СОБЫТИЯ

Россия останется главным поставщиком газа в Европу как минимум до 2040 года

РФ вплоть до 2040 года останется основным поставщиком газа в ЕС, несмотря на значительное снижение спроса на голубое топливо в Европе. Об этом сообщается в прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА). По его оценке, спрос на газ в ЕС ...

Доходы России от экспорта нефти в январе-сентябре выросли более чем на треть

Доходы РФ от экспорта нефти в январе-сентябре выросли на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до $94,056 млрд. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Общий объем экспорта нефти за указанный период составил ...

Омский НПЗ и Минприроды подписали соглашение об экологическом партнерстве

В Омской области заключено первое соглашение в сфере экологического партнерства между Минприроды и крупнейшим промышленным предприятием региона. До конца года подобные документы подпишут еще 20 компаний, имеющие выбросы загрязняющих веществ в ...

Россия не готова к освоению арктического шельфа?

В Москве прошел V международный форум «Геологоразведка 2018», участники которого обсудили перспективы освоения континентального шельфа, проблемы финансирования и технологической оснащенности отрасли. Если не принять меры по ...

«Газпром нефть» инвестирует 400 млрд. рублей в развитие Ямала

Около 400 млрд рублей инвестирует «Газпром нефть» в развитие «Нового Порта» и смежных проектов в ближайшие пять лет. Об этом шла речь на совещании с участием губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова и первого заместителя ...

Импортозамещение: от национальной идеи к конкретным механизмам

В. А. БОРИСОВ, президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний

 

С введением санкций в отношении России, ограничивших использование иностранных услуг и технологий в добыче, импортозамещение стало едва ли не национальной идеей. Очередной запрет, как известно, коснулся поставок технологий и услуг для глубоководных, морских арктических и сланцевых проектов в РФ или российских водах, если они имеют потенциал добычи нефти. Вслед за очередным заявлением Запада последовал ряд предложений от российского правительства, как в кратчайшие сроки обеспечить новый этап развития российского нефтесервиса и машиностроения. На всех уровнях власти заговорили о принятии программ по поддержке отечественных фирм и даже о создании совместного предприятия «Национальная инжиниринговая сервисная компания» (НИСК).

 

Такой ажиотаж вполне объясним. С одной стороны, отсутствие эффективной альтернативы иностранным технологиям неизбежно повлечёт за собой приостановление крупнейших добычных проектов. С другой стороны, уже сегодня потенциальный объём рынка превышает 200 млрд. рублей – такова оценка Минпромторга.  Выход с этого рынка иностранных компаний позволит полностью загрузить мощности российских предприятий, которые пока используются на 70%. К 2020 году в правительстве рассчитывают поднять уровень импортозамещения в нефтесервисе до 60-80%.

Кстати сказать, к нефтесервисным услугам сегодня относятся: бурение скважин (эксплуатационных и разведочных), их текущий и капитальный ремонт, сейсмические исследования и геофизические работы, строительство инфраструктуры, применение методов повышения нефтеотдачи пластов и интенсификация добычи, транспортные услуги, обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования. Словом, все те виды работ, которые успешно закрывали на российском рынке такие мировые гиганты, как «Шлюмберже», Halliburton.

 

 

Однако в апреле обе компании заявили о сокращении численности сотрудников.  «Шлюмберже» сообщила о сокращении ещё 11 тысяч сотрудников по всему миру. Причина – падение цен на нефть, снижение прибыли. Причём процесс оптимизации численности штата международный концерн начал ещё в конце 2014 года. Первая волна коснулась 9 тысяч работников. Таким образом, число уволенных в ближайшее время составит 20 тысяч человек. У Halliburton показатель чуть меньше: за предыдущие два квартала компания сократила более 9 тысяч рабочих мест, или более 10% своего штата по всему миру. Нефтесервисный гигант также пообещал сократить расходы в 2015 году на 500 млн. долларов, или на 15%, до 2,8 млрд. долларов. Виной всему всё то же падение прибыли. 

Между тем сокращение доли присутствия иностранных игроков на нефтесервисном рынке не может само по себе активизировать резкий спрос на услуги российских компаний даже путём создания НИСК, участникам которой правительство намерено обеспечить заключение контрактов с производителями оборудования.

Как отмечают сами игроки рынка, отрасль заинтересована прежде всего в новых финансовых инструментах и господдержке как в виде льготных кредитов и финансирования, так и через налаживание взаимодействия с нефтедобывающим сектором. Что же касается консолидации усилий, наиболее эффективной формой участники рынка считают объединение компаний в ассоциацию без передачи долей каждого участника в «общий котел».

 

 

Кстати, такая форма взаимодействия реализуется тюменскими нефтесервисными компаниями. Местная ассоциация выходит с законотворческими инициативами на региональное и федеральное правительства. Причём компании не просят единовременной материальной поддержки, они выступают за создание на рынке прозрачных конкурентных условий, при которых отечественные предприятия могли бы планировать свою деятельность в среднесрочной перспективе.  Достигнуть этого можно путём выполнения, по сути, трёх главных условий: прежде всего обеспечить доступ к информации о крупнейших закупках нефтегазовых компаний с госучастием, обязать последние заключать с отечественными предприятиями долгосрочные контракты, дать возможность местным производителям получать заёмные средства под адекватные проценты и на более длительные сроки.

По мнению президента  Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимира БОРИСОВА, начать следует с  определения, что такое российский нефтесервис. «Необходимо собрать статистические данные, какое количество предприятий сегодня относит себя к сервису. Если машиностроительное предприятие выпускает приборы и оборудование для ТЭКа, очевидно, его можно зачислить в эту группу. Таких компаний сегодня немало, и они осваивают довольно приличные объёмы.  А при создании соответствующих условий  их можно увеличить в разы», – пояснил Владимир Борисов.

Закрепление статуса нефтерсевиса как отрасли позволит, наконец, вывести данный сегмент рынка, до недавнего времени обделённого вниманием государства, из тени и установить на нём понятные правила игры. Перспективы развития отрасли очевидны, а в среднесрочной перспективе могут принести российской казне неплохие дивиденды. По экспертным оценкам «Делойт», к 2019 году мировой рынок нефтесервисных услуг вырастет до 200 млрд. долларов. В настоящее время корзина составляет порядка 149 млрд. долларов, из них на долю России приходится всего 17%.

«Сегодня инициатива по созданию закона о нефтесервисе уже поддержана на региональном и федеральном уровнях.  Минэнерго РФ приступило к разработке «дорожной карты», но запущенный механизм притормозили санкции, которые призваны «добить» сервис. И, если бы он был высокоразвит, удар был бы мощнейшим. Но сегодня, когда зарубежным компаниям запрещено продавать оборудование и технологии российскому нефтесервису, у нас появился шанс сделать качественный рывок», – считает  Владимир Борисов.

В Минэнерго рассчитывают, что российские компании смогут заменить иностранное нефтегазовое оборудование на отечественное уже в ближайшие три-четыре года в рамках программы импортозамещения. Но на деле пока непонятно, каким образом будет формироваться пул компаний, которые смогут рассчитывать на поддержку в рамках программы импортозамещения, как будет осуществляться распределение преференций на уровне регионов, по каким критериям. И главный вопрос: рассчитывать ли компаниям на деньги или все-таки на госрегулирование отрасли?

В настоящее время уже введены определённые ограничения и запреты на поставки импортного оборудования для нужд безопасности и обороны, а также при реализации отдельных бюджетных строек. Как отмечал во время отчёта правительства в Госдуме премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ, по мере роста возможностей отечественных производителей данные требования будут ужесточаться. Учитывая статус нефтегазодобычи как стратегически важной отрасли российской экономики, усиление позиций отечественных компаний – это фактически обеспечение национальной безопасности.

По мнению первого вице-президента Союза машиностроителей  России Владимира ГУТЕНЕВА, главная задача – найти разумный баланс между международной кооперацией и импортозамещением, и перекос в одну и в другую сторону критически недопустим.

«Нужно как можно больше производить в своей стране. Сделать это можно, конечно же, при помощи государства. Известно, что производство нефтегазового оборудования в Норвегии и Китае начало развиваться только благодаря государственной поддержке. Велики темпы производства такого оборудования в Казахстане, правительство которого проводит последовательную политику замещения импорта в сырьевом комплексе. При поддержке руководства Ирана успешно производится шельфовое оборудование. Чтобы в России движение в этом направлении носило целенаправленный характер, нужны чётко прописанные нормы локализации, как это было сделано в законе о СРП (Федеральный закон № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции»). Иначе импортозамещение так и будет носить факультативный, необязательный характер», – считает Владимир Гутенев.

Избежать такого развития событий можно лишь в том случае, если государство начнёт создавать и вносить в Федеральное собрание соответствующие законы, проводить через представителей в советах директоров свои интересы в нефтегазовых компаниях, обеспечивая тем самым открытость закупок естественных монополий и информируя поставщиков о перспективных программах сырьевых компаний.

Следующим этапом должна стать разработка нормативных документов, увязывающих получение и продление лицензий на недропользование с обязательством компаний ориентироваться при разработке месторождений нефти и газа на оборудование отечественного производства. Важно также законодательно установить приоритет отечественных производителей в поставках для нужд естественных монополий, государственных предприятий (с участием государства более 50%) и госкорпораций.

Позитивным, в том числе для импортозамещения, может стать и процесс консолидации пока разрозненных активов нефтегазового машиностроения. В каком формате этот процесс будет более эффективным – путем создания отраслевых ассоциаций или образования Национальной инжиниринговой нефтесервисной компании, решать представителям профильных ведомств в диалоге с самими участниками рынка. И те, и другие должны чётко понимать, за счёт чего и каким образом они намерены выйти на совершенно иной уровень работы отрасли и что в конечном итоге получат на выходе все заинтересованные стороны. 

Только в таком случае программа импортозамещения в отечественном нефтегазовом машиностроении действительно даст мультипликативный эффект и окажет позитивное влияние на развитие не только машиностроения, но и других отраслей отечественной промышленности.

 

 

К. В. САННИКОВА, корреспондент Тюменской ассоциации
нефтегазосервисных компаний

 

 


Категория статьи: Актуально

К содержанию журнала
«Нефть и Газ Сибири» №3(32) 2018 г.
Справочник отраслевых организаций
Яндекс.Метрика