СОБЫТИЯ

В апреле представят дорожную карту по освоению месторождений Мирового океана

Минпромторг представит в Минприроды дорожную карту мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность к освоению месторождений в акватории Мирового океана. Об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. «У нас уже ...

В России хотят ввести штрафы за недолив бензина

Росстандарт и Минпромторг планируют в 2019 году внести в Госдуму законопроект об оборотных штрафах за недолив бензина на АЗС. Об этом сообщил глава Росстандарта Алексей Абрамов. По его словам, текст законопроекта уже готов, сейчас он проходит ...

Итоги Десятой Межотраслевой конференции «АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА-2019»

27 марта 2019г. в Москве успешно прошла X Межотраслевая конференция «АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА-2019». Организатор конференции - ООО «ИНТЕХЭКО» Вниманию делегатов конференции был представлен 21 доклад - промышленные ЛКМ ...

Наука, бизнес, политика – площадка для диалога специалистов нефтегазовой отрасли

С 21 по 24 мая в ВДНХ ЭКСПО УФА традиционно пройдут Международная выставка «Газ. Нефть. Технологии» и Российский Нефтегазохимический Форум*. За 27 лет своей истории, созданная здесь платформа объединила одну из самых масштабных в ...

Министр труда и социальной защиты РФ ознакомился с опытом повышения производительности труда на заводе «ПОЛЕМА»

Завод порошковой металлургии «ПОЛЕМА» (входит в ПМХ) посетил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в рамках рабочей поездки в Тульскую область. Основной целью его визита на предприятие стало обсуждение итогов первого года ...

Юбилейный 2014-й

Уходящий год ознаменовался для отечественной нефтегазовой отрасли
(в особенности – для нефтедобывающего сектора) сразу несколькими знаменательными событиями.
Рассказываем обо всех по порядку.

 

85 лет прикамской нефти

 

Сегодня, когда Пермский край по праву входит в число крупнейших нефтеносных провинций страны, сложно поверить, что в начале пути перспективность разработки его недр горячо оспаривалась геологами. Конечно, предположения о наличии нефтяного сырья встречались в разрозненных трудах исследователей XVIII-XIX веков. О признаках нефти в горных породах и известняках Перми писали специалист горного дела В. де ГЕННИН, геолог А. КРАСНОПОЛЬСКИЙ. Однако эти единичные мнения тонули в общем «вердикте», который не предполагал компромиссов: «…надобно полагать, что в России
(не говоря о западном прибрежье Каспийского моря) нет надежды на открытие нефти…» – говорилось в Горном журнале, отражавшем достижения геологии в России XIX века.
Однако уже в 20-х годах следующего столетия результаты труда исследовательской группы во главе с профессором П. ПРЕОБРАЖЕНСКИМ в очередной раз доказали, что право на ошибку имеют и лучшие умы человечества. В 1925-1927 гг. учёные обнаружили большую площадь калийно-магниевых солей в районе Соликамска. Одна из скважин месторождения была заложена в октябре 1928 года на окраине с. Верхнечусовские Городки на реке Россошка Её постепенно углубляли, и уже 16 апреля 1929 г. на поверхность удалось извлечь образцы породы, в трещинах которой обнаружили нефть.
Поистине историческую важность имело событие, произошедшее в начале июля 1929 г.: именно тогда из артинских отложений ударил мощный фонтан нефти. Объёмы сырья, полученного на протяжении первых двух месяцев после этого, были по тогдашним меркам поразительными: скважина ежесуточно давала 40 тонн нефти! Но такая продуктивность сохранялась недолго, и к осени 1929-го объём получаемой за сутки нетфи уже не превышал 10-тонного рубежа. Это ставило под угрозу выполнение плана добычи: Урал в 1932-1933 гг. должен был поставить стране пять миллионов тонн нефти.
Геологи вновь начали терять веру в сырьевые возможности края и были близки к решению: прекратить всяческие изыскания нефти в Прикамье. Нефтяники же, работавшие в Верхнечусовских Городках, и Верхне-Городковский райком партии настаивали на продолжении изысканий: «С начала открытия нефти (1929 г.) на сегодняшний день (04.06.1932 г.) пройдено свыше 50 скважин с общим метражом 24 771,06 м., из них 5 скважин оказались с нефтью промышленного значения с дебетом до 1000 тонн в месяц, причём большинство из пройденных буровых дали признаки нефтеносности…». Именно их преданность позволила открыть новые месторождения нефти, так необходимые для страны, и прославить район между Волгой и Уралом как одну из богатейших и перспективных территорий нефтедобычи.

 

70 лет с начала освоения девонской нефти

 

Пока геологи Прикамья доказывали необходимость дальнейшего исследования пермских месторождений, профессиональное сообщество всерьёз обсуждало и другие актуальные проблемы отрасли. Важное место в их числе занимала проблема разработки девонской нефти в Туймазинском районе Башкирии, которую обнаружили нефтеразведчики, руководимые И. ГУБКИНЫМ. Проанализировав результаты геологических исследований Урало-Волжского района, учёный указал места наиболее вероятных залеганий нефти.
На тот момент девонская нефть считалась трудноизвлекаемой. Поэтому для того, чтобы освоить существующие запасы, требовалось совершенствование технологий нефтедобычи и проектирование оборудования, которое позволило бы бурить скважины глубиной более 2 тысяч метров.
Извлечь трудноизвлекаемую нефть на практике получилось быстрее, чем можно было ожидать: спустя 15 лет с начала исследования девона будущий академик Андрей Алексеевич ТРОФИМУК получил первый фонтан девонской нефти на Туймазинском месторождении. «Чёрное золото» мощным фонтаном вырвалось из скважины № 100 данного месторождения 23 сентября 1944 года. Эта дата стала поистине началом новой вехи нефтедобычи и ознаменовала начало новой жизни для всего западного региона Башкортостана.
Советское правительство высоко оценило труд разведчиков недр, открывших девонскую нефть. Геологи были удостоены Государственной премии, большая группа нефтяников была награждена орденами и медалями СССР. После открытия девонской нефти в Туймазах Башкортостан получил статус Второго Баку, а на западе республики вырос город Октябрьский.

 

50 лет промышленной добычи нефти в Западной Сибири

 

В мае 1964 г. на Омский нефтеперерабатывающий завод были направлены первые баржи с нефтью, добытой на месторождениях Шаима, Усть-Балыка и Мегиона.
От причала «Сухой бор» вниз по течению Конды отправился танкер ТН-652 с 600 тоннами нефти, а немногим позже от причала Усть-Балыка на протоке Юганская Обь отошёл пароход «Капитан» с двумя баржами, в трюмах которых находилось 3700 тонн «чёрного золота». В начале июня того же года от причала «Баграс» отбыл пароход «М. Ползунов» с двумя баржами, вместившими 3684 тонны первой мегионской нефти. Общий объём углеводородного сырья, отправленного с Усть-Балыка и Мегиона в навигацию 1964 г., превысил 134 тысячи тонн нефти.
С этих небольших по современным меркам поставок начиналась большая нефть Западной Сибири: результатом своей упорной работы геологи и специалисты нефтедобычи свели на нет позицию скептиков, утверждавших, что добыча сырья в промышленных масштабах на территории данного региона невозможна.
Всего за несколько десятков лет огромный и в некотором отношении неосвоенный край стал цивилизованным регионом: здесь появились новые города и современные рабочие посёлки, уникальные в масштабах страны дорожные сети, крупнейшие нефте- и газопроводы, проложенные через гибельные болотные топи и вечную мерзлоту.
По сложности освоение подземных кладовых Западной Сибири один из создателей невиданного в истории нефтегазового комплекса, президент Союза нефтегазопромышленников России (СНП) Геннадий ШМАЛЬ, на торжественном собрании в честь 50-летия промышленной добычи нефти сравнил с первым шагом человека на Луне: «240 тысяч тонн добыли тюменцы в 1964 г., а через 23 года, в 1987 г., добыча нефти в этом районе составила 415 миллионов тонн! Вообще, это больше, чем добывала в то время Саудовская Аравия – нынешний мировой лидер, не говоря уже о многих других странах. Вот что такое Западная Сибирь!».


Категория статьи: Юбилей

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика