СОБЫТИЯ

Ученые создали сорбент для удаления нефтепродуктов с поверхности воды

Ученые из Южного федерального университета (ЮФУ) разработали сорбент из шелухи подсолнечника, с помощью которого можно удалять с поверхности воды мазут, масло и нефть. Об этом сообщил один из разработчиков лаборант-исследователь кафедры ...

Роснефть добыла на Эргинском кластере пятимиллионную тонну нефти

Роснефть с начала разработки месторождений Эргинского кластера в 2017 году добыла 5 млн тонн нефти. Опережающий рост добычи на проекте был обеспечен в течение 2019 года. За этот период суточный объем извлекаемого сырья увеличился на 20% и ...

Омский НПЗ завершил монтаж основного оборудования на новом комплексе первичной переработки нефти

На площадке строительства комплекса первичной переработки нефти Омского НПЗ «Газпром нефти» завершена установка основного технологического оборудования. Этот проект является одним из ключевых проектов второго этапа программы развития ...

Закупочные службы нефтегазовых компаний соберутся на XV ежегодной конференции Нефтегазснаб-2020

17 марта 2020 года по адресу: Москва, Тверская, 22, отель InterContinental, состоится XVежегодная конференция «Снабжение в нефтегазовом комплексе» (Нефтегазснаб-2020), в которой принимают участие руководители служб ...

Открылась регистрация на выставку «НЕФТЕГАЗ-2020»

В 2020 году выставка пройдет с 13 по 16 апреля в ЦВК «Экспоцентр» и отпразднует 20-летний юбилей. Совместно с Выставкой состоится Национальный нефтегазовый форум, с 14 по 16 апреля соответственно. Среди наших участников вас будут ...

Российская Арктика: настоящее и будущее

 

 

  К 2035 году в Арктике будут добывать до 90 % газа и четверть всей нефти в стране, а качество жизни местного населения превысит среднероссийский уровень. По планам властей достичь этих целей позволит Новая арктическая стратегия РФ, проект которой рассмотрели в Совете Федерации.

 

 Вклад – больше, качество жизни – выше

 

  Заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр КРУТИКОВ отметил, что рассматриваемая Стратегия – это система документов, которая включает Федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике, где впервые на законодательном уровне будет установлено понятие «арктической зоны» и особой системы управления ее развитием.

  Замминистра обратил внимание аудитории на парадоксальные цифры. С одной стороны, имея на своей территории не более 1,5 % населения страны, Арктика обеспечивает 10 % ВВП страны за счет сектора нефтегазодобычи, 10,5 % инвестиций и 7 % чистой прибыли в российской экономике. С другой стороны – это регион, где значительно выше, чем в среднем по стране, уровень бедности и безработицы, и все основные показатели качества жизни хуже среднероссийских. Как результат – за последние 15 лет численность населения сократилась на 300 тыс. человек. «Этот разрыв между вкладом Арктики в экономическое развитие страны и качеством жизни местного населения я считаю ключевым внутренним вызовом на ближайшие 15 лет», – заявил докладчик.    

  Роль Арктики в нефтегазовом секторе России продолжит расти. По прогнозам Крутикова, вполне реально довести добычу газа до 90 % и нефти до 25 % от общероссийского объема. Арктика обеспечит России место одного из лидеров на рынке СПГ, производя до 120 млн. тонн в год. В ближайшие 15 лет появится и будет активно развиваться новая отрасль экономики – нефтегазохимия. Все это приведет к загрузке Северного морского пути до 160 млн. тонн в год – это в 8 раз больше, чем в 2018 году. А чтобы люди приезжали жить и работать в Арктику, уровень жизни здесь должен быть выше, чем в среднем по стране.

 

  Шельф – частным компаниям

 

  Новая арктическая стратегия даст ответ на вопрос, как именно будут достигнуты эти цели. Замминистра озвучил основные тезисы проекта.

  Он отметил, что вся Арктическая зона получит особый экономический режим с широким набором налоговых и неналоговых преференций. Экономическая деятельность в Арктике должна стать максимально привлекательной для инвесторов, а для этого нужно предусмотреть ряд преференций – например, дифференцированное налогообложение, предоставление налоговых каникул и таможенных льгот при внедрении новых технологий.

  Будет расти объем геологоразведки и сделан упор на развитие отечественных добычных технологий и сервисов. В том числе планируется активнее привлекать частные инвестиции. Чтобы интенсифицировать изучение и освоение шельфа, необходимо развивать конкуренцию и технологии. «Мы выступили за расширение доступа к нераспределенному шельфу частных компаний. Соответствующий законопроект готовится и в течение месяца будет представлен на обсуждение», – сообщил Крутиков. Сейчас к шельфу допущены только «Газпром» и «Роснефть».

  Также прорабатывается механизм инвестиционного налогового вычета в размере 50 % расходов на поиск, оценку и разведку шельфовых месторождений. «Ключевой вызов здесь – технологии. Сегодня сроки геологоразведки на шельфе могут достигать 10 лет – это ухудшает экономику любого проекта. За счет развития отечественных технологий этот срок может быть значительно уменьшен. Задача собственных буровых технологий будет одной из приоритетных в ближайшие 15 лет», – подчеркнул замминистра.

 

  Севморпуть и другая инфраструктура

 

  Также в приоритете развитие Северного морского транспортного коридора.

  «За счет развития минерально­сырьевых центров будут интенсивно расти грузоперевозки по Северному морскому пути. Значит, будет развиваться его инфраструктура и судостроение. Нет сомнений в достижении объемов 80 млн. тонн перевозок к 2024 году. А к 2030 году этот объем может достичь уже 120 млн. тонн», – отметил чиновник.

  По его словам, в ближайшее десятилетие объем грузоперевозок по СМП будет практически полностью формироваться за счет российских грузоотправителей. Но именно удовлетворение их потребностей в ледоколах, навигации, безопасности и связи создаст базу для круглогодичного прохождения судов по СМП с коммерческой скоростью. А это самое необходимое, хоть и не единственное, условие для переключения на СМП международных грузов. «Мы ставим целью сделать Севморпуть глобально конкурентоспособным транспортным коридором и, начиная с 2030­х годов, наращивать объем международных грузоперевозок. Для этого в Стратегию вводится новое понятие Северного морского транспортного коридора. Это вся транспортная коммуникация от Мурманска до Камчатки», – пояснил Крутиков.

  Развитие СМП станет драйвером для развития иной инфраструктуры в Арктике. Помимо Северного широтного хода, развитие ждет и другие железнодорожные магистрали. Особое внимание будет уделено рекам. «Уже реализующийся проект строительства Жатайской верфи в Якутске как раз для строительства речных судов – это первый шаг. В течение 15 лет нам предстоит полностью обновить речной флот для судоходства в северных реках», – сообщил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Большое значение придается и телекоммуникационной инфраструктуре.

  Продолжат развиваться технологии в области экологической безопасности.

  «В ближайшие 15 лет будут нарастать негативные последствия деградации многолетней мерзлоты. Сегодня мы не готовы адекватно отвечать на этот вызов. Экономический ущерб уже сегодня измеряется десятками, а по некоторым оценкам, сотнями миллиардов рублей», – отметил Крутиков, говоря о ключевых направлениях планируемых исследований в Арктике. Другая важная задача, над которой будет работать наука, – это сбережение здоровья людей в суровых климатических условиях.

 

  Кадры для Арктики

 

  Привлечением людей в регион со следующего года займется Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике. Особые условия предусмотрят для врачей и учителей. Крутиков напомнил, что уже увеличены подъемные для врачей и фельдшеров при переезде на Дальний Восток (2 и 1 млн. рублей соответственно), а с нового года такие же выплаты будут введены в Арктике.

  Приезжающим в Арктику специалистам нужно обеспечить доступ к социальным услугам и комфортную среду для жизни.

  Парламентарии сошлись во мнении, что для Арктической зоны должны разрабатываться собственные стандарты и правила – с учетом местной специфики.

  «На реализацию этих задач нужно около 350 млрд. рублей. В Стратегии мы предложим направлять налоги от новых проектов на повышение качества жизни в регионе», – сообщил замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

 

  Не нефтью единой

 

  Сегодня в Арктике располагается около 30 % неразведанных мировых запасов нефти и 15 % неразведанных мировых запасов газа, а начальные суммарные извлекаемые ресурсы составляют
80 млрд. тонн нефтяного эквивалента. Кроме этого, в Арктике обнаружены запасы платины, алмазов, золота и других, в том числе стратегических, металлов. Многие месторождения здесь уникальны, подчеркнул Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей КУТЕПОВ. По словам сенатора, горнодобывающая промышленность – это локомотив освоения Арктики, потому что
в Арктической зоне России, помимо нефти и газа, имеется много месторождений полезных ископаемых на всем побережье – на протяжении всего Северного морского пути.

  Андрей Кутепов указал, что реализация крупных инвестпроектов создаст совершенно иные условия для развития СМП и потребует его круглогодичной загрузки. Таким образом, будет сформирован долгосрочный заказ на танкерный и ледокольный флот. При этом ведение малого и среднего бизнеса в Арктическом регионе имеет свои особенности, которые должны учитываться и на уровне региона, и на уровне выстраивания государственной политики. «Отдельного внимания и индивидуального подхода требуют арктические моногорода, для которых малый и средний бизнес – один из способов решения проблем занятости и развития экономики», – отметил сенатор.

 

Арктическая зона России в 2035 году

87-89 % газа и 22-25 % нефти, добываемых в России

90-120 млн. тонн СПГ

120-160 млн. тонн перевозок по СМП, в том числе
10 млн. тонн транзита

13-15 % инвестиций в российской экономике

Не менее 5 % общего объема инвестиций в исследования, разработки и технологические инновации

Темпы роста промышленного производства
и производительности труда – не менее чем в 1,5 раза выше общероссийских

150-200 тыс. новых рабочих мест

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛЕДУЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА УРОВНЕ ЛУЧШЕ ОБЩЕРОССИЙСКИХ

• смертность трудоспособного населения;

• уровень образования;

• доля государственных (муниципальных) учреждений образования, культуры и спорта, здания которых находятся в аварийном состоянии;

• уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями;

• уровень доступности жилья;

• доля аварийного жилья;

• доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой;

• доля городов с благоприятной городской средой.

 

Круглогодичная транспортная доступность всех действующих населенных пунктов.

Широкополосный доступ в Интернет во всех населенных пунктах.

 

НГС 4(37)2019


Категория статьи: Стратегия

К содержанию журнала
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

sectormedia.ru

Перейти
Яндекс.Метрика