СОБЫТИЯ

«Газ. Нефть. Технологии» подтверждает статус одной из самых востребованных выставок отрасли

22 мая в Уфе начнут работу Российский нефтегазохимический форум и международная выставка «Газ. Нефть. Технологии». Мероприятия проходят согласно Распоряжению Правительства РБ № 416-р от 11.05.2018. В Форуме и выставке примут участие ...

В Тюмени состоялась научно-практическая конференция «Информационные технологии в инжиниринге»

18 апреля в Тюмени состоялась XVIII Научно-практическая конференция «Информационные технологии в инжиниринге». Организатором мероприятия выступил ведущий российский проектный и научно-исследовательский институт в области комплексного ...

Сибгазстройдеталь начинает выпуск новой продукции

ЗАО «Завод «Сибгазстройдеталь» заключило 5-ти-летний контракт с компанией Red Wind «РЭД ВИНД Б.В.» на производство каркаса гондолы ветроэнергетических установок. Общий объем поставки – 388 комплектов. Выпуск ...

Завод «Сибгазстройдеталь» вышел на рынок ветрогенерации

Завод «Сибгазстройдеталь», один из ведущих производителей соединительных деталей трубопроводов, вышел на рынок ветрогенерации. Новая производственная площадка «ВетроСтройДеталь» находится в Волгодонске и занимает площадь ...

В Москве состоится встреча руководителей служб капитального строительства нефтегазовых компаний

31 мая 2018 года по адресу: Москва, улица Тверская, 22, отель InterContinental, состоится восьмая ежегодная конференция «Строительство в нефтегазовом комплексе» (Нефтегазстрой-2018). На конференции рассматриваются тенденции в ...

Игра по сомнительным правилам

К вопросу об искусственной конкуренции выпускников колледжей и вузов за лучшие рабочие места

 

Т. Е. КОРОВИНА, заведующая отделом
дополнительного профессионального образования
БОУ ОО СПО «Омский промышленно-экономический колледж»

 

Безусловным показателем качества профессиональной подготовки специалиста является его востребованность на высокооплачиваемом и престижном месте работы. Однако в последнее время система среднего специального образования столкнулась с новой для себя проблемой, причём искусственно навязанной государством (сознательно или по недосмотру – сказать сложно). С каждым годом студентам колледжей всё труднее обеспечить оплачиваемую производственную практику на солидном предприятии, выпускникам колледжей всё труднее получить престижное рабочее место. Количество выпускников профессиональных учебных заведений на такие вакансии растёт. Это происходит не за счёт роста контрольных цифр приёма в колледжи, а ввиду одного интересного факта – выпускники высших учебных заведений занимают вакансии рабочих. Модернизация современного производства требует, конечно, и соответствующую квалификации рабочего, но зачастую сегодня работодатель предпочитает взять на вакансию рабочего или техника инженера-выпускника вуза. Мечта работодателя – техник
с СПО, имеющий более высокий уровень теоретической подготовки.

Рассуждая, как простой налогоплательщик, задаюсь вопросом, а насколько это рентабельно для
общества?

Во-первых: стоимость подготовки выпускника вуза в 3-4 раза выше, чем выпускника суза.

Во-вторых: в высшей школе даже при наличии прекрасной материально-технической части все-таки отсутствует такая преподавательская категория, как мастера производственного обучения. Это особая каста! Костяк её составляют люди не просто владеющие рабочей профессией, но и имеющие многолетний производственный опыт, желание и умение передать секреты мастерства и профессионализма.

В-третьих: за время работы на вакансии рабочего молодой инженер может растерять навыки инженера и навсегда остаться квалифицированным рабочим.

Ввиду вышесказанного прихожу к выводу: с введением прикладного бакалавриата вузы стремятся занять нишу среднего профессионального образования, практически не оставляя системе среднего профессионального образования шансов на выживание.

Рынок труда диктует свои условия, что приводит к конкурентной борьбе учебных заведений за
«место под солнцем». Здоровая конкуренция всегда положительно сказывалась на качестве подготовки профессионалов, но при одинаковых условиях реализации поставленных задач. Факты говорят сами за себя: и среднее профессиональное, и высшее профессиональное образование теперь можно получить за 4 года, а с введением прикладного бакалавриата увеличивается и доля практического обучения, приближаясь к образовательным стандартам программ среднего профессионального образования. Студенты вузов имеют отсрочку от службы в рядах РА, что также положительно сказывается на уровне подготовки. Студенты же колледжа вынуждены прерывать своё обучение в связи с воинским призывом, а по возвращении из армии многие переходят на заочную форму подготовки, теряют связь с будущей профессией.

Выход в сложившейся ситуации есть. Для сохранения качественного прикладного характера среднего профессионального образования и получения востребованного бакалавриата необходимо активное взаимодействие систем высшего и среднего профессионального образования в части интеграции программ обучения, что позволит общими усилиями поставить на рынок труда профессионала, способного в короткий срок адаптироваться к современному производству и продолжить свою профессиональную карьеру.

Ключевая цель интеграции СПО и ВПО – формирование устойчивой системы профессионального образования, которая будет способна самостоятельно гибко реагировать на изменение социально-экономической ситуации.

НГС№2(15) 2014

 


Категория статьи: Наука и образование

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика