СОБЫТИЯ

15-я Международная выставка «НЕФТЬ И ГАЗ»/MIOGE 2018 – ведущая в России выставка нефтегазового оборудования и технологий

Приглашаем Вас посетить 15-ю Международную выставку «НЕФТЬ И ГАЗ» / MIOGE 2018, которая состоится: 18-21 июня 2018 года на самой современной площадке Москвы — в МВЦ «Крокус Экспо». Прямой переход от ст. м. Мякинино в ...

9002 NC, 9100 XXI - Новинки для защиты сварщика

Возвращение легенды Компания «Техноавиа» представляет 2 новые модели сварочных щитков Speedglas® от мирового производителя СИЗ компании ЗМ - щиток 9002 NC с новым светофильтром и модель 9100XXI, которая является одной из лучших для ...

СтройТрансНефтеГаз, Глобалстрой-Инжининринг и Межрегионтрубопроводстрой примут участие в конференции «Нефтегазстрой-2018»

31 мая 2018 года по адресу: Москва, улица Тверская, 22, отель InterContinental, состоится восьмая ежегодная конференция «Строительство в нефтегазовом комплексе» (Нефтегазстрой-2018). На конференции рассматриваются тенденции в ...

Делегация компании Газпром нефть примет участие в конференции «Нефтегазстрой-2018»

31 мая 2018 года по адресу: Москва, улица Тверская, 22, отель InterContinental, состоится восьмая ежегодная конференция «Строительство в нефтегазовом комплексе» (Нефтегазстрой-2018). На конференции рассматриваются тенденции в ...

ННФ-2018: инновации, стартапы, импортозамещение и трансфер технологий

Трансфер технологий «наука – бизнес», внедрение инновационных разработок и стартапов, а также вопросы импортозамещения и локализации производств в нефтегазовой отрасли станут одними из ключевых тем деловой программы Национального ...

СОТНИКОВА О.А., ФЕДОТОВ Н.С.: Подготовка специалистов для нефтяной отрасли в условиях модернизации образования

Тюменский международный инновационный форум «НЕФТЬГАЗТЭК»

Подготовка специалистов для нефтяной отрасли в условиях модернизации образования

A_2014_vnutr34

Сотникова О.А., Федотов Н.С.

Модернизация образования в нашей стране становится обычным процессом, поскольку современное развитие общества и производства ориентируют на поиск к обновлению структуры и содержания образовательных систем. В этом сложном и интересном процессе образовательные задачи решаются продуктивно, если между вузами постоянно осуществляется обмен опытом. В этом убеждает нас практика сотрудничества технических вузов с нефтегазовой доминантой: Ухтинского государственного технического университета (УГТУ), Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ) и Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ). Содружество наших вузов одновременно решает задачи качественной подготовки специалистов для нефтяной отрасли, выявляя пути эффективного развития.

Так, опыт создания университетских комплексов, стартовавший в ТюмГНГУ, убеждает в эффективности образовательной структуры, включающей в себя не только различные уровни высшего профессионального образования, но и ступени среднего и послевузовского профессионального образования, а также программы дополнительной профессиональной подготовки. На межвузовских конференциях и встречах преподавателей и сотрудников нефтегазовых вузов отмечается множество положительных сторон процесса интегрирования образовательных учреждений.

Сама структура университетского комплекса предусматривает реализацию идеи непрерывного образования, обеспечивая учащимся приемлемые образовательные траектории. Опыт функционирования нефтегазовых университетских комплексов иллюстрирует преимущества вертикально структурированной модели такого типа образовательного учреждения (организации):

– обеспечение максимально широких возможностей академической мобильности для всех обучающихся;

– более полная согласованность образовательных программ всех уровней по единым направлениям подготовки;

– трансформация лабораторной базы

в крупный единый лабораторный комплекс, в который, в частности, входят учебно-опытный нефтяной промысел и учебноопытный лесхоз УГТУ;

– дополнительная возможность регулирования пропорции обучающихся по разным направлениям подготовки (очевидное преимущество любого многопрофильного заведения над монопрофильным);

– дополнительная возможность повышения квалификации для преподавателей и сотрудников среднего и начального уровней в рамках единого комплекса; единая библиотечно-информационная система комплекса; возможность более рационального использования материально-технической базы различных ступеней образования.

При выборе ориентиров в подготовке

специалистов для нефтяной отрасли содружество нефтегазовых вузов исходит из той точки зрения, что образовательная работа должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация обучения, создавались условия для профессионально-личностного роста будущих специалистов и функциональности академических знаний. Поэтому в качестве ведущих принципов содружеством нефтегазовых вузов выбраны преемственность, доступность, комплиментарность и параллельность образования.

Принцип преемственности образования предусмат-ривает, что каждая последующая ступень образования должна развивать профессиональную подготовку предыдущей ступени получаемой квалификации. Причём развитие уровня образования не всегда означает полное сочетание специальностей и направлений, они могут быть согласованы, например, в рамках одной укрупнённой группы специальностей и направлений или различных профилей одного направления (в случае высшего профессионального образования). При этом преемственность понимается как создание условий для индивидуализации в образовательном плане.

Принцип доступности образования обеспечивает наличие гибких схем перехода от одной ступени обучения к другой, в том числе по формам обучения и по образовательным технологиям, в которых не последнее место занимают технологии дистанционного обучения. Именно возможности перехода по образовательным траекториям позволяют студенту раскры

ть профессионально-личностный потенциал. Дополнительная возможность раскрытия потенциала студенту предоставляется в случае многопрофильного университетского комплекса. Как правило, в нефтегазовых вузах представлено несколько видов образования технической направленности на различных образовательных ступеня

По принципу комплиментарности образования предусматривается открытое взаимодействие с потенциальными потребителями научно-технических знаний и работодателями с целью формирования целостности в компетенциях выпускника. В нефтегазовых университетах данный принцип развивается на основе сотрудничества с головными и дочерними предприятиями ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Транснефть», ОАО «Роснефть» и др., а также с отраслевыми НИИ и другими научными организациями. На многих предприятиях компаний созданы базовые кафедры университетов, курирующие формирование компетентностей студентов в период производственной практики, максимально приближённых к потребностям современного технического оснащения.х: нефтегазовое направление, строительство, геологическое и др. Тем самым каждому студенту создаются условия для отыскания собственной оптимальной «точки роста» в профессиональной направленности. В случае, когда эта «точка» располагается на повышенном уровне, студенту предоставляется возможность углублённой профессиональной подготовки (обучение в так называемых элитных группах).

Принцип «параллельного обучения» в нефтегазовых комплексах ориентирует на получение дополнительной профессии в период обучения студентов по основным образовательным программам. Так, программы среднего профессионального образования имеют материально-техническое и кадровое оснащение подготовки по рабочим профессиям, что позволяет студентам высшего профессионального образования обучаться дополнительно рабочим профессиям. Параллельное обучение используется и при содружестве с нефтегазовыми компаниями. Специалисты нефтегазовых компаний на базе своих Центров обучения кадров готовят студентов по рабочим профессиям, востребованным в нефтяной отрасли.

Каждый указанный выше принцип управления образовательной деятельностью имеет свое «формальное» выражение: спецификация производственной практики, специально организованная группа подготовки, согласованные учебные планы и программы и т.д. Однако всякое формальное выражение не решит существо проблемы в повышении качества образования в целом без содержательных изменений самой процедуры реализации образовательных программ.

В условиях модернизации системы образования следует признать прогрессивной дидактическую систему, базирующуюся на замкнутом, направленном и автоматическом управлении учебной деятельностью студента. Замкнутость дидактической системы означает, что мониторинг усвоения и формирования компетенций осуществляется непрерывно, что важно для качества образования, поскольку позволяет своевременно внести корректировки в процесс обучения. Для этой цели целесообразно использование рейтинговых технологий. В нефтегазовых вузах активно используется балльно-рейтинговая система оценки освоения дисциплин (БРС). Внедрённая повсеместно, она ориентирует преподавателя на использование замкнутой дидактической системы. Учебные достижения студентов заносятся в автоматизированные информационные системы. Компьютерно-информационная поддержка обучения, как способ и метод обучения, продуктивно влияет и на мотивацию и на сам познавательный процесс. Кроме того, через сайт университета каждый студент может отследить своё собственное состояние в обучении. Тем самым созданы условия для свойства автоматического управления в дидактической системе.

Таким образом, два свойства дидактической системы (замкнутость и автоматичность) можно задать «внешним образом», через специально организованную систему управления учебным процессом в целом. Третье свойство дидактической системы – свойство направленности – определяет индивидуальный подход к обучению, учёт особенностей студентов. Причём речь идёт не только об индивидуальных особенностях каждого студента (способностей, степень обученности, уровень обучаемости и т.п.), но и об особенностях студенческого возраста вообще. Студенческому возрасту отведена пора сложного структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно (М.А. Холодная). Исследования психологов (Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Л.Н. Фоменко и др.) свидетельствуют, что при обучении студентов нет возможности выбрать установку на какой-то «ведущий» компонент развития психики, поскольку все они в период студенчества изменяются в сторону снижения и в сторону повышения. Причём «пики» индивидуальны, но все приходятся на период от 18 до 22 лет. Таким образом, свойство направленности дидактической системы университетского комплекса весьма затруднительно обеспечить системой управления учебным процессом в целом, организационными процедурами (мероприятиями). Индивидуализацию процесса обучения можно решить только на методическом уровне применительно к предметному содержанию каждой отдельной дисциплины (блока дисциплин, модулей). Для этого необходим специально подготовленный преподаватель. Эта задача принимает все более весомый вид, если учесть модернизационные процессы, происходящие в системе образования в стране.

Для обеспечения построения дидактической системы, обладающей свойством направленности, в нефтегазовых комплексах используется система повышения квалификации преподавателей. Программы дополнительного профессионального образования «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы», ставшие традиционными в системе повышения квалификации технических вузов, ориентированы на формирование мобильности в учебной работе преподавателя. Специ-фическую особенность имеют современные главы теории и методики профессионального образования, изучаемые в рамках названных программ. Их содержание акцентирует внимание на специфику образовательных технологий, продуктивных в системе нефтегазового образования (модульное и контекстное обучение, практико-ориентиро ванный подход, информационные технологии и др.), на особенности формирования профессионально значимых качеств в рамках компетентностного подхода, на подготовку электронных ресурсов для инженерного образования, организационную культуру нефтегазового вуза. Технология методической подготовки преподавателей по своему существу является «организацией самообразования», поскольку она базируется на проектном подходе при минимальном объёме трансляционных методов обучения.

Решение задач управления учением студента, которые решаются в образовательных проектах УГТУ, осуществляется в структуре «учебная ситуация – конт-роль, переходящий в самоконтроль». Такая структура позволяет учитывать особенности развития студента и решать задачи профессиональной подготовки специалистов нефтяной отрасли.

НГС№1 2014


Категория статьи: Нормативная база

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика