СОБЫТИЯ

В апреле представят дорожную карту по освоению месторождений Мирового океана

Минпромторг представит в Минприроды дорожную карту мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность к освоению месторождений в акватории Мирового океана. Об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. «У нас уже ...

В России хотят ввести штрафы за недолив бензина

Росстандарт и Минпромторг планируют в 2019 году внести в Госдуму законопроект об оборотных штрафах за недолив бензина на АЗС. Об этом сообщил глава Росстандарта Алексей Абрамов. По его словам, текст законопроекта уже готов, сейчас он проходит ...

Итоги Десятой Межотраслевой конференции «АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА-2019»

27 марта 2019г. в Москве успешно прошла X Межотраслевая конференция «АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА-2019». Организатор конференции - ООО «ИНТЕХЭКО» Вниманию делегатов конференции был представлен 21 доклад - промышленные ЛКМ ...

Наука, бизнес, политика – площадка для диалога специалистов нефтегазовой отрасли

С 21 по 24 мая в ВДНХ ЭКСПО УФА традиционно пройдут Международная выставка «Газ. Нефть. Технологии» и Российский Нефтегазохимический Форум*. За 27 лет своей истории, созданная здесь платформа объединила одну из самых масштабных в ...

Министр труда и социальной защиты РФ ознакомился с опытом повышения производительности труда на заводе «ПОЛЕМА»

Завод порошковой металлургии «ПОЛЕМА» (входит в ПМХ) посетил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в рамках рабочей поездки в Тульскую область. Основной целью его визита на предприятие стало обсуждение итогов первого года ...

Игра по сомнительным правилам

К вопросу об искусственной конкуренции выпускников колледжей и вузов за лучшие рабочие места

 

Т. Е. КОРОВИНА, заведующая отделом
дополнительного профессионального образования
БОУ ОО СПО «Омский промышленно-экономический колледж»

 

Безусловным показателем качества профессиональной подготовки специалиста является его востребованность на высокооплачиваемом и престижном месте работы. Однако в последнее время система среднего специального образования столкнулась с новой для себя проблемой, причём искусственно навязанной государством (сознательно или по недосмотру – сказать сложно). С каждым годом студентам колледжей всё труднее обеспечить оплачиваемую производственную практику на солидном предприятии, выпускникам колледжей всё труднее получить престижное рабочее место. Количество выпускников профессиональных учебных заведений на такие вакансии растёт. Это происходит не за счёт роста контрольных цифр приёма в колледжи, а ввиду одного интересного факта – выпускники высших учебных заведений занимают вакансии рабочих. Модернизация современного производства требует, конечно, и соответствующую квалификации рабочего, но зачастую сегодня работодатель предпочитает взять на вакансию рабочего или техника инженера-выпускника вуза. Мечта работодателя – техник
с СПО, имеющий более высокий уровень теоретической подготовки.

Рассуждая, как простой налогоплательщик, задаюсь вопросом, а насколько это рентабельно для
общества?

Во-первых: стоимость подготовки выпускника вуза в 3-4 раза выше, чем выпускника суза.

Во-вторых: в высшей школе даже при наличии прекрасной материально-технической части все-таки отсутствует такая преподавательская категория, как мастера производственного обучения. Это особая каста! Костяк её составляют люди не просто владеющие рабочей профессией, но и имеющие многолетний производственный опыт, желание и умение передать секреты мастерства и профессионализма.

В-третьих: за время работы на вакансии рабочего молодой инженер может растерять навыки инженера и навсегда остаться квалифицированным рабочим.

Ввиду вышесказанного прихожу к выводу: с введением прикладного бакалавриата вузы стремятся занять нишу среднего профессионального образования, практически не оставляя системе среднего профессионального образования шансов на выживание.

Рынок труда диктует свои условия, что приводит к конкурентной борьбе учебных заведений за
«место под солнцем». Здоровая конкуренция всегда положительно сказывалась на качестве подготовки профессионалов, но при одинаковых условиях реализации поставленных задач. Факты говорят сами за себя: и среднее профессиональное, и высшее профессиональное образование теперь можно получить за 4 года, а с введением прикладного бакалавриата увеличивается и доля практического обучения, приближаясь к образовательным стандартам программ среднего профессионального образования. Студенты вузов имеют отсрочку от службы в рядах РА, что также положительно сказывается на уровне подготовки. Студенты же колледжа вынуждены прерывать своё обучение в связи с воинским призывом, а по возвращении из армии многие переходят на заочную форму подготовки, теряют связь с будущей профессией.

Выход в сложившейся ситуации есть. Для сохранения качественного прикладного характера среднего профессионального образования и получения востребованного бакалавриата необходимо активное взаимодействие систем высшего и среднего профессионального образования в части интеграции программ обучения, что позволит общими усилиями поставить на рынок труда профессионала, способного в короткий срок адаптироваться к современному производству и продолжить свою профессиональную карьеру.

Ключевая цель интеграции СПО и ВПО – формирование устойчивой системы профессионального образования, которая будет способна самостоятельно гибко реагировать на изменение социально-экономической ситуации.

НГС№2(15) 2014

 


Категория статьи: Наука и образование

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика