СОБЫТИЯ

В ТПП РФ обсудили участие российских поставщиков в инвестиционных проектах, реализуемых по иностранным лицензиям

26 июня 2018 года состоялось заседание подкомитета по взаимодействию отраслей ТЭК со смежными отраслями промышленности. Тема заседания: «О квалификационном отборе российских компаний для участия в нефтегазовых проектах, реализуемых на основе ...

Представитель Департамента (Михаил Сироткин) ПАО «Газпром» выступил с докладом о сокращении затрат на проведение строительно-монтажных работ (СМР) в Группе Газпром на пленарной сессии VIII Ежегодной конференции «Нефтегазстрой-2018» «Строительство в не

31.05.2018 в Москве состоялась VIII Ежегодная конференция «Нефтегазстрой-2018» «Строительство в нефтегазовом комплексе». С приветственным словом выступил Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по ...

Российский Нефтегазохимический Форум ГАЗ. НЕФТЬ. ТЕХНОЛОГИИ

С 22 по 25 мая 2018 года в городе Уфе состоялись Российский Нефтегазохимический Форум и XXVIмеждународная выставка «Газ. Нефть. Технологии» -крупнейшие международные мероприятия нефтегазовой и нефтехимической отрасли России. Мероприятия ...

В отеле InterContinental состоялась ежегодная встреча руководителей служб капитального строительства нефтегазовых компаний

31 мая 2018 года по адресу: Москва, улица Тверская, 22, отель InterContinental, состоялась восьмая ежегодная конференция «Строительство в нефтегазовом комплексе» (Нефтегазстрой-2018). На мероприятии обсудили основные проблемы, которые ...

Татарстанский нефтегазохимический форум

Организаторы: Правительство Республики Татарстан ОАО «Казанская ярмарка» При поддержке: Президента Республики Татарстан В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.04.2018 г. №701-р, с 4 по 6 сентября ...

Экспертиза промышленной безопасности в контексте времени

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением различных кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. Это обусловлено увеличением числа и сложности единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их территориальной концентрацией, не простыми отношениями между государством, бизнесом (владельцами опасных производственных объектов) и населением (рядовыми гражданами).

В свете возрастающего числа природных и техногенных катастроф, на передний план выходят вопросы промышленной безопасности на всех этапах жизненного цикла опасного объекта. Обеспечение охраны окружающей среды и безопасности граждан приобретает огромное значение, становясь все более актуальным.

В России мировые тенденции глобализации усугубляются тем, что в условиях длительного экономического кризиса отмечается значительное старение основных фондов и падение производственной технологической дисциплины как в проектно-изыскательских и строительных организациях, так и в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты. В России, как и во всем мире, в последние годы наблюдается рост числа катастроф природного и техногенного характера, масштабов ущерба от них. Это обусловлено, с одной стороны, прогрессирующей урбанизацией территорий, увеличением плотности населения Земли, с другой стороны, экономической деятельностью организаций и предприятий с недостаточной культурой в области промышленной безопасности.

Недостаток культуры в области промышленной безопасности выражается в слабой оценке риска возникновения аварий на этапах осуществления архитектурно-строительного проектирования, при проведении государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, в ходе строительства и строительного надзора, в процессе эксплуатации, консервации и в завершении всего – при ликвидации опасного производственного объекта и, как следствие, в недостаточности мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций. Недооценка риска возникновения аварий приводит к упрощенческим моделям поведения руководителей любого уровня при принятии решения на обеспечение комплексной безопасности опасного производственного объекта на всех этапах его жизненного цикла и, прежде всего, в вопросах промышленной безопасности.

Недооценка риска возникновения аварий и, в связи с этим, недооценка возможного ущерба населению и окружающей среде накладывается на нежелание многих собственников опасных производственных объектов инвестировать средства в безопасность производства – так появляются предпосылки к созданию аварийных ситуаций на опасных производственных объектах.

 

 

 

Привитие культуры в области промышленной безопасности возможно только целенаправленными и систематическими действиями государства при всеобъемлющем контроле со стороны общества.

Государством постоянно ведется работа по усовершенствованию законодательства в области промышленной безопасности. В рамках этой работы в 2013-2015 годы внесен значительный ряд поправок в Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В частности, введена классификация опасных производственных объектов (далее – ОПО), учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий. Все ОПО разделены на 4 класса опасности: объекты чрезвычайно высокой (I класс), высокой (II класс), средней (III класс) и низкой (IV класс) опасности. Класс опасности присваивается опасному производственному объекту при его регистрации в Государственном реестре опасных производственных объектов. Данная классификация связана с уровнем поднадзорности объекта и частотой проведения его проверки.

Промышленная безопасность опасного производственного объекта любого класса опасности обеспечивается посредством последовательного и неукоснительного проведения определенных организационно-технических мероприятий независимо от уровня поднадзорности или неподнадзорности.

Экспертиза промышленной безопасности (далее – ЭПБ) как раз и является одним из таких мероприятий, которые занимают особое место в обеспечении промышленной безопасности. Проведение ЭПБ регламентируется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон №116-ФЗ) [1], другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Объектами экспертизы промышленной безопасности в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ [1] могут быть:

- документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

- документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона № 116-ФЗ [1 ];

- здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

- декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

- обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Наиболее опасным звеном в структурной схеме опасного производственного объекта, конечно, является техническое устройство, поэтому оценке его соответствия нормам и правилам промышленной безопасности уделяется, как правило, повышенное внимание.

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

- до начала применения на опасном производственном объекте;

- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Экспертиза промышленной безопасности в контексте текущего времени, как оценка соответствия требованиям в области промышленной безопасности, конечно же, претерпела серьезные изменения. Тем не менее, проводится на протяжении всего цикла эксплуатации и является серьезным барьером для исключения возможности эксплуатации ОПО, не соответствующего требованиям промышленной безопасности, исключения всякого ущерба здоровью людей и окружающей среде..

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Основной понятийный аппарат в области промышленной безопасности закреплен в ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1], в том числе и два определения, касающихся экспертизы:

экспертиза промышленной безопасности – определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности;

эксперт в области промышленной безопасности – физическое лицо, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.

Эти определения были введены в Федеральный закон № 116-ФЗ [1] с 1 января 2014 г. До этого момента понятие «Экспертиза промышленной безопасности» было только в подзаконных актах уровня правил безопасности и руководящих документов, например, в отмененных ПБ 03-246-98, РД 06-318-99, РД 10-528-03, РД 10-520-02 и т.д. А вот определения «эксперт в области промышленной безопасности» до этого момента не существовало. Одна из причин появления этого определения заключается во введении требований к экспертам (пп. 9-12 Правила проведения экспертизы промышленной безопасности [2]), а также установления административной (ст. 3.11, 9.1, ч. 2 ст. 23.30, ст. 23.31 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [3]) и уголовной ответственностей (ст. 217.2 Уголовный кодекс РФ [4]).

Еще одно определение, введенное пунктом 6 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ [1], которое никак нельзя не упомянуть, – это «заведомо ложное заключение экспертизы промышленной безопасности».

«Под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности».

Это определение также нашло отражение в статье 217.2 Уголовного кодекса РФ [4]:

1. Дача экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это могло повлечь смерть человека, либо повлекло причинение крупного ущерба;

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, – наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

Ст. 217.2 УК РФ [4].

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. 

№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями и дополнениями);

1.2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (Утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 г. N 538);

1.3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями);

1.4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-Ф3 (УК РФ) (с изменениями и дополнениями).

 


Категория статьи: Технологии

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика