СОБЫТИЯ

Россия останется главным поставщиком газа в Европу как минимум до 2040 года

РФ вплоть до 2040 года останется основным поставщиком газа в ЕС, несмотря на значительное снижение спроса на голубое топливо в Европе. Об этом сообщается в прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА). По его оценке, спрос на газ в ЕС ...

Доходы России от экспорта нефти в январе-сентябре выросли более чем на треть

Доходы РФ от экспорта нефти в январе-сентябре выросли на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до $94,056 млрд. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Общий объем экспорта нефти за указанный период составил ...

Омский НПЗ и Минприроды подписали соглашение об экологическом партнерстве

В Омской области заключено первое соглашение в сфере экологического партнерства между Минприроды и крупнейшим промышленным предприятием региона. До конца года подобные документы подпишут еще 20 компаний, имеющие выбросы загрязняющих веществ в ...

Россия не готова к освоению арктического шельфа?

В Москве прошел V международный форум «Геологоразведка 2018», участники которого обсудили перспективы освоения континентального шельфа, проблемы финансирования и технологической оснащенности отрасли. Если не принять меры по ...

«Газпром нефть» инвестирует 400 млрд. рублей в развитие Ямала

Около 400 млрд рублей инвестирует «Газпром нефть» в развитие «Нового Порта» и смежных проектов в ближайшие пять лет. Об этом шла речь на совещании с участием губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова и первого заместителя ...

Внедрение в промышленность отечественных катализаторов крекинга и риформинга

А. С. БЕЛЫЙ, В. П. ДОРОНИН, А. В. ЛАВРЕНОВ

 

Основными направлениями совершенствования технологий переработки углеводородного сырья являются увеличение глубины переработки, повышение качества получаемых моторных топлив, а также рост выработки нефтехимического сырья (ароматические углеводороды, лёгкие алкены и другие мономеры). Процессы каталитического крекинга играют ключевую роль в увеличении глубины переработки нефти с получением компонентов моторных топлив и лёгких алкенов,
а процессы риформинга обеспечивают получение высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов.


Сегодня очевидно, что только использование отечественных технологий и катализаторов позволит России достичь показателей нефтепереработки, соответствующих мировому уровню, и установить её паритет в этой области по отношению к развитым зарубежным странам.
Более 30 лет в Институте проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук (ИППУ СО РАН) проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на создание промышленных марок катализаторов для важнейших процессов нефтепереработки – риформинга и каталитического крекинга. Учёные сотрудничают с Омским нефтеперерабатывающим заводом в области катализаторов крекинга на протяжении 20 лет. В настоящее время ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» имеет мощность по производству микросферических катализаторов крекинга на базе новой технологии 3 тыс. тонн в год. Планами предприятия предусмотрено её увеличение до 20 тыс. тонн в год. Также производится номенклатура катализаторов крекинга на основе ультрастабильного цеолита Y различного назначения:
- моноцеолитные катализаторы для обеспечения максимального выхода бензина;
- бицеолитные катализаторы для получения высокооктановых бензинов и повышенных отборов лёгких алкенов.
Катализаторы крекинга производства ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» эксплуатируются на трёх установках крекинга суммарной мощностью по сырью 6 млн. тонн в год. Установка секция 200 комплекса КТ-1/1 предприятия перерабатывает гидроочищенный вакуумный газойль с концом кипения 560-5700С и содержанием серы 0,05-0,06 % мас. Установка типа Г 43-103 ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» перерабатывает негидроочищенный вакуумный газойль с концом кипения 560-5700С и содержанием серы 0,75-0,85% мас. Отборы бензина крекинга достигают 54-56 и 48-49% мас. соответственно.
С апреля 2014 года началась загрузка катализатора производства Омского нефтеперерабатывающего завода на установку Г43-107 ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ», которая перерабатывает гидроочищенный вакуумный газойль с концом кипения 540-5500С и содержанием серы 0,20-0,25% мас. При степени замены импортного катализатора на отечественный в 32-35% отбор бензина вырос на 1,0-1,2% мас.
С использованием научных представлений об оптимальных свойствах катализаторов риформинга была разработана технология их производства и выпущено несколько серий новых катализаторов в ЗАО «Промышленные катализаторы» НК «ТНК–ВР» (г. Рязань) и на Ангарском заводе катализаторов и органического синтеза НК «Роснефть» (г. Ангарск). Произведённые в период 1992-2001 гг. катализаторы ПР-50, ПР-51 хорошо зарекомендовали себя в промышленности. Начиная с 2004 г. было освоено производство и начата эксплуатация улучшенного варианта катализатора этой серии марки ПР-71. С 2006 г. освоено производство катализатора RU-125, который интегрирует все положительные стороны предыдущих марок ПР-51, ПР-71, а также катализаторов риформинга серии REF разработки НПП Нефтехим (г. Краснодар). В 2010 г. осуществлено внедрение в промышленность четвёртой серии новых катализаторов (ШПР-81, ПР-81). Всего произведено 685 тонн новых катализаторов. В настоящее время с их использованием перерабатывается более
4 млн. тонн бензинов на 12 промышленных установках России и Украины.
Более чем 20-летний опыт эксплуатации катализаторов риформинга является демонстрацией высокого уровня достигнутых показателей, которые сравнимы и даже превосходят современный мировой уровень. Поэтапно достигнуто увеличение
октанового числа с 95 до 98-100 п. ИОЧ при повышении выхода риформата с 82 до 90% мас., выхода водорода с 1,6 до 2,8% мас., которые реализуются при существенно более низких температурах (465 против 475-4800С). Достигнутый уровень длительности рабочего цикла катализаторов составляет 2 года и более.
Причиной повышенной активности и селективности новых катализаторов является наличие в их составе парных Рt+-Lz центров, катализирующих реакции сопряжённой ароматизации С1-С4 и С6+ алканов при многократным рецикле газов в реакционную зону риформинга. Данная технология обеспечивает увеличение селективности процесса с 85 до 90-92% мас. в расчёте на переработанный бензин.
Реакции сопряжённой ароматизации лёгких углеводородных газов и бензиновых фракций положены в основу новых технологий производства моторных топлив. Новый процесс «Биформинг» последовательно прошёл апробацию на лабораторном, пилотном и опытно-промышленном уровнях. Для этого была проведена реконструкция типовой установки риформинга Л-35-11/300 Рязанского НПЗ, позволяющая организовать рецикл пропан-бутановой фракции с блока стабилизации этой установки в тройник смешения бензиновой фракции с циркулирующим водородсодержащим газом. При включении в переработку 4,3% мас. углеводородов при промышленных испытаниях достигнуто увеличение выработки высокооктанового бензина на 3,0% при температуре процесса 470-4800С.
Технология «Ионоформинг» предполагает подачу в переработку углеводородных газов из внешних источников (нефтяные и попутные газы) в количествах до 20% мас. Она реализуется в пилотном масштабе и обеспечивает выход высокооктанового компонента (ИОЧ 96-98 п.) в количестве 96-105% к бензиновой фракции.
Технология «Экоформинг» представляет собой комбинацию технологий «биформинга» или «ионоформинга» с процессами гидроизомеризации ароматических углеводородов в алкилциклопентаны и селективного гидрокрекинга н-парафинов. Она обеспечивает снижение содержания ароматических углеводородов от 70 до 45-50% мас. при октановом числе 96-97 п. с выходом до 90% мас. в расчёте на бензин.
Значение развиваемых научных представлений о приготовлении катализаторов процессов риформинга и «экоформинга», а также созданных на их основе технологий, состоит в том, что обосновываются и открываются принципиально новые возможности переработки углеводородного сырья (включая малоценные С3-С4 газы) в высокооктановые моторные топлива.
Катализаторы крекинга и риформинга, разработанные отечественными учёными, не уступают по своим характеристикам импортным аналогам. При соответствующей государственной поддержке в ближайшей перспективе возможно достижение 100% уровня импортозамещения по этим позициям.

 

 


Категория статьи: Технологии

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика