали борьба с контрафактом на рынке огнезащиты и ноу-хау отечественного ...

Вертолетная индустрия – российской «нефтянке»: проблемы развития в новых условиях

В Москве прошла конференция «Вертолетные услуги в интересах нефтегазовой отрасли» в рамках Национального нефтегазового форума. Организованное Ассоциацией вертолетной индустрии, это мероприятие впервые объединило представителей двух взаимосвязанных отраслей – вертолетной индустрии и сырьевого сектора.

 

 

 

  Участники встречи обсудили актуальные вопросы межотраслевого взаимодействия, познакомились с новой вертолетной техникой для офшорных работ, рассмотрели практические и регулятивные аспекты применения вертолетов в интересах нефтегазовых компаний.

  Советник генерального директора холдинга «Вертолеты России» по региональному развитию Вячеслав Карцев рассказал, что рост мирового энергопотребления стимулирует активность компаний энергетического сектора, которые применяют вертолетную технику в своей работе. Нефтегазовый сектор – один из главных заказчиков предприятий вертолетной индустрии, вкладывающий реальные деньги в заказ техники и авиационных услуг. Наработанный вертолетный опыт также имеет большую значимость для развития арктических территорий как одной из стратегических задач страны. Карцев подчеркнул важность подготовки летно­технического персонала в вертолетной отрасли, а также соответствия стандартам Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP).

  Свой опыт оказания комплексных авиационных услуг для нефтегазовых предприятий представила компания «ЮТэйр – Вертолетные услуги». Ее вице­президент Дмитрий Стрельцов рассказал об эксплуатации вертолета Ми­171А2 и перспективах его применения в нефтегазовой отрасли. Компания стала первым коммерческим оператором вертолета этой модели, применяя его с февраля 2019 года в интересах компании «РН­Уватнефтегаз» (входит в НК «Роснефть»). Озвучив преимущества и недостатки данного вертолета,
Дмитрий Стрельцов остановился на подготовке летно­технических кадров на Ми­171А2. Так, в России ежегодно по состоянию здоровья списывается порядка 60­70 пилотов
(без учета бортмехаников), а замену им готовит только Омский летно­технический
колледж гражданской авиации им. А. В. Ляпидевского, который не обладает ресурсом даже для того, чтобы компенсировать естественное выбытие пилотов, не говоря уже
о покрытии роста потребностей рынка в новых пилотах.

  Директор по маркетингу и развитию бизнеса холдинга «Вертолеты России» Олег Ландин наглядно представил распределение видов авиаработ на вертолетах для нефтегазовых компаний по трем категориям:

1. Операции для обеспечения нефтегазовых месторождений материковой части (оншор).

2. Операции для обеспечения плавучих и стационарных морских платформ (офшор).

3. Вертолетное для обеспечения поиска и спасания, медицинской эвакуации, патрулирования трубопроводов и решения специальных задач.

  Докладчик подробно рассказал о возможностях отечественных вертолетов в области выполнения работ для ТЭК. Помимо «Ансата», Ка­226Т и Ми­8АМТ, он представил проект офшорного вертолета на базе Ми­171А2. По словам Олега Ландина, такой вертолет должен полностью соответствовать стандартам IOGP, т.е. оснащаться системой аварийного приводнения с системой самоактивации, обладать возможностью инструментальной посадки на морские буровые платформы и пр.

  Авиация в целом и вертолетная индустрия в частности – это отрасли с высокой международной кооперацией и взаимодействием. Точно так же, как вертолеты российского производства применяются для выполнения авиаработ за рубежом, машины иностранного применения находят свою нишу использования в России. С докладом «Линейка вертолетов Leonardo – безопасность эксплуатации для обслуживания морских буровых платформ» на конференции выступил Найджел Талбо (Nigel Talbot) – директор по безопасности и экспериментальным полетам, пилот Leonardo Helicopters. Главный тезис его доклада: безопасность равняется успеху. Это в равной степени касается и вертолетного, и нефтегазового бизнеса.

  О проблемах эксплуатации новых вертолетов в офшорных полетах рассказал Алексей Скориков – первый заместитель генерального директора, начальник летно­испытательного комплекса НПК «ПАНХ». Он отметил, что работы на вертолетах в интересах нефтегазовых компаний – это, с одной стороны, очень доходная, но, с другой стороны, очень сложная деятельность для компаний­операторов из­за строгих требований к оснащенности воздушных судов, квалификации сотрудников и международных требований по безопасности полетов.

  Одна из основных проблем в этой сфере – отсутствие полноценной коммуникации между заказчиками и исполнителями, а также отсутствие единого и понятного подхода к формированию требований, предъявляемых к исполнителям авиаработ.

 

 

   Алексей Скориков остановился на безопасности и перспективах развития отрасли. В связи с увеличением в нефтегазовой отрасли доли шельфовых проектов требования к безопасности офшорных полетов возрастают. Заказчики в России начинают предъявлять к авиакомпаниям требования, изложенные в международных документах (IOGP Report 590), предусматривающие совершенно иной, более высокий уровень соответствия компаний и их авиатехники. Однако в российских Федеральных авиационных правилах и в документах нефтегазовой отрасли единые требования отсутствуют. Таким образом, вертолетные компании либо модифицируют отечественные вертолеты, оснащая их необходимым дополнительным оборудованием (что не всегда в полной мере возможно), либо привлекают соответствующую требованиям IOGP зарубежную технику, что приводит к увеличению конечной стоимости оказываемых услуг.

  Поскольку взаимодействие нефтегазовых и вертолетных компаний проходит на коммерческой основе, то, помимо безопасности, важным фактором в этой области является финансовая составляющая. Вячеслав Карцев продемонстрировал механизм формирования расходов авиакомпаний, который может быть не всегда ясен заказчикам. Три главные категории – прямые переменные расходы (обслуживание, страхование грузов, ГСМ и пр.), прямые постоянные расходы (лизинг, амортизация, ТОиР, страхование ВС и людей, выплата зарплат и пр.), а также накладные расходы (оплата наземного персонала, прочие производственные и общехозяйственные расходы).

  По его словам, в современных российских условиях можно с определенной долей уверенности утверждать, что авиакомпании практически полностью исчерпали возможность снижения себестоимости перевозок за счет организационных мероприятий. Этому способствует постепенное и неизбежное выбытие из авиапарка возрастных вертолетов Ми­8Т, предлагающих наиболее низкий по стоимости летный час в семействе машин Ми­8/17. Эти факторы должны быть учтены при заказе авиаработ компаниями нефтегазового сектора.

  Для улучшения ситуации предлагается перейти к унификации подходов при расчете стоимости летного часа. Это приведет к снижению трудозатрат авиакомпаний на формирование предложений по запросам заказчиков, а также к повышению прозрачности ценообразования авиационных услуг.

  Офшорной инфраструктуре, связанной с применением вертолетной техники, было уделено внимание в рамках доклада «Законодательная база для проектирования и строительства авиационных комплексов надводных объектов», который представил Виталий Петров – ведущий специалист компании «Конверс Авиа Эксперт». Он подчеркнул полное несоответствие российской нормативно­правовой базы, регулирующей авиационные комплексы надводных объектов. Так, действующие сегодня в России «Общие авиационные требования к средствам обеспечения вертолетов на судах и приподнятых над водой платформах» на 25 страницах введены в действие в 1990 году, последняя актуальная правка датируется 1997 годом. Для сравнения: актуальные аналогичные стандарты CAP 437 Управления гражданской авиации Великобритании содержат 297 страниц и с 1981 по 2018 год получали 8 редакций. Российские правила в значительной степени противоречат и не соответствуют международным стандартам, стандартам и рекомендуемой практике ICAO и даже российским регламентам.

  Для решения сложившейся проблемы Виталий Петров предлагает Минпромторгу России включить в план законопроектной деятельности на 2020 год разработку проекта нормативного правового акта «Об утверждении и вводе в действие «Правил проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию авиационных комплексов надводных объектов». При разработке документа следует учесть современные национальные и международные требования, в том числе стандарты и рекомендации ICAO, для получения комплексного и всестороннего документа.

  Как и отмечал во вступительном слове Вячеслав Карцев, большое значение имеет подготовка кадров для осуществления авиаработ на вертолетах для нефтегазовой отрасли. Директор Центра аэронавигационного обеспечения полетов Андрей Дубовик отметил, что российские требования к персоналу, участвующему в обеспечении полетов, не соответствуют применяемой в мире практике и не в полной мере обеспечивают работу посадочных площадок. Отдельные специалисты не получают полноценного обучения и вынуждены выполнять сдвоенные обязанности.

  Для улучшения этой ситуации предлагается разработать новые стандарты, которые опираются на мировую практику, и обеспечивают качественное обучение специалистов. Это позволит не только повысить конкуренцию российского бизнеса, но и положительным образом скажется на безопасности полетов на суда и МБУ.

  Проведенная конференция охватила широкий спектр вопросов, важных для вертолетного обес­
печения работы нефтегазовых компаний: и консолидированный опыт применения вертолетов, и новые офшорные вертолеты, технологии, нормативно­правовая база, подготовка летно­технического и вспомогательного персонала, практика строительства морских объектов авиационной инфраструктуры и перспективы развития полетного информационного обеспечения.

  Ассоциация вертолетной индустрии планирует проведение второй подобной конференции в 2020 году и приглашает к участию большой круг специалистов из вертолетной и нефтегазовой индустрий.

НГС 2(35)2019


Категория статьи: Авиация

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика