СОБЫТИЯ

Россия останется главным поставщиком газа в Европу как минимум до 2040 года

РФ вплоть до 2040 года останется основным поставщиком газа в ЕС, несмотря на значительное снижение спроса на голубое топливо в Европе. Об этом сообщается в прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА). По его оценке, спрос на газ в ЕС ...

Доходы России от экспорта нефти в январе-сентябре выросли более чем на треть

Доходы РФ от экспорта нефти в январе-сентябре выросли на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до $94,056 млрд. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Общий объем экспорта нефти за указанный период составил ...

Омский НПЗ и Минприроды подписали соглашение об экологическом партнерстве

В Омской области заключено первое соглашение в сфере экологического партнерства между Минприроды и крупнейшим промышленным предприятием региона. До конца года подобные документы подпишут еще 20 компаний, имеющие выбросы загрязняющих веществ в ...

Россия не готова к освоению арктического шельфа?

В Москве прошел V международный форум «Геологоразведка 2018», участники которого обсудили перспективы освоения континентального шельфа, проблемы финансирования и технологической оснащенности отрасли. Если не принять меры по ...

«Газпром нефть» инвестирует 400 млрд. рублей в развитие Ямала

Около 400 млрд рублей инвестирует «Газпром нефть» в развитие «Нового Порта» и смежных проектов в ближайшие пять лет. Об этом шла речь на совещании с участием губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова и первого заместителя ...

«Газпромнефть-ОНПЗ». 60 лет в авангарде нефтепереработки

 

 

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЖУРНАЛА «НЕФТЬ И ГАЗ СИБИРИ»

 

5 сентября 2015 года – историческая веха для Омского нефтеперерабатывающего завода. Эта дата ознаменует начало седьмого десятилетия в деятельности предприятия. И если сегодня ОНПЗ – безусловный лидер российской нефтехимической отрасли по выходу светлых нефтепродуктов, глубине и объёмам переработки сырья, то в начале своего пути завод производил лишь четыре базовых вида продукции. А основные свершения ждали впереди…

 

Сибирская нефтепереработка: точка отсчёта

Решение о создании нефтеперерабатывающего предприятия, ставшее, по сути, судьбоносным для омской промышленности, было принято 30 июля 1949 года. Совет Министров СССР распоряжением № 11734 обязал Министерство нефтяной промышленности начать проектно­изыскательские работы по строительству в районе Омска нефтеперерабатывающего завода, который обещал стать одним из крупнейших нефтехимических предприятий. Изначально заявленная мощность составляла 3 млн. тонн переработки нефти в год! Создание в центре Западной Сибири такого предприятия было необходимо, чтобы в полной мере обеспечить горюче­смазочными материалами этот регион, а также соседние Урал, Казахстан и другие территории.

История сохранила отдельные приказы и распоряжения, подписанные лаконично и ёмко: «Москва, Кремль, И. Сталин». Вот только некоторые пункты:

«...Выполнить в 1950 году подготовительные работы по строительству нефтеперерабатывающего завода в районе г. Омска в объёме, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 9 февраля 1950 г. № 464­174. Осуществить в 1950 г. строительство лагеря на 5000 заключенных, жилого посёлка для размещения 400 вольнонаёмных работников, автомобильной дороги, соединяющей г. Омск с площадкой строительства завода, а также произвести реконструкцию 5 км железнодорожных подъездных путей...

...Разрешить Министерству нефтяной промышленности организовать в первом квартале 1950 г. дирекцию строящегося в районе г. Омска нефтеперерабатывающего завода.

...Обязать МВД СССР, Министерство нефтяной промышленности и Министерство электростанций представить к 1 июля 1950 года в Совет Министров СССР мероприятия по строительству в районе г. Омска нефтеперерабатывающего завода, предусмотрев в них сроки выполнения работ по отдельным объектам, обеспечивающим ввод в действие завода годовой мощностью по переработке нефти 3 млн. тонн в год в 1953 году. (И. Сталин)»

Руководство к действию было получено, оставалось подобрать подходящую площадку под строительство и обеспечить её транспортную доступность. Эта задача была поставлена министром нефтепереработки СССР Н. К. Байбаковым перед правительственной комиссией, в состав которой вошли 14 человек – специалисты Министерства, трестов «Нефтезаводпроект», «Центроспецстройпроект», «Энергопроектнефть», «Т.Э.П.», Омского областного управления Главнефтесбыта.

10 сентября 1949 года в Министерство был направлен Акт № 1 и докладная записка, в которых в соответствии с Приказом министра НП № 1006 от 30.07.49 г. и Заданием № 548 от 15.08.49 г. комиссия предоставила отчет с предложениями о месте строительства завода и предварительную характеристику предприятия. Документы были подписаны председателем комиссии Финенко П. К. и главным инженером проекта треста «Нефтезаводпроект» Бражниковым В. Т.

Изучив прилегающую к Омску территорию, комиссия пришла к выводу, что для размещения завода и жилого городка нефтяников могут рассматриваться три площадки: левый берег р. Иртыш, северный и южный вариант правого берега.

Северная площадка поддерживалась комиссией как единственно возможная.

Окончательное решение о строительстве нефтезавода в границах обозначенной территории было принято Приказом министра № 418 от 23 октября 1950 года. Документ конкретизировал и сроки возведения предприятия – с 1951 по 1955 годы. На момент запуска третьей очереди НПЗ должен был объединять 60 установок, обес­печивающих процессы АВТ, термического и каталитического крекинга, гидроформинга, гидроочистки, ГФУ. Проект предполагал создание маслоблока с цехом консистентных смазок и производством парафина; катализаторной фабрики; производства серной кислоты и синтетических жирных кислот.

Сырьевые потребности предприятия предстояло обеспечить за счёт Туймазинской девонской нефти, для перекачки которой из Башкирии требовалось проложить трубопровод протяжённостью 1455 км (его длина по окончании строительства составила 1332 км).

Возведение завода было поручено трестам «Омскстрой» и «Сибнефтехиммонтаж». Также потребовалось привлечение пяти военизированных отрядов МВД  и субподрядных организаций. Первыми начальниками стройки были Боечин А. Ф., Павлов Ф. Н., Ровенский С. Я., первым главным инженером строительства был Чхеидзе Г. Д. Организатором строительства завода и первым директором (1950 – 1953гг.) стал Варшавер Е. М. – отличный инженер и специалист.

4 января 1951 года было утверждено проектное задание, и на строительной площадке закипела жизнь. После проведения подготовительных мероприятий, строители начали разбивку территории завода, закладку фундаментов для АВТ­1, 2, 3, 4; ЭЛОУ­1, 2; ТК­1, 3. Причудливые силуэты сооружений из металла и бетона скоро стали привычными для местного пейзажа. Наряду с технологическими объектами на заводе строились лаборатории, административный блок, ремонтная база, служба КИП, объекты энергоснабжения, гараж. Одновременно продолжалось развитие инфраструктуры: был создан фундамент ТЭЦ­3, организованы работы по строительству подъездных путей, сетей водоснабжения, автодорог, моста через р. Омь.

Стройка была грандиозной, и опытные, квалифицированные строители, а также добровольцы и молодёжь подтягивались со всех концов страны. В отдельные периоды  численность вольнонаёмных рабочих составляла 15 тысяч человек. Помимо них, к строительству нефтеперерабатывающего завода привлекались даже заключённые, отбывающие наказание в созданном в 1950 году лагере, в количестве более 18 тысяч человек. Среди них были осуждённые по печально знаменитой 58­й статье – «враги народа». На деле – культурные, образованные, талантливые артисты, поэты, музыканты, боевые генералы. Среди знаменитых «строителей»: архитектор Иван Киселевский, лучший тенор страны Николай Печковский, выдающийся историк и географ, ставший впоследствии писателем Лев Гумилёв и многие другие. Жили заключённые в бараках, которые располагались в районе посёлка Ермак, до строительной площадки шли несколько километров конвойным строем под лай овчарок, лязг винтовок и окрики конвоиров. Первые строители промышленного гиганта, у которых не было даже имен, а только номера, вручную, лопатами копали траншеи под будущие мощности.

 

Становление гиганта

Почти пять лет велось строительство Омского нефтезавода. Пять лет напряжённого труда, особенности которого навсегда сохранились в памяти строителей. Объём работ, произведённых монтажниками на первых технологических объектах – ЭЛОУ­1 (электрообессоливающей установке) и АВТ­1 (атмосферно­вакуумной трубчатой установке) первичной переработки нефти, даже по сегодняшним меркам можно назвать колоссальным. Специалисты смонтировали колонны для перегонки нефти, технологические печи, многочисленные теплообменники, отстойники, смесители, насосы.

А длина трубопроводов, которые соединяли технологическое оборудование, измерялась километрами!

При всей сложности строительства, его итогом мог гордиться каждый, кто был причастен к этому благородному делу: 5 сентября 1955 года первые установки Омского нефтеперерабатывающего завода были запущены, и это событие ознаменовало начало нового этапа развития нефтепереработки в стране. И вместе с тем ознаменовало продолжение большого строительства.

За первый год было переработано 280 тыс. тонн нефти, а ассортимент продукции составлял всего 4 наименования. Требовалось увеличение объёмов выпуска бензина и других нефтепродуктов, и новые установки ЭЛОУ и АВТ монтировались и запускались бесконечной чередой. На одной строительной площадке были заняты сотни монтажников, эксплуатационников и специалистов смежных отраслей.

Развитие завода продолжалось со всё возрастающими темпами: увеличивалась глубина переработки нефти, осваивалась вторичная переработка получаемой продукции. Уже через 5 лет за счёт ввода новых и модернизации действующих установок мощности завода в 20 раз превысили показатели 1955 года,  ассортимент  продукции увеличился до
24 наименований.

В 1960 году был завершён монтаж технологического оборудования на комплексе каталитического крекинга и произведён его запуск. Вслед за этим, в 1962 году, были смонтированы установки АВТ­8 и ЭЛОУ­7, что позволило заводчанам преодолеть десятимиллионный рубеж переработки сырья, а позднее – выйти на миллиард тонн нефтепереработки. Неудивительно, что вскоре объёмов поставляемого из Башкирии сырья оказалось недостаточно. Уже в 1964 году на завод стали поступать первые партии сырой нефти с открытых месторождений Тюмени, а с завершением строительства в 1967 году трубопровода «Усть­Балык – Омск» значительно увеличились дополнительные поступления сырья.

Омский нефтеперерабатывающий завод всё время оставался на острие прогресса в своей отрасли: коллективом предприятия активно осваивались новые технологии, внедрялись самые передовые разработки, проектировалось строительство новых или реконструкция существующих производственных мощностей и установок. Расширялась номенклатура
производимой продукции: так, с 1965 года нефтехимическая промышленность страны стала получать СЖК, термогазойль, фракции бутана, пропан, бензол, толуол – все эти нефтепродукты производились на ОНПЗ.

В период с 1965­го по 1969 гг. завершились общестроительные и монтажные работы на установках гидроочистки, каталитического реформирования, мокрого катализа, сероочистки газов, а также на фабрике по производству катализаторов и установке по производству кокса. Вслед за этим, в 1974 – 1976 годах, в эксплуатацию были введены комбинированная установка ЭЛОУ­АВТ­6М, установка каталитического риформинга, объекты товарно­сырьевой базы, очистные сооружения нефтезавода. В результате к середине 70­х годов мощность завода достигла 24 млн. т, и по этому показателю ОНПЗ стал крупнейшим нефтеперерабатывающим предприятием страны. В отдельные годы завод перерабатывал более 29 млн. т нефти. Высокие показатели объёмов переработки и внушительный перечень производимой продукции закрепили за нефтезаводом статус одного из крупнейших предприятий Европы.

1978 год отмечен для ОНПЗ началом строительства комплекса по производству ароматических углеводородов. Этот комплекс, основанный на комплектном импортном оборудовании известных зарубежных фирм, был построен в удивительно короткие сроки и введён в строй уже в 1984 году. При этом монтажникам и строителям удалось достичь качества работ, в полной мере соответствующего европейскому уровню. Новый комплекс открыл новую главу в истории Омского нефтезавода, обеспечив ему выход на мировой рынок. Столь высокий статус определил и новые требования к организации технологического процесса. В связи с этим уже в 1988 – 1989 годах была произведена модернизация и реконструкция ряда действующих производств.

Началось строительство объектов, позволяющих обеспечить высокую экологичность производства и нейтрализовать негативное воздействие завода на окружающую среду. Одно за другим в эксплуатацию были введены сооружения, способствующие очистке стоков, сокращению выбросов газов в атмосферу. Завершился монтаж водооборотных систем. Каждый новый объект Омского НПЗ был поистине уникален: для специалистов завода – в плане эффективности нефтепереработки, для строителей и монтажников – в отношении применяемых технологий и методов работ, многие из которых использовались впервые.

К примеру, коллективом ОМУ­1 был освоен метод монтажа крупногабаритных аппаратов с помощью монтажных мачт, позволяющий решить проблему отсутствия кранов большой грузоподъёмности. Используемые мачты изначально обладали грузоподъёмностью до 250 – 300 тонн, в последующие годы она возросла вплоть до 1000 тонн. Методика монтажа с использованием подъёмных мачт успешно применялась на различных объектах Омского нефтеперерабатывающего завода. К примеру, при производстве работ на установке гидрокрекинга, где были смонтированы два реактора весом по 640 тонн, высотой 38 метров и диаметром 3 метра.

Знаковым событием явился ввод в строй комплекса глубокой переработки мазута (КТ­1/1) мощностью 4 млн.т в год. Строительство и ввод комплекса в эксплуатацию были осуществлены в сложный период перестройки страны, а его ввод позволил значительно увеличить производство светлых нефтепродуктов без увеличения объёмов поступающего на завод сырья. Значительно повысились показатели по глубине переработки нефти (до 85%).

В 1995 году Омский НПЗ вошёл в состав вертикально интегрированной Сибирской нефтяной компании. Это позволило заводу стабильно работать в период кризисного состояния нефтеперерабатывающей промышленности и всей России.

 

XXI век. Развитие продолжается!

Омский нефтеперерабатывающий завод является одним из крупнейших предприятий  России по объёму перерабатываемой нефти и лидером по объёму выработки бензинов и дизельных топлив.  Год от года завод повышает планку в сфере переработки углеводородов: каждая новая установка – сложна и технологически уникальна, эффективность производства – на уровне мировых лидеров.

На заре нового века, в 2000 г., предприятие пополнило ассортиментный ряд новым видом продукции – автомобильным газом. А уже в 2001 г., после ввода крупнейшего в России комплекса сернокислотного алкилирования, удалось повысить долю высокооктановых бензинов до 82% и перейти к выпуску исключительно неэтилированных бензинов.

Значимое влияние в процессе повышения октанового числа бензинов оказал и запуск в 2005 году  реконструированной установки каталитического риформинга Л­35/11­1000 с производительностью 1 млн. т в год и непрерывной регенерацией катализатора (CCR). Октановое число бензина с этой установки по результатам исследований достигло более 102 пунктов.

В год 55­летия нефтезавода настоящим событием стал ввод мощнейшей в России и Европе установки изомеризации бензиновых фракций «Изомалк­2». Комплекс и сегодня по праву входит в тройку самых мощных в мире (800 тыс. тонн по сырью). «Изомалк­2» выпускает изомеризат – высокооктановый компонент товарных бензинов с минимальным содержанием серы, ароматических углеводородов, что позволяет получать бензины с высоким октановым числом пятого экологического класса. За создание и широкомасштабное внедрение российской конкурентоспособной технологии изомеризации и промышленных комплексов «Изомалк» специалисты предприятия в 2011 году были удостоены премии Правительства России в области науки и техники.

Нефтезавод не останавливается на достигнутом: только за последние годы были введены: установка селективной гидроочистки бензинов каталитического крекинга мощностью 1,2 млн. тонн в год; установка короткоцикловой адсорбции ВСГ; установка гидроочистки дизельного топлива мощностью 3 млн. тонн в год. В результате модернизации установки гидроочистки дизельных фракций Л­24/9  и пуска в 2012 г. новых установок гидроочистки бензинов каталитического крекинга и дизельного топлива Омский нефтезавод перешёл на выпуск топлив,  соответствующих требованиям российских  и мировых стандартов. Текущей осенью начнётся масштабная реконструкция комплекса КТ­1/1 в рамках программы модернизации. Первый этап модернизации  успешно завершился в 2014 г., и по его итогам «Газпромнефть­ОНПЗ» полностью перешло на производство топлив только 5­го экологического класса на рынок РФ. Это значительно раньше сроков, предусмотренных государственной программой.

Отдельного внимания заслуживает собственное катализаторное производство в составе ОНПЗ, которое на момент возникновения было единственным в масштабах всей страны. Завод и сегодня имеет это исключительное преимущество – использовать в производственном процессе собственный катализатор крекинга, что особенно важно в условиях импортозамещения. В прошлом году началось использование омского катализатора на Московском НПЗ. Сотрудничество специалистов ОНПЗ и Института проблем переработки углеводородов СО РАН привело к разработке и получению новых технологий получения катализаторов крекинга и добавок к ним. Качество омского катализатора достигло уровня лучших катализаторов ведущих стран мира.

Завод, уверенный в качестве своей продукции и собственном потенциале, уверенно смотрит в будущее. Сегодня на предприятии продолжается реализация программы развития, направленная на повышение качества моторных топлив и глубины переработки сырья. Стратегия развития неф­тезавода предполагает строительство в срок до 2020 года новых высокотехнологичных объектов, в числе которых: установки гидрокрекинга и коксования; установка первичной переработки нефти АВТ. Также планируется модернизировать систему очистных сооружений и действующие установки каталитического крекинга, коксования.

Немалый объём финансовых вложений ежегодно связан с реализацией социально значимых проектов. «Газпромнефть­ОНПЗ» принимает активное участие в развитии инфраструктуры города и повышении комфортности городской среды, поддерживает детский спорт, здравоохранение, образование и многие другие направления общественной жизни. И, как социально ответственное предприятие, непрестанно заботится о состоянии окружающей среды. В последние годы за счёт проведения сотен технических мероприятий, введения новейших технологий и вывода из эксплуатации морально и физически устаревших установок удалось сократить выброс загрязняющих веществ в атмосферу более чем на 30%!

Быть лидером во всём – в производстве, поддержке социально значимых проектов, в сфере экологической безопасности – вот принцип, которому «Газпромнефть­ОНПЗ» успешно следует уже 60 лет. И, стоит полагать, в будущие годы российский гигант нефтепереработки продемонстрирует новые производственные рекорды. А пока – курс на дальнейшее развитие и модернизацию!

Награды и достижения

1993 год – «Золотая звезда – Арка Европы» за совершенствование имиджа и высокое качество продукции.

1994 год – Международный приз за приверженность мировому уровню качества. Испания.

1995 год – Международный приз за лучшую торговую марку.

2003 год – диплом выставки «Пятая специализированная выставка «Автотранссервис» конкурса «Золотая медаль» в номинации «За наибольшее соответствие международным стандартам» всесезонного масла «Супер­Т­3» и зимнего дизельного топлива.

2003 год – диплом выставки «ИНТЕРТОРГ.
СОДРУЖЕСТВО – 2003» за неизменный высокий уровень представленной продукции и услуг.

2005 и 2007 годы  – дипломы выставки «VI МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА  ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ВООРУЖЕНИЯ СУХОПУТНЫХ
ВОЙСК» конкурса «Золотая медаль» за освоение производства бензина «Супер­98» с использованием современных технологий.

2009 год – лауреат премии Правительства РФ 2009 года в области качества.

2010 год – победитель конкурса Всемирной Ассоциации по нефтепереработке «Лучший НПЗ России и СНГ 2010 года». Барселона.

2011 год – дипломант премии СНГ в области качества.

2012 год –  победитель конкурса Всемирной Ассоциации по нефтепереработке «Лучший НПЗ России и СНГ 2012 года». Рим.

Ежегодно продукция предприятия получает высокую оценку на российском конкурсе «100 лучших товаров России». В 2010 г. ОНПЗ был удостоен знака «Лидер качества» – это высшее достижение участия во Всероссийском конкурсе «Сто лучших товаров России», в котором продукция становилась лауреатом и дипломантом в течение 11 последних лет.

 

 


Категория статьи: Юбилей

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика