СОБЫТИЯ

ООН: Состояние океанов никогда не было столь угрожающим, как сейчас

Загрязнение, окисление воды, подводный шум, таяние льда в Арктике и Антарктике создали беспрецедентную угрозу для Мирового океана. Об этом говорится в докладе генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Мировой океан - это «легкие» ...

Дмитрий Медведев подписал протокол о субсидировании цен на топливо

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал протокол о частичном субсидировании НПЗ для сдерживания цен на бензин. Об этом сообщили в пресс-службе правительства РФ. «50% дополнительных расходов бюджетной системы России, связанных с изменением ...

На АЗС вновь разрешили продажу алкоголя

Правительство согласилось дать автозаправкам дополнительный заработок, чтобы ограничить рост цен на топливо. Решение о возврате торговли алкоголем на заправках принято на состоявшемся в сентябре у вице-премьера Дмитрия Козака совещании. Об этом ...

Леонид Михельсон и Вагит Алекперов – в пятерке самых богатых россиян

Совокупное состояние богатейших россиян за январь-сентябрь 2018 года увеличилось на 18,422 млрд долларов. Лидерство в списке второй месяц подряд удерживает совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Индекс рассчитывается на основе стоимости акций и ...

На Ямале создали трехмерную модель территории для Северного широтного хода

Геодезисты выполнили воздушно-лазерное сканирование территории Северного широтного хода. С высоты 900 метров проведена съемка на 507 км в окрестностях Лабытнанги. Съемки с воздуха превратятся в точнейшие топографические планы, по которым будут ...

О качестве нефтяных битумов, производимых в России, и их соответствии международным стандартам

 

 

 

 

О качестве нефтяных битумов, производимых в России,
и их соответствии международным стандартам

 

6 августа 2015 года состоялось очередное заседание правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, одной из главных тем которого стало производство в России нефтяных битумов. Предлагаем вашему вниманию два доклада, посвящённых данной проблематике.

 

Дорожные битумы. Нормирование, технологии, производство, качество

 

Э. Г. ТЕЛЯШЕВ, директор ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ»

 

В сообщении укрупнённо представлена позиция ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ» (ГУП ИНХП РБ) по состоянию дел в области дорожных битумов. Институт сегодня располагает самой современной аналитической базой – уникальным набором методов испытаний по отечественным и зарубежным стандартам и соответствующими приборами.

Нормирование

Из сравнительного анализа российских и зарубежных стандартов следует, что по перечню показателей в наибольшей степени учитывает сегодня передовой зарубежный опыт стандарт (СТО) ГК «Автодор». Введение ряда показателей не обосновано. Не обоснованы также значения показателей и методы их определения. Позиция института с анализом и критикой новых нормативных документов многократно озвучена на конференциях и опубликована в десятках статей, изданных специализированных изданиях. К сожалению, ТК 138 «Нефтяные битумы и коксы», в состав которого входили представители науки и производства от нефтепереработки и дорожной отрасли, упразднён. Разрабатывает новые стандарты на битум, асфальтобетон и методы их испытаний АНО «НИИ ТСК». Новые стандарты в РФ научно не обоснованы, практически не подтверждены, с производителями не согласовываются.

Именно поэтому в российских стандартах до сих пор представлены малоинформативные показатели. Достижение заданных значений этих показателей может привести к снижению качества асфальтобетона. Есть примеры нормирования в стандартах неизмеримых показателей. Не согласованы между собой новые стандарты на дорожные битумы и асфальтобетоны. Десятки корпоративных СТО и ТУ созданы на базе этих не­обоснованных стандартов РФ.

Что делать?

Необходимо разработать научно обоснованные, практически подтверждённые, согласованные с производителями и потребителями нормативные документы на дорожные битумы с учётом передового отечественного и зарубежного опыта, гармонизированные с требованиями на асфальтобетон.

Целесообразна реализация пилотного проекта в масштабе одного из регионов РФ. В Республике Башкортостан уже 2 года при поддержке регионального руководства ведётся работа над региональными стандартами с участием науки, производителей битумов, подразделений и предприятий дорожной отрасли.

Состояние производства

Большинство НПЗ РФ перерабатывают товарные смеси западносибирских нефтей с получением вакуумных остатков, путём окисления которых получают битумы. Целенаправленная подготовка сырья для производства битумов, как правило, не ведётся. Тем не менее практически на всех НПЗ имеются возможности производства высококачественных дорожных битумов, отвечающих самым современным требованиям. Имеется пакет отработанных промышленных технологий. Это ректификация, окисление, деасфальтизация, компаундирование.

 

Потенциал производства

Качественный битум должен иметь сбалансированный групповой химический состав. Технологию производства битума необходимо адаптировать к особенностям качества сырья, чтобы направленно регулировать качество на стадии производства. Для конкретного НПЗ с целью достижения заданного уровня качества следует определить оптимальное сочетание свойств сырья с технологией его переработки. Предпочтительной является реализация вариантов раздельной переработки разных видов сырья.

Задача переработчиков – максимально выбрать из сырья заложенный в него природой потенциал качества на основе индивидуально подобранного комплекса технологий.

Например, на предприятиях Уфы можно отдельно перерабатывать остатки нефтей Западной Сибири и местных тяжёлых нефтей типа Арланской. Потенциал качества битумов из западносибирской нефти составит, к примеру, 12 – 15 лет службы дорожного покрытия. Потенциал качества битумов из Арланской нефти составляет до 20 лет.

 

Препятствия производству

Главный фактор, препятствующий реализации имеющихся промышленных возможностей нефтепереработки по выпуску высококачественных битумов, –  экономика НПЗ.

Внутренние составляющие – технологические и экономические противоречия интересов основного (топливного) и битумного производства НПЗ.

Внешние составляющие – федеральное законодательство о госзакупках и государственной контрактной системе, система ценообразования в дорожном строительстве.

Один из путей разрешения противоречия интересов основного (топливного) и битумного производства – реализация высокоэффективных, энергосберегающих, экологичных «дружественных» технологий. Ниже приведены примеры таких технологий, разработанных и промышленно апробированных институтом.

 

Переработка специальных нефтей

Существует мировой опыт получения битума в качестве целевого продукта из битуминозных нефтей (Венесуэльские, тяжелые Арабские, Мексиканские). В России имеются значительные запасы таких нефтей – сверхвязкие нефти Татарстана, Башкортостана, Вань­Ёганская, Русская и др. В результате переработки тяжёлого сырья только атмосферной и вакуумной ректификацией возможно получение дорожных битумов с характеристиками лучших мировых производителей.

Пример: в 2002 г. в Нижнекамске было построено производство остаточных битумов из тяжёлых нефтей Татарстана. Новые битумы отвечали всем требованиям Евростандарта. Проведена масштабная межрегиональная производственная апробация новых битумов с достижением нового уровня качества дорожных
покрытий. Однако позднее неокисленные битумы мирового класса к применению на федеральных дорогах были запрещены, как не соответствующие действующим стандартам РФ.

 

Применение нетрадиционных технологий

На ОАО «Уфанефтехим» в 1994 г. в промышленном масштабе была апробирована технология деасфальтизации гудрона западносибирской нефти пропанбутановым растворителем. Полученный асфальт пластифицировали остаточным экстрактом селективной очистки масел. Получили неокисленный компаундированный дорожный битум, с использованием которого был построен 10­километровый опытный участок дороги. Этот участок отработал 18 лет без видимых следов разрушения и износа. Соседние участки за этот период были неоднократно перекрыты. Промышленное производство таких битумов мощностью 120 тыс. т/год было налажено в 1997 г., однако с 1999 г. производство таких нестандартных битумов было остановлено, как не соответствующих действующим стандартам РФ.

 

Специальные технологии

Гудрон (любой вязкости) подвергают глубокому окислению, получая концентрат смол и асфальтенов. Окисленный битум пластифицируют исходным гудроном и добавками. В результате получают частично окисленный компаундированный высококачественный дорожный битум. Битум менее чем наполовину состоит из окисленного компонента, остальное – это прямогонные высокостабильные продукты. Чем выше доля неокисленных компонентов в составе битума, тем выше его качество, тем выше устойчивость к старению. Битум по особенностям коллоидной структуры приближается к неокисленным композициям типа «золь». Битумные установки нового типа работают сегодня в Москве, Салавате.

 

Заключение

– Практически на всех НПЗ сегодня имеются возможности производства высококачественных дорожных битумов.

–  Для производства имеется пакет отработанных промышленных («дружественных») технологий.

– Для каждого конкретного НПЗ необходимо определить оптимальное сочетание свойств сырья с технологией его переработки. Следует рационально реализовать варианты раздельной переработки различных видов сырья.

–  Необходимо вовлекать в битумное производство специальные виды сырья.

– Необходимо инициировать разработку изменений в федеральное законодательство о госзакупках и государственной контрактной системе, систему ценообразования в дорожном строительстве.

– Необходимо разработать научно обоснованные, практически подтверждённые, согласованные с производителями и потребителями нормативные документы на битумы с учётом передового отечественного и зарубежного опыта.

– Для ускоренного перехода к научно обоснованному нормированию качества дорожных битумов поддержать пилотный проект Республики Башкортостан по разработке, промышленной апробации и внедрению региональных взаимосогласованных стандартов на дорожные битумы и асфальтобетоны с последующим тиражированием в других регионах РФ с учётом региональных особенностей.

 

Производство битумов дорожных вязких

В. Г. КАНДРАШИН, заместитель председателя правления НП «РОСБИТУМ»

Основная цель создания НП «РОСБИТУМ» – координация производителей и потребителей битумных материалов для строительства современных дорог с применением качественных вяжущих, а также выполнение поручений Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 г. № ВП­П9­48пр (пункт 7), от 19.01.2011 г. № ИС­П9­180 и от 18.07.2011 г. № ИС­П9­4944 и поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации № ИС­П9­2502 от 02.05.2012 г. «О разработке программы развития и оптимального размещения мощностей по производству нефтяных дорожных битумов и полимерно­битумных вяжущих на территории Российской Федерации».

Основные факторы, влияющие на производство битума:

– реализация программы углубления нефтепереработки;

– установление особых налоговых льгот, стимулирующих увеличение добычи и экспорт тяжёлой нефти;

– снятие экспортных пошлин с нефтяных коксов;

– установление равных экспортных пошлин на битумы (ТН ВЭД 2713) пошлинам на сырую нефть;

– сезонность загрузки битумных установок НПЗ;

– изношенность оборудования.

Производство битумное РФ за последние 3 года достигло сезонного максимума, при 12 млн. тонн/год проектной мощности сезонное потребление составило 5 – 6 млн. тонн/год. Соответственно, при реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)» и Поручений Президента по удвоению дорожного строительства увеличение спроса на битумы дорожные вязкие будет не удовлетворено в сезон дорожно­строительных работ.

Производство ПБВ осуществляется в настоящее время только на нескольких НПЗ (Омский, Московский). Фактическое производство ПБВ за 2014 год составило более 190 тысяч тонн.

Ряд НПЗ оснащены установками по заливу дорожного битума в различные виды тары: однотоннажные контейнеры – кловентейнеры (ЯНОС, Омский НПЗ, Ангарская НХК); битум­беги (НОРСИ).

Производство крайне неравномерно размещено территориально, является крупнотоннажным, что породило сверхдальние перевозки вне зависимости от дорожно­климатических требований по качеству битума и без соблюдения температурно­временных условий работы с битумами, при этом 70% объёмов битума перевозится авто­ и только 30% ж/д транспортом.
В результате сложившихся условий (отсутствие производственных мощностей и/или их незагрузка) ряд регионов РФ стали «завозными»: Республика Крым, Дальневосточный, Северо­Западный, Уральский, Южный и Северокавказский федеральные округа, Калининградская область.

Производство ПБВ в основном сконцентрировано в ЦФО (Москва, Московская область и Рязань) и ПФО.

Производство битума всецело зависит от набора технологических процессов нефтеперерабатывающих заводов.

Потребитель инициировал принятие новых технических нормативов на битумы нефтяные дорожные вязкие:

– в 2011 году ГК «Автодор» СТО АВТОДОР 2.1­2011 «БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ УЛУЧШЕННЫЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ», к настоящему моменту в полном объёме не поставлен на производство на НПЗ РФ;

– в 2012 году ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие» к настоящему моменту не поставлен на производство на НПЗ РФ;

– в 2014 году Межгосударственный ГОСТ 33133­2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования», вступает в действие с 1 октября 2015 года, в предварительном обсуждении принимали участие только НПЗ ОАО «Газпром нефть».

Выводы и предложения

Считаем необходимым создание стимулирующих условий для производства нефтяных дорожных вязких битумов и ПБВ (битумных материалов). Также необходимо совершенствование законодательной нормативной базы.

 

 

 

 

 

 


Категория статьи: Технологии

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика