СОБЫТИЯ

В Омске построят завод по производству катализаторов

«Газпром нефть» заключила специальный инвестиционный контракт на строительство завода по производству катализаторов в Омске. Соответствующий документ компания подписала с Минпромторгом и правительством Омской области в ходе Российского ...

Ямал признан регионом с самым доступным бензином в РФ

Предельная надбавка на нефтепродукты, влияющая на стоимость бензина, позволила Ямало-Ненецкому автономному округу возглавить рейтинг регионов по доступности топлива. Об этом сообщил представитель пресс-службы губернатора ЯНАО Дмитрия ...

27 марта 2019 г. в Москве состоится Десятая конференция АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА-2019

27 марта 2019 г. в ГК «ИЗМАЙЛОВО» (г. Москва) состоится Десятая Межотраслевая конференция «Антикоррозионная защита-2019», посвященная современным краскам и материалам для защиты от коррозии, решениям для усиления и ...

Более половины нефти в России добывается по новым технологиям

Более половины нефти в России добывается с помощью новых технологий, и их применение необходимо стимулировать. Об этом сообщил гендиректор Госкомиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров. «Необходимо разработать матрицу технологий, ...

В Уфе будут обсуждать цифровую трансформацию нефтегазохимической отрасли

В мае в Уфе традиционно пройдут Международная выставка «Газ. Нефть. Технологии» и Российский Нефтегазохимический Форум. За 27 лет своей истории эта профессиональная площадка стала одной из самых признанных и авторитетных для специалистов ...

Игра по сомнительным правилам

К вопросу об искусственной конкуренции выпускников колледжей и вузов за лучшие рабочие места

 

Т. Е. КОРОВИНА, заведующая отделом
дополнительного профессионального образования
БОУ ОО СПО «Омский промышленно-экономический колледж»

 

Безусловным показателем качества профессиональной подготовки специалиста является его востребованность на высокооплачиваемом и престижном месте работы. Однако в последнее время система среднего специального образования столкнулась с новой для себя проблемой, причём искусственно навязанной государством (сознательно или по недосмотру – сказать сложно). С каждым годом студентам колледжей всё труднее обеспечить оплачиваемую производственную практику на солидном предприятии, выпускникам колледжей всё труднее получить престижное рабочее место. Количество выпускников профессиональных учебных заведений на такие вакансии растёт. Это происходит не за счёт роста контрольных цифр приёма в колледжи, а ввиду одного интересного факта – выпускники высших учебных заведений занимают вакансии рабочих. Модернизация современного производства требует, конечно, и соответствующую квалификации рабочего, но зачастую сегодня работодатель предпочитает взять на вакансию рабочего или техника инженера-выпускника вуза. Мечта работодателя – техник
с СПО, имеющий более высокий уровень теоретической подготовки.

Рассуждая, как простой налогоплательщик, задаюсь вопросом, а насколько это рентабельно для
общества?

Во-первых: стоимость подготовки выпускника вуза в 3-4 раза выше, чем выпускника суза.

Во-вторых: в высшей школе даже при наличии прекрасной материально-технической части все-таки отсутствует такая преподавательская категория, как мастера производственного обучения. Это особая каста! Костяк её составляют люди не просто владеющие рабочей профессией, но и имеющие многолетний производственный опыт, желание и умение передать секреты мастерства и профессионализма.

В-третьих: за время работы на вакансии рабочего молодой инженер может растерять навыки инженера и навсегда остаться квалифицированным рабочим.

Ввиду вышесказанного прихожу к выводу: с введением прикладного бакалавриата вузы стремятся занять нишу среднего профессионального образования, практически не оставляя системе среднего профессионального образования шансов на выживание.

Рынок труда диктует свои условия, что приводит к конкурентной борьбе учебных заведений за
«место под солнцем». Здоровая конкуренция всегда положительно сказывалась на качестве подготовки профессионалов, но при одинаковых условиях реализации поставленных задач. Факты говорят сами за себя: и среднее профессиональное, и высшее профессиональное образование теперь можно получить за 4 года, а с введением прикладного бакалавриата увеличивается и доля практического обучения, приближаясь к образовательным стандартам программ среднего профессионального образования. Студенты вузов имеют отсрочку от службы в рядах РА, что также положительно сказывается на уровне подготовки. Студенты же колледжа вынуждены прерывать своё обучение в связи с воинским призывом, а по возвращении из армии многие переходят на заочную форму подготовки, теряют связь с будущей профессией.

Выход в сложившейся ситуации есть. Для сохранения качественного прикладного характера среднего профессионального образования и получения востребованного бакалавриата необходимо активное взаимодействие систем высшего и среднего профессионального образования в части интеграции программ обучения, что позволит общими усилиями поставить на рынок труда профессионала, способного в короткий срок адаптироваться к современному производству и продолжить свою профессиональную карьеру.

Ключевая цель интеграции СПО и ВПО – формирование устойчивой системы профессионального образования, которая будет способна самостоятельно гибко реагировать на изменение социально-экономической ситуации.

НГС№2(15) 2014

 


Категория статьи: Наука и образование

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика