СОБЫТИЯ

Выставка «Нефтегаз-2018» и Национальный нефтегазовый форум продолжают развивать сотрудничество с Министерством промышленности и торговли РФ

Минпромторг России примет участие в выставке «Нефтегаз-2018» и деловой программе «Национального нефтегазового форума 2018»,уделив большое внимание вопросам развития отечественного нефтегазового оборудования и технологий в ...

Сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти продлена до 2019 года

Организация стран-экспортеров нефти и не входящих в картель стран (ОПЕК+) пришла к выводу, что решение о продлении сделки по сокращению добычи нефти в 2018 году необходимо оставить без изменений. Об этом сообщил министр энергетики России Александр ...

«ЗАО «Нижневартовскремсервис» приступил к реализации контракта на поставку крупной партии нефтепромыслового и емкостного оборудования»

ЗАО "Нижневартовскремсервис", входящее в АО "Группу ГМС", изготовит и поставит в 2018 году для ряда добывающих предприятий ПАО "НК "Роснефть" крупные партии емкостей подземных ЕП и ЕПП номинальным объемом от 3м3 до 40 м3 и автоматизированных ...

В отеле Inter Continental заказчики встретились с поставщиками шельфовых проектов

7 декабря состоялась двенадцатая ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шельфе» (Нефтегазшельф-2017) —традиционная встреча нефтяников и газовиков со своими подрядчиками и поставщиками. В конференции «Нефтегазшельф - ...

Первая партия ямальского СПГ отправлена заказчику

Первая партия сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ» отправлена дочерней компании малайзийской государственной нефтегазовой Petroliam Nasional Berhad (Petronas) - Petronas LNG UK Ltd. Об этом говорится в сообщении ...

«Закон о нефтесервисе»: быть или не быть

В. А. БОРИСОВ, президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний

 

Добыча и переработка углеводородов является главным источником финансирования бюджета страны. Сегодня на уровне государства создаются условия максимального благоприятствования для развития этих двух направлений. При этом нефтегазовый сервис – ключевое звено цепи – остаётся в тени и вынужден выживать самостоятельно.

 

У данной проблемы есть вполне законные исторические предпосылки. Ещё пару десятилетий назад сервисные предприятия находились внутри ВИНКов. Они работали при конкретном недропользователе, были обеспечены объёмами и соответствующей материально-технической базой. В конце 90-х нефтяные компании начали избавляться от так называемых непрофильных активов, выводя из своих структур сервис, а затем и научно-исследовательские институты. В результате нефтегазовый сервис, фактически выделившись в отдельную отрасль, на законодательном уровне не получил такого статуса.

Какое-то время сервис двигался что называется по инерции. Самостоятельные предприятия на правах подрядных организаций оказывали нефтедобывающим компаниям услуги. Выручка же преимущественно уходила на налоги и заработную плату, в меньшей степени вкладывалась в техническое оснащение. Ситуация осложнилась, когда на рынок нефтесервисных услуг стремительно начали заходить зарубежные компании. Цифры говорят сами за себя: за 12 лет зарубежный сервис увеличил долю своего присутствия с 10% до 65%, российский же снизил с 90% до 35%.

В этой связи сегодня остро возникает вопрос законодательно закрепить статус российского нефтесервиса как отрасли.

По мнению президента Тюменской Ассоциации нефтегазосервисных компаний, начать следует с определения: что такое российский нефтесервис. «Необходимо собрать статистические данные, какое количество предприятий сегодня относит себя к сервису. Если машиностроительное предприятие выпускает приборы и оборудования для ТЭКа, очевидно, его можно зачислить в эту группу. Таких компаний сегодня немало, и они осваивают довольно приличные объёмы. А при создании соответствующих условий их можно увеличить в разы», – пояснил Владимир Борисов.

Следующим шагом должно стать законодательное закрепление преимущества российских компаний перед зарубежными. Подобная практика давно отработана на примере Норвегии, Канады, Китая. На подряд иностранным фирмам там отдаётся только 30% от общего объёма работ. При этом обязательным условием является раскрытие технологий работы. В России же зарубежные сервисники не только получают доступ в стратегическую отрасль, но и не раскрывают свои технологии. Фактически, отдавая подряды иностранцам, мы ставим под угрозу национальную безопасность, ещё и приплачивая им.

«Сегодня инициатива по созданию закона о нефтесервисе уже поддержана на региональном и федеральном уровнях. Минэнерго РФ приступило к разработке «дорожной карты», но запущенный механизм притормозили санкции, которые, по сути дела, как раз призваны добить сервис. И, если бы он был высоко развит, удар был бы мощнейшим. Но сегодня, когда зарубежным компаниям запрещено продавать оборудование и технологии российскому нефтесервису, у нас появился шанс сделать качественный рывок», – подчеркнул Владимир Борисов.

Однако для этого необходимо выполнить ряд условий. В первую очередь изменения должны коснуться юридических взаимоотношений заказчиков и исполнителей. Сейчас контракты подписывают в основном на год, редко на три. Все текущие работы подрядчики выполняют на собственные средства. Оплату по счетам они получают лишь через два месяца, а то и больше. При этом НДС они обязаны выплатить намного раньше – по факту выполнения заказов.

Ещё один немаловажный недостаток касается высокой стоимости оборудования для отечественного нефтегазового сервиса и длительного срока его окупаемости. Это то, что даёт преимущество зарубежным конкурентам. Изменить соотношение западных фирм и российских предприятий на рынке можно. Достаточно ввести в практику долгосрочные контракты, учитывающие перспективы развития поставщиков и заказчиков.

«Разумеется, сейчас не самый подходящий период для изменения налогового законодательства. Но по факту ситуации с вводом санкций усугубляют повышающиеся налоговые ставки. Федеральному центру нужно пополнять бюджет, другого пути нет. Но, если бы нам дали налоговые каникулы, обязав за 2 года увеличить объёмы вдвое, уверен, российский нефтесервис пошёл бы на такой шаг и выполнил договорённости», – отметил Владимир Борисов.

По его мнению, компенсировать выпадающие доходы можно за счёт резервного фонда.

«Государство должно быть двигателем экономики. Все достижения капиталистические страны имеют потому, что они не боятся одалживать деньги. Долг США составляет 100% их собственного ВВП. Россия имеет 18% нашего ВВП. Есть и «золотая середина» – Германия и Франция используют 2/3 ВВП. Государство берёт долг и тем самым создаёт необходимые условия для работы своей экономики. А мы с помощью НДС и НДФЛ не даём развиться предприятиям», – подчеркнул Владимир Борисов.

Изменения должны коснуться и банковского сектора. Речь идёт не только о дорогих кредитах. К числу серьёзных помех в деятельности можно смело отнести устаревшие требования по их обеспечению, бюрократическую волокиту, связанную не столько с оформлением займа, сколько с последующим отслеживанием финансово-хозяйственной деятельности предприятия, взявшего в долг.

Хорошим подспорьем для сервисников стал бы доступ к информации о крупнейших закупках нефтегазовых компаний с госучастием, а также сведениям о среднесрочных потребностях нефтегазовых компаний в оборудовании и услугах. Это позволило бы иметь представление, в каком направлении двигаться. С этой же целью следует активизировать создание в России системы единой предварительной квалификации поставщиков нефтегазового комплекса по аналогии с западными системами Achilles и FPAL. Такой комплекс мер позволит скоординировать работу всех участников рынка и сделает его максимально открытым и прозрачным.

Следующим этапом должна стать консолидация научно-исследовательских институтов. Да, многие нефтяные компании сохранили такие подразделения в своей структуре. Но в общей массе наука разобщена. При этом в той же Франции, где нефти меньше, чем вина, существует институт нефти и газа. Именно он занимается решением стратегических вопросов по развитию нефтяной промышленности. В том числе, способствует расширению географии присутствия Шлюмберже. На сегодняшний день доход компании достигает 40 млрд. долларов, половина из которых зарабатывается в России.

«Почему бы в России таким статусом не наделить Сколково? Небольшие научные институты, что называется, выполняли бы работу на местах, а один крупный центр в целом определял стратегию развития отрасли, в рамках принятого инновационного курса страны», – отметил Владимир Борисов.

По его мнению, особое внимание следует уделить и кадровому обеспечению. Сегодня нефтяников, а по факту топ-менеджеров, по всей России готовится сотнями. Следует ограничить число вузов, готовящих кадры для ТЭКа. Закрепить это право за ведущими вузами: ТюмГНГУ, РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, чтобы они действительно готовили достойные кадры для отрасли.

«Следует использовать и тот кадровый русскоязычный потенциал, который сегодня сосредоточен в Восточной Украине, Чечне, Ставропольском крае. Нам стоит перенять опыт Израиля и Германии. В своё время эти государства, испытывая кадровый голод, переманили многих из России. Дали людям возможность переобучиться и приняли на достойную работу. У нас уже есть опыт, когда после сокращения вооруженных сил многие военные пришли в народное хозяйство. Они не потерялись, особенно офицеры, которые умеют управлять, – стали депутатами, чиновниками, бизнесменами. Не случайно президент говорил о создании 25 млн. рабочих мест. Такая потребность действительно есть, и мы можем её закрыть, в том числе за счёт наших соотечественников, готовых вернуться в Россию, если им создадут условия», – считает Владимир Борисов.

Локомотивом отрасли также должна стать и здоровая конкуренция. По информации того же Сколково, в США наряду с ВИНКами работает более 7 тысяч мелких независимых компаний. На их долю приходится 48% от общего объёма добычи нефти. В России этот показатель составляет не более 2,4%, или 14,7 млн. тонн нефти. Ресурс огромный. При создании соответствующих условий и увеличении доли мелких компаний, которые возьмут на себя тот самый, нерентабельный для крупных недропользователей фонд, добыча нефти может вырасти на 43 млн. тонн дополнительно.

«Автомобильная промышленность – типичный пример развития рыночных отношений. Компании поступательно развиваются, обгоняют друг друга, постоянно модернизируя свой продукт, дополняя его всё новыми и новыми опциями, за счёт этого растёт его конечная цена», – пояснил Владимир Борисов.

Безусловно, все обозначенные шаги невозможно выполнить в краткосрочный период и единовременно. Все они должны быть учтены в «дорожной карте» развития отрасли и реализовываться постепенно. Чем быстрее данная работа будет запущена, тем быстрее начнётся развитие нефтяного сервиса как самостоятельного бизнеса. Не следует забывать и том, что сегодня Россия активно выходит на шельф. Не за горами начало освоения Арктики. На сегодняшний день эта территория ещё по-прежнему содержит в себе больше вопросов, чем ответов, и цена ошибки может быть слишком велика.

Полноценное развитие нефтегазового сервиса в России напрямую связано с переводом экономики на более высокие технологии, способные решить задачи энергоэффективности, ресурсосбережения, энергетической безопасности.

 

 


Категория статьи: Нефтегазсервис

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика