СОБЫТИЯ

В апреле представят дорожную карту по освоению месторождений Мирового океана

Минпромторг представит в Минприроды дорожную карту мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность к освоению месторождений в акватории Мирового океана. Об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. «У нас уже ...

В России хотят ввести штрафы за недолив бензина

Росстандарт и Минпромторг планируют в 2019 году внести в Госдуму законопроект об оборотных штрафах за недолив бензина на АЗС. Об этом сообщил глава Росстандарта Алексей Абрамов. По его словам, текст законопроекта уже готов, сейчас он проходит ...

Итоги Десятой Межотраслевой конференции «АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА-2019»

27 марта 2019г. в Москве успешно прошла X Межотраслевая конференция «АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА-2019». Организатор конференции - ООО «ИНТЕХЭКО» Вниманию делегатов конференции был представлен 21 доклад - промышленные ЛКМ ...

Наука, бизнес, политика – площадка для диалога специалистов нефтегазовой отрасли

С 21 по 24 мая в ВДНХ ЭКСПО УФА традиционно пройдут Международная выставка «Газ. Нефть. Технологии» и Российский Нефтегазохимический Форум*. За 27 лет своей истории, созданная здесь платформа объединила одну из самых масштабных в ...

Министр труда и социальной защиты РФ ознакомился с опытом повышения производительности труда на заводе «ПОЛЕМА»

Завод порошковой металлургии «ПОЛЕМА» (входит в ПМХ) посетил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в рамках рабочей поездки в Тульскую область. Основной целью его визита на предприятие стало обсуждение итогов первого года ...

Внедрение в промышленность отечественных катализаторов крекинга и риформинга

А. С. БЕЛЫЙ, В. П. ДОРОНИН, А. В. ЛАВРЕНОВ

 

Основными направлениями совершенствования технологий переработки углеводородного сырья являются увеличение глубины переработки, повышение качества получаемых моторных топлив, а также рост выработки нефтехимического сырья (ароматические углеводороды, лёгкие алкены и другие мономеры). Процессы каталитического крекинга играют ключевую роль в увеличении глубины переработки нефти с получением компонентов моторных топлив и лёгких алкенов,
а процессы риформинга обеспечивают получение высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов.


Сегодня очевидно, что только использование отечественных технологий и катализаторов позволит России достичь показателей нефтепереработки, соответствующих мировому уровню, и установить её паритет в этой области по отношению к развитым зарубежным странам.
Более 30 лет в Институте проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук (ИППУ СО РАН) проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на создание промышленных марок катализаторов для важнейших процессов нефтепереработки – риформинга и каталитического крекинга. Учёные сотрудничают с Омским нефтеперерабатывающим заводом в области катализаторов крекинга на протяжении 20 лет. В настоящее время ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ» имеет мощность по производству микросферических катализаторов крекинга на базе новой технологии 3 тыс. тонн в год. Планами предприятия предусмотрено её увеличение до 20 тыс. тонн в год. Также производится номенклатура катализаторов крекинга на основе ультрастабильного цеолита Y различного назначения:
- моноцеолитные катализаторы для обеспечения максимального выхода бензина;
- бицеолитные катализаторы для получения высокооктановых бензинов и повышенных отборов лёгких алкенов.
Катализаторы крекинга производства ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» эксплуатируются на трёх установках крекинга суммарной мощностью по сырью 6 млн. тонн в год. Установка секция 200 комплекса КТ-1/1 предприятия перерабатывает гидроочищенный вакуумный газойль с концом кипения 560-5700С и содержанием серы 0,05-0,06 % мас. Установка типа Г 43-103 ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» перерабатывает негидроочищенный вакуумный газойль с концом кипения 560-5700С и содержанием серы 0,75-0,85% мас. Отборы бензина крекинга достигают 54-56 и 48-49% мас. соответственно.
С апреля 2014 года началась загрузка катализатора производства Омского нефтеперерабатывающего завода на установку Г43-107 ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ», которая перерабатывает гидроочищенный вакуумный газойль с концом кипения 540-5500С и содержанием серы 0,20-0,25% мас. При степени замены импортного катализатора на отечественный в 32-35% отбор бензина вырос на 1,0-1,2% мас.
С использованием научных представлений об оптимальных свойствах катализаторов риформинга была разработана технология их производства и выпущено несколько серий новых катализаторов в ЗАО «Промышленные катализаторы» НК «ТНК–ВР» (г. Рязань) и на Ангарском заводе катализаторов и органического синтеза НК «Роснефть» (г. Ангарск). Произведённые в период 1992-2001 гг. катализаторы ПР-50, ПР-51 хорошо зарекомендовали себя в промышленности. Начиная с 2004 г. было освоено производство и начата эксплуатация улучшенного варианта катализатора этой серии марки ПР-71. С 2006 г. освоено производство катализатора RU-125, который интегрирует все положительные стороны предыдущих марок ПР-51, ПР-71, а также катализаторов риформинга серии REF разработки НПП Нефтехим (г. Краснодар). В 2010 г. осуществлено внедрение в промышленность четвёртой серии новых катализаторов (ШПР-81, ПР-81). Всего произведено 685 тонн новых катализаторов. В настоящее время с их использованием перерабатывается более
4 млн. тонн бензинов на 12 промышленных установках России и Украины.
Более чем 20-летний опыт эксплуатации катализаторов риформинга является демонстрацией высокого уровня достигнутых показателей, которые сравнимы и даже превосходят современный мировой уровень. Поэтапно достигнуто увеличение
октанового числа с 95 до 98-100 п. ИОЧ при повышении выхода риформата с 82 до 90% мас., выхода водорода с 1,6 до 2,8% мас., которые реализуются при существенно более низких температурах (465 против 475-4800С). Достигнутый уровень длительности рабочего цикла катализаторов составляет 2 года и более.
Причиной повышенной активности и селективности новых катализаторов является наличие в их составе парных Рt+-Lz центров, катализирующих реакции сопряжённой ароматизации С1-С4 и С6+ алканов при многократным рецикле газов в реакционную зону риформинга. Данная технология обеспечивает увеличение селективности процесса с 85 до 90-92% мас. в расчёте на переработанный бензин.
Реакции сопряжённой ароматизации лёгких углеводородных газов и бензиновых фракций положены в основу новых технологий производства моторных топлив. Новый процесс «Биформинг» последовательно прошёл апробацию на лабораторном, пилотном и опытно-промышленном уровнях. Для этого была проведена реконструкция типовой установки риформинга Л-35-11/300 Рязанского НПЗ, позволяющая организовать рецикл пропан-бутановой фракции с блока стабилизации этой установки в тройник смешения бензиновой фракции с циркулирующим водородсодержащим газом. При включении в переработку 4,3% мас. углеводородов при промышленных испытаниях достигнуто увеличение выработки высокооктанового бензина на 3,0% при температуре процесса 470-4800С.
Технология «Ионоформинг» предполагает подачу в переработку углеводородных газов из внешних источников (нефтяные и попутные газы) в количествах до 20% мас. Она реализуется в пилотном масштабе и обеспечивает выход высокооктанового компонента (ИОЧ 96-98 п.) в количестве 96-105% к бензиновой фракции.
Технология «Экоформинг» представляет собой комбинацию технологий «биформинга» или «ионоформинга» с процессами гидроизомеризации ароматических углеводородов в алкилциклопентаны и селективного гидрокрекинга н-парафинов. Она обеспечивает снижение содержания ароматических углеводородов от 70 до 45-50% мас. при октановом числе 96-97 п. с выходом до 90% мас. в расчёте на бензин.
Значение развиваемых научных представлений о приготовлении катализаторов процессов риформинга и «экоформинга», а также созданных на их основе технологий, состоит в том, что обосновываются и открываются принципиально новые возможности переработки углеводородного сырья (включая малоценные С3-С4 газы) в высокооктановые моторные топлива.
Катализаторы крекинга и риформинга, разработанные отечественными учёными, не уступают по своим характеристикам импортным аналогам. При соответствующей государственной поддержке в ближайшей перспективе возможно достижение 100% уровня импортозамещения по этим позициям.

 

 


Категория статьи: Технологии

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика