СОБЫТИЯ

Ученые создали сорбент для удаления нефтепродуктов с поверхности воды

Ученые из Южного федерального университета (ЮФУ) разработали сорбент из шелухи подсолнечника, с помощью которого можно удалять с поверхности воды мазут, масло и нефть. Об этом сообщил один из разработчиков лаборант-исследователь кафедры ...

Роснефть добыла на Эргинском кластере пятимиллионную тонну нефти

Роснефть с начала разработки месторождений Эргинского кластера в 2017 году добыла 5 млн тонн нефти. Опережающий рост добычи на проекте был обеспечен в течение 2019 года. За этот период суточный объем извлекаемого сырья увеличился на 20% и ...

Омский НПЗ завершил монтаж основного оборудования на новом комплексе первичной переработки нефти

На площадке строительства комплекса первичной переработки нефти Омского НПЗ «Газпром нефти» завершена установка основного технологического оборудования. Этот проект является одним из ключевых проектов второго этапа программы развития ...

Закупочные службы нефтегазовых компаний соберутся на XV ежегодной конференции Нефтегазснаб-2020

17 марта 2020 года по адресу: Москва, Тверская, 22, отель InterContinental, состоится XVежегодная конференция «Снабжение в нефтегазовом комплексе» (Нефтегазснаб-2020), в которой принимают участие руководители служб ...

Открылась регистрация на выставку «НЕФТЕГАЗ-2020»

В 2020 году выставка пройдет с 13 по 16 апреля в ЦВК «Экспоцентр» и отпразднует 20-летний юбилей. Совместно с Выставкой состоится Национальный нефтегазовый форум, с 14 по 16 апреля соответственно. Среди наших участников вас будут ...

Вертолетная индустрия – российской «нефтянке»: проблемы развития в новых условиях

В Москве прошла конференция «Вертолетные услуги в интересах нефтегазовой отрасли» в рамках Национального нефтегазового форума. Организованное Ассоциацией вертолетной индустрии, это мероприятие впервые объединило представителей двух взаимосвязанных отраслей – вертолетной индустрии и сырьевого сектора.

 

 

 

  Участники встречи обсудили актуальные вопросы межотраслевого взаимодействия, познакомились с новой вертолетной техникой для офшорных работ, рассмотрели практические и регулятивные аспекты применения вертолетов в интересах нефтегазовых компаний.

  Советник генерального директора холдинга «Вертолеты России» по региональному развитию Вячеслав Карцев рассказал, что рост мирового энергопотребления стимулирует активность компаний энергетического сектора, которые применяют вертолетную технику в своей работе. Нефтегазовый сектор – один из главных заказчиков предприятий вертолетной индустрии, вкладывающий реальные деньги в заказ техники и авиационных услуг. Наработанный вертолетный опыт также имеет большую значимость для развития арктических территорий как одной из стратегических задач страны. Карцев подчеркнул важность подготовки летно­технического персонала в вертолетной отрасли, а также соответствия стандартам Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP).

  Свой опыт оказания комплексных авиационных услуг для нефтегазовых предприятий представила компания «ЮТэйр – Вертолетные услуги». Ее вице­президент Дмитрий Стрельцов рассказал об эксплуатации вертолета Ми­171А2 и перспективах его применения в нефтегазовой отрасли. Компания стала первым коммерческим оператором вертолета этой модели, применяя его с февраля 2019 года в интересах компании «РН­Уватнефтегаз» (входит в НК «Роснефть»). Озвучив преимущества и недостатки данного вертолета,
Дмитрий Стрельцов остановился на подготовке летно­технических кадров на Ми­171А2. Так, в России ежегодно по состоянию здоровья списывается порядка 60­70 пилотов
(без учета бортмехаников), а замену им готовит только Омский летно­технический
колледж гражданской авиации им. А. В. Ляпидевского, который не обладает ресурсом даже для того, чтобы компенсировать естественное выбытие пилотов, не говоря уже
о покрытии роста потребностей рынка в новых пилотах.

  Директор по маркетингу и развитию бизнеса холдинга «Вертолеты России» Олег Ландин наглядно представил распределение видов авиаработ на вертолетах для нефтегазовых компаний по трем категориям:

1. Операции для обеспечения нефтегазовых месторождений материковой части (оншор).

2. Операции для обеспечения плавучих и стационарных морских платформ (офшор).

3. Вертолетное для обеспечения поиска и спасания, медицинской эвакуации, патрулирования трубопроводов и решения специальных задач.

  Докладчик подробно рассказал о возможностях отечественных вертолетов в области выполнения работ для ТЭК. Помимо «Ансата», Ка­226Т и Ми­8АМТ, он представил проект офшорного вертолета на базе Ми­171А2. По словам Олега Ландина, такой вертолет должен полностью соответствовать стандартам IOGP, т.е. оснащаться системой аварийного приводнения с системой самоактивации, обладать возможностью инструментальной посадки на морские буровые платформы и пр.

  Авиация в целом и вертолетная индустрия в частности – это отрасли с высокой международной кооперацией и взаимодействием. Точно так же, как вертолеты российского производства применяются для выполнения авиаработ за рубежом, машины иностранного применения находят свою нишу использования в России. С докладом «Линейка вертолетов Leonardo – безопасность эксплуатации для обслуживания морских буровых платформ» на конференции выступил Найджел Талбо (Nigel Talbot) – директор по безопасности и экспериментальным полетам, пилот Leonardo Helicopters. Главный тезис его доклада: безопасность равняется успеху. Это в равной степени касается и вертолетного, и нефтегазового бизнеса.

  О проблемах эксплуатации новых вертолетов в офшорных полетах рассказал Алексей Скориков – первый заместитель генерального директора, начальник летно­испытательного комплекса НПК «ПАНХ». Он отметил, что работы на вертолетах в интересах нефтегазовых компаний – это, с одной стороны, очень доходная, но, с другой стороны, очень сложная деятельность для компаний­операторов из­за строгих требований к оснащенности воздушных судов, квалификации сотрудников и международных требований по безопасности полетов.

  Одна из основных проблем в этой сфере – отсутствие полноценной коммуникации между заказчиками и исполнителями, а также отсутствие единого и понятного подхода к формированию требований, предъявляемых к исполнителям авиаработ.

 

 

   Алексей Скориков остановился на безопасности и перспективах развития отрасли. В связи с увеличением в нефтегазовой отрасли доли шельфовых проектов требования к безопасности офшорных полетов возрастают. Заказчики в России начинают предъявлять к авиакомпаниям требования, изложенные в международных документах (IOGP Report 590), предусматривающие совершенно иной, более высокий уровень соответствия компаний и их авиатехники. Однако в российских Федеральных авиационных правилах и в документах нефтегазовой отрасли единые требования отсутствуют. Таким образом, вертолетные компании либо модифицируют отечественные вертолеты, оснащая их необходимым дополнительным оборудованием (что не всегда в полной мере возможно), либо привлекают соответствующую требованиям IOGP зарубежную технику, что приводит к увеличению конечной стоимости оказываемых услуг.

  Поскольку взаимодействие нефтегазовых и вертолетных компаний проходит на коммерческой основе, то, помимо безопасности, важным фактором в этой области является финансовая составляющая. Вячеслав Карцев продемонстрировал механизм формирования расходов авиакомпаний, который может быть не всегда ясен заказчикам. Три главные категории – прямые переменные расходы (обслуживание, страхование грузов, ГСМ и пр.), прямые постоянные расходы (лизинг, амортизация, ТОиР, страхование ВС и людей, выплата зарплат и пр.), а также накладные расходы (оплата наземного персонала, прочие производственные и общехозяйственные расходы).

  По его словам, в современных российских условиях можно с определенной долей уверенности утверждать, что авиакомпании практически полностью исчерпали возможность снижения себестоимости перевозок за счет организационных мероприятий. Этому способствует постепенное и неизбежное выбытие из авиапарка возрастных вертолетов Ми­8Т, предлагающих наиболее низкий по стоимости летный час в семействе машин Ми­8/17. Эти факторы должны быть учтены при заказе авиаработ компаниями нефтегазового сектора.

  Для улучшения ситуации предлагается перейти к унификации подходов при расчете стоимости летного часа. Это приведет к снижению трудозатрат авиакомпаний на формирование предложений по запросам заказчиков, а также к повышению прозрачности ценообразования авиационных услуг.

  Офшорной инфраструктуре, связанной с применением вертолетной техники, было уделено внимание в рамках доклада «Законодательная база для проектирования и строительства авиационных комплексов надводных объектов», который представил Виталий Петров – ведущий специалист компании «Конверс Авиа Эксперт». Он подчеркнул полное несоответствие российской нормативно­правовой базы, регулирующей авиационные комплексы надводных объектов. Так, действующие сегодня в России «Общие авиационные требования к средствам обеспечения вертолетов на судах и приподнятых над водой платформах» на 25 страницах введены в действие в 1990 году, последняя актуальная правка датируется 1997 годом. Для сравнения: актуальные аналогичные стандарты CAP 437 Управления гражданской авиации Великобритании содержат 297 страниц и с 1981 по 2018 год получали 8 редакций. Российские правила в значительной степени противоречат и не соответствуют международным стандартам, стандартам и рекомендуемой практике ICAO и даже российским регламентам.

  Для решения сложившейся проблемы Виталий Петров предлагает Минпромторгу России включить в план законопроектной деятельности на 2020 год разработку проекта нормативного правового акта «Об утверждении и вводе в действие «Правил проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию авиационных комплексов надводных объектов». При разработке документа следует учесть современные национальные и международные требования, в том числе стандарты и рекомендации ICAO, для получения комплексного и всестороннего документа.

  Как и отмечал во вступительном слове Вячеслав Карцев, большое значение имеет подготовка кадров для осуществления авиаработ на вертолетах для нефтегазовой отрасли. Директор Центра аэронавигационного обеспечения полетов Андрей Дубовик отметил, что российские требования к персоналу, участвующему в обеспечении полетов, не соответствуют применяемой в мире практике и не в полной мере обеспечивают работу посадочных площадок. Отдельные специалисты не получают полноценного обучения и вынуждены выполнять сдвоенные обязанности.

  Для улучшения этой ситуации предлагается разработать новые стандарты, которые опираются на мировую практику, и обеспечивают качественное обучение специалистов. Это позволит не только повысить конкуренцию российского бизнеса, но и положительным образом скажется на безопасности полетов на суда и МБУ.

  Проведенная конференция охватила широкий спектр вопросов, важных для вертолетного обес­
печения работы нефтегазовых компаний: и консолидированный опыт применения вертолетов, и новые офшорные вертолеты, технологии, нормативно­правовая база, подготовка летно­технического и вспомогательного персонала, практика строительства морских объектов авиационной инфраструктуры и перспективы развития полетного информационного обеспечения.

  Ассоциация вертолетной индустрии планирует проведение второй подобной конференции в 2020 году и приглашает к участию большой круг специалистов из вертолетной и нефтегазовой индустрий.

НГС 2(35)2019


Категория статьи: Авиация

К содержанию журнала
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

sectormedia.ru

Перейти
Яндекс.Метрика