СОБЫТИЯ

Национальный нефтегазовый форум и выставка «Нефтегаз» в 2020 году

13–16 апреля 2020 года в Москве состоится 20-я юбилейная международная выставка «Нефтегаз-2020» совместно с Национальным нефтегазовым форумом, который пройдет с 14 по 15 апреля 2020 года в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР».
...

В отеле InterContinental состоялась ежегодная встреча операторов шельфовых проектов со своими подрядчиками

5 декабря состоялась четырнадцатая ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шельфе» (Нефтегазшельф-2019) – традиционная встреча нефтяников и газовиков со своими подрядчиками и поставщиками. В мероприятии приняли участие ...

«ЭкспоТех» и «Сила Сибири»: новый этап поставок бурового оборудования.

Магистральный газопровод «Сила Сибири» запущен в эксплуатацию, российский природный газ начал поступать на территорию КНР. Разрешение на запуск газопровода дал 2 декабря во время телемоста президент РФ Владимир Путин. ПО ...

Совет главных механиков – 2019

В Москве состоялось ежегодное совещание главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и СНГ. В этом году оно посвящено памяти Бориса Сергеевича Кабанова, основателя и бессменного председателя Совета главных ...

Инновации для огнезащиты нефтегазовых объектов представили в Тюмени

28 ноября в Тюмени прошла международная конференция «Огнезащита и пожарная безопасность объектов нефтегазового комплекса». Основными темами для обсуждения стали борьба с контрафактом на рынке огнезащиты и ноу-хау отечественного ...

Как правильно создавать и эксплуатировать системы автоматического контроля выбросов: опыт внедрения

СТАНИСЛАВЧИК К. В., ТОЛСТЫХ А. В., КОТОВ В. В., ПАРТАНСКИЙ И. В., АО «Нефтегазавтоматика»

 

В марте 2019 года Правительством РФ изданы исчерпывающие документы, которые определили требования к создаваемым и эксплуатируемым системам автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и сбросам загрязняющих веществ (далее – АСКВ или Система) на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I категории в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды [1, 2, 3]. Таким образом, предприятия I категории к моменту получения комплексного экологического разрешения (КЭР) обязаны иметь программу создания системы автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ. При этом с момента получения КЭР срок реализации программы не должен превышать 4 года.

 

  С учетом требований, упомянутых выше документов и опыта АО «Нефтегазавтоматика» по внедрению систем контроля выбросов на предприятиях ТЭК (в том числе АО «Газпромнефть-Московский НПЗ, ПАО «Юнипро»), а также методологии формирования такого класса систем, изложенной в патенте на изобретение, полученным нашей организацией, представляется необходимым выделить ряд этапов, непосредственно связанных с разработкой и внедрением АСКВ. При этом самое пристальное внимание уделить этапу работ, связанному с предпроектным обследованием. Специалистами АО «Нефтегазавтоматика» в течение 2015–2019 годов было проведено детальное обследование более 20 промышленных предприятий I категории на предмет создания для них АСКВ и подготовлены соответствующие технико-коммерческие предложения.

  К примеру, в ходе обследования стационарных источников выбросов АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» удалось получить результаты, на основе которых сформирована не только сама Программа работ по внедрению АСКВ, но и детально разработано задание на проектирование, позволяющее переходить к последующим этапам ее создания, что точно исключит ошибки при выборе оптимальных технических решений и сэкономит деньги заказчика на создание Системы.

  По своему назначению АСКВ является Системой двойного назначения, позволяющей в ходе ее функционирования получать не только информацию, связанную с контролем допустимых выбросов (сбросов), но и, на наш взгляд, позволяет лицам, ответственным за контроль хода технологического процесса на производстве, по получению информации от Системы реализовывать превентивные меры по снижению выбросов, тем самым уменьшая технологическую нагрузку на окружающую среду в зоне нахождения предприятия. Упомянутое нами ранее уже рекомендовалось [5] как одно из направлений деятельности АСКВ, позволяющее определить заинтересованность предприятия в результатах ее функционирования, равно как и получение достоверной оценки по размерам платежей за загрязнение окружающей среды.

  Вышеизложенное может быть эффективно использовано с разработкой соответствующих моделей, использующих связанные между собой параметры технологических процессов установок и выбросов загрязняющих веществ, с последующим отражением алгоритма действия в этих условиях в соответствующих инструкциях оператора технологической установки.

  Опыт внедрения систем типа АСКВ на предприятиях ТЭКа позволяет сделать ряд выводов относительно необходимости достаточно активного участия разработчика в ее эксплуатации.

  Проектирование и внедрение АСКВ в промышленную эксплуатацию является одним из первых этапов ее жизненного цикла. Учитывая, что АСКВ предприятия состоит из ряда локальных систем контроля (по числу контролируемых источников выбросов), составляющих ее нижний уровень, а верхним является сервер с сетью автоматизированных рабочих мест (АРМ) пользователей предприятия, а также наличие внешнего потребителя результатов измерений Системы – государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду [3]. Крайне важным в этой ситуации является работа по обеспечению легитимности (достоверности) производимых измерений, основа которой должна быть заложена ранее – на этапе проектирования и внедрения АСКВ. К числу необходимых решений относится выбор оптимального режима точек пробоотбора, расчета длины обогреваемой линии пробоотбора от самой точки пробоотбора до аналитического блока АСКВ, периодичность калибровки аналитического оборудования и т.п. Множество такого рода факторов формирует необходимый режим работы АСКВ, определяет периодичность контроля за ее функционированием, обеспечение которого является задачей обслуживающего персонала Системы. Таким образом, в этой ситуации повышается роль и ответственность разработчика АСКВ, в том числе и в части, касающейся ее сопровождения в процессе эксплуатации, а также обучения персонала заказчика (как пользователей, так и специалистов, осуществляющих текущее обслуживание Системы).

  В процессе создания и эксплуатации АСКВ разработчику необходимо будет учитывать один из факторов, оказывающих существенное влияние как на принимаемые технические решения на стадии проектирования, так и впоследствии на эффективную ее эксплуатацию. Имеется в виду активное общение с представителями региональных надзорных органов. Формально это выглядит как задача взаимодействия предприятия I категории с федеральным надзорным органом – Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в период как формирования заявки на получение КЭР [4], включающей программу внедрения АСКВ, так и на момент самой сдачи Системы в эксплуатацию, осуществляемую в соответствии с [2] непосредственно на самом объекте в присутствии представителей Росприроднадзора.

  Вместе с тем вышеизложенное свидетельствует о том, что разработчик АСКВ должен участвовать во всем жизненном цикле создания Системы, начиная от обследования источников выбросов на объекте, что позволит заказчику получить программу внедрения АСКВ, представляемую для получения КЭР, проектирования Системы (кроме метрологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности, необходимо будет пройти согласование с федеральным Росприроднадзором на предмет порядка передачи результатов измерений АСКВ в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду [3]). В конечном итоге, как указывалось ранее, разработчик АСКВ и заказчик будут совместно с территориальным органом Росприроднадзора согласовывать порядок участия последнего в приемо-сдаточных испытаниях, с подтверждением легитимности (достоверности) результатов измерений Системы. На этом, как показывает наш опыт, взаимодействие разработчика АСКВ и надзорного территориального органа не заканчивается (тем более, что для Росприроднадзора задачи организации автоматизированного контроля за выбросами экологически опасных предприятий – дело новое, требующее совместной отладки самой передачи данных измерений АСКВ в Госреестр). Это потребует от разработчика при сопровождении Системы в процессе ее эксплуатации сформировать совместно с заказчиком и Росприроднадзором амостоятельный раздел работ, реализуемый в течение планового периода.

  В заключение следует отметить, что решение задач контроля экологической безопасности предприятий РФ путем прямых инструментальных замеров выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, практически реализуемых путем создания АСКВ, должно осуществляться заказчиками этих работ с привлечением квалифицированных организаций, обладающих опытом работы в этой области.

  Настоящая статья не преследовала цель повторения основных принципов, изложенных в нормативных документах [1, 2, 3], а выделила ряд важных, на наш взгляд, моментов, связанных с созданием и эксплуатацией АСКВ.

 

Перечень документов основополагающей нормативно-правовой базы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 г. № 428-р «Виды технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, которые подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

2. Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 г. № 262 «Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ».

3. Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 г. № 263 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

4. Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва».

5. Журнал «Нефть и газ Сибири», № 3 (32), август 2018 г.

 

НГС 2(35)2019


Категория статьи: Экология

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика