СОБЫТИЯ

Россия останется главным поставщиком газа в Европу как минимум до 2040 года

РФ вплоть до 2040 года останется основным поставщиком газа в ЕС, несмотря на значительное снижение спроса на голубое топливо в Европе. Об этом сообщается в прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА). По его оценке, спрос на газ в ЕС ...

Доходы России от экспорта нефти в январе-сентябре выросли более чем на треть

Доходы РФ от экспорта нефти в январе-сентябре выросли на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до $94,056 млрд. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Общий объем экспорта нефти за указанный период составил ...

Омский НПЗ и Минприроды подписали соглашение об экологическом партнерстве

В Омской области заключено первое соглашение в сфере экологического партнерства между Минприроды и крупнейшим промышленным предприятием региона. До конца года подобные документы подпишут еще 20 компаний, имеющие выбросы загрязняющих веществ в ...

Россия не готова к освоению арктического шельфа?

В Москве прошел V международный форум «Геологоразведка 2018», участники которого обсудили перспективы освоения континентального шельфа, проблемы финансирования и технологической оснащенности отрасли. Если не принять меры по ...

«Газпром нефть» инвестирует 400 млрд. рублей в развитие Ямала

Около 400 млрд рублей инвестирует «Газпром нефть» в развитие «Нового Порта» и смежных проектов в ближайшие пять лет. Об этом шла речь на совещании с участием губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова и первого заместителя ...

Игра по сомнительным правилам

К вопросу об искусственной конкуренции выпускников колледжей и вузов за лучшие рабочие места

 

Т. Е. КОРОВИНА, заведующая отделом
дополнительного профессионального образования
БОУ ОО СПО «Омский промышленно-экономический колледж»

 

Безусловным показателем качества профессиональной подготовки специалиста является его востребованность на высокооплачиваемом и престижном месте работы. Однако в последнее время система среднего специального образования столкнулась с новой для себя проблемой, причём искусственно навязанной государством (сознательно или по недосмотру – сказать сложно). С каждым годом студентам колледжей всё труднее обеспечить оплачиваемую производственную практику на солидном предприятии, выпускникам колледжей всё труднее получить престижное рабочее место. Количество выпускников профессиональных учебных заведений на такие вакансии растёт. Это происходит не за счёт роста контрольных цифр приёма в колледжи, а ввиду одного интересного факта – выпускники высших учебных заведений занимают вакансии рабочих. Модернизация современного производства требует, конечно, и соответствующую квалификации рабочего, но зачастую сегодня работодатель предпочитает взять на вакансию рабочего или техника инженера-выпускника вуза. Мечта работодателя – техник
с СПО, имеющий более высокий уровень теоретической подготовки.

Рассуждая, как простой налогоплательщик, задаюсь вопросом, а насколько это рентабельно для
общества?

Во-первых: стоимость подготовки выпускника вуза в 3-4 раза выше, чем выпускника суза.

Во-вторых: в высшей школе даже при наличии прекрасной материально-технической части все-таки отсутствует такая преподавательская категория, как мастера производственного обучения. Это особая каста! Костяк её составляют люди не просто владеющие рабочей профессией, но и имеющие многолетний производственный опыт, желание и умение передать секреты мастерства и профессионализма.

В-третьих: за время работы на вакансии рабочего молодой инженер может растерять навыки инженера и навсегда остаться квалифицированным рабочим.

Ввиду вышесказанного прихожу к выводу: с введением прикладного бакалавриата вузы стремятся занять нишу среднего профессионального образования, практически не оставляя системе среднего профессионального образования шансов на выживание.

Рынок труда диктует свои условия, что приводит к конкурентной борьбе учебных заведений за
«место под солнцем». Здоровая конкуренция всегда положительно сказывалась на качестве подготовки профессионалов, но при одинаковых условиях реализации поставленных задач. Факты говорят сами за себя: и среднее профессиональное, и высшее профессиональное образование теперь можно получить за 4 года, а с введением прикладного бакалавриата увеличивается и доля практического обучения, приближаясь к образовательным стандартам программ среднего профессионального образования. Студенты вузов имеют отсрочку от службы в рядах РА, что также положительно сказывается на уровне подготовки. Студенты же колледжа вынуждены прерывать своё обучение в связи с воинским призывом, а по возвращении из армии многие переходят на заочную форму подготовки, теряют связь с будущей профессией.

Выход в сложившейся ситуации есть. Для сохранения качественного прикладного характера среднего профессионального образования и получения востребованного бакалавриата необходимо активное взаимодействие систем высшего и среднего профессионального образования в части интеграции программ обучения, что позволит общими усилиями поставить на рынок труда профессионала, способного в короткий срок адаптироваться к современному производству и продолжить свою профессиональную карьеру.

Ключевая цель интеграции СПО и ВПО – формирование устойчивой системы профессионального образования, которая будет способна самостоятельно гибко реагировать на изменение социально-экономической ситуации.

НГС№2(15) 2014

 


Категория статьи: Наука и образование

К содержанию журнала
«Нефть и Газ Сибири» №3(32) 2018 г.
Справочник отраслевых организаций
Яндекс.Метрика