СОБЫТИЯ

Нефтехимия в РФ может формировать до 1,5% ВВП

На нефтехимию может приходиться до 1,5% ВВП РФ. Об этом сообщил на круглом столе «Текущее состояние и перспективы развития нефтехимической отрасли России» в Госдуме заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов. «СИБУР ...

НА ОМСКОМ НПЗ СТАРТОВАЛ КРУПНЕЙШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Газпром нефть» начала строительство комплекса очистных сооружений «Биосфера» на Омском НПЗ. Команду к началу строительства в режиме телемоста дали заместитель председателя Правительства РФ Александр Хлопонин, Министр ...

7 декабря будет обнародован рейтинг поставщиков продукции и услуг дляшельфа

7 декабря по адресу: Москва, Тверская, 22, отель InterContinental открывается двенадцатая ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шельфе» (Нефтегазшельф-2017). На конференции будет обнародован рейтинг поставщиков продукции и услуг ...

Рязанская нефтеперерабатывающая компания сделала очередной шаг к «цифровому заводу»

АО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», дочернее общество НК «Роснефть», завершило реконструкцию газофракционирующей установки (ГФУ) с блоком сероочистки сухих газов. Реконструкция позволяет включить этот значимый ...

Объем нефтепереработки в России к 2020 году вырастет до 92%

Об этом сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак. Министр энергетики РФ провел встречу с председателем ЦК КПРФ, руководителем фракции компартии в Госдуме Геннадием Зюгановым. По словам Новака, которые приводятся в пресс-релизе министерства, за ...

Арктика. Приоритетные проекты развития

 

7 октября в рамках Международной выставки «ВТТА­2015» в г. Омске состоялось выездное заседание президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ под председательством Вячеслава Анатольевича ШТЫРОВА. Участники обсудили государственные задачи в сфере реализации приоритетных проектов развития Арктической зоны РФ, постарались обобщить предложения по совершенствованию процесса освоения данной территории и обеспечению её необходимыми ресурсами.

Обосновывая закономерность проведения заседания в рамках специализированной выставки, В. А. ШТЫРОВ отметил, что таким образом удастся объединить интересы сразу нескольких сторон: выступления участников позволят составить актуальную картину освоения Арктики и потребностей данной территории в технике, идеях; производственные предприятия Сибири получат возможность проявить свой потенциал в конкретных делах; представителям Экспертного совета на основе предложений участников удастся конкретизировать идею создания специального закона для данной
территории.

Н. Е. РОГОЖКИН, полномочный представитель Президента РФ по СФО, приветствуя участников мероприятия, напомнил, что план развития Арктической зоны, который зафиксирован в стратегической программе документов России, – один из самых масштабных за последнее время. Для его реализации нужны организационные, стратегические ресурсы управления, которые могут обеспечить согласованность усилий, действий множества участников. Сочетание инфраструктурного обустройства, национальной безопасности, интересов в рамках международного сотрудничества – вот лишь несколько ключевых аспектов освоения Севера. Также нужно чётко понимать, какое именно высокотехнологичное оборудование будет востребовано при комплектации объектов инфраструктуры и может ли оно производиться силами отечественных предприятий в полном объёме. Полпред предложил участникам «опуститься на прекрасную арктическую землю и подумать, что нужно сделать сегодня и завтра, чтобы добиться успеха».

 

 

О важности обеспечения национальной безопасности для реализации приоритетных проектов рассказал А. Н. ЧИЛИНГАРОВ, президент МОО «Ассоциация полярников», специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике: «В рамках Государственной комиссии по развитию Арктики одной из главных задач является организация взаимодействия всех органов власти для реализации приоритетных социально­экономических проектов в Арктической зоне. Сегодня это невозможно без развития международного сотрудничества стран, которые объединены на данной территории. Страны Арктического региона многократно подчёркивали, что достигнутый уровень международных отношений может служить образцом добрососедства, стабильности и предсказуемости. Мы твёрдо исходим из того, что в Арктике нет таких проблем, которые не могли бы решаться на основе взаимопонимания и конструктивного диалога».

 

 

 

 

Основные направления развития Арктической зоны РФ

По материалам выступления Р. М. АБРАМЯНА, директора Департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Минэкономразвития России.

В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обес­печения национальной безопасности на период до 2020 года, утверждённой Президентом РФ 8 февраля 2013 г. (№ Пр­232), использование перспективных технологий, модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы, современной информационно­телекоммуникационной инфраструктуры являются одними из ключевых элементов комплексного социально­экономического развития российской Арктики.

В рамках исполнения решений, принятых на первом заседании Госкомиссии по Арктике, министерством осуществлена ревизия мероприятий «отраслевых» программ, инфраструктурных и промышленных объектов, перспективных планов федеральных органов исполнительной власти, арктических субъектов и организаций.

Ревизия показала, что на территории Арктической зоны реализуется более 160 мероприятий и инвестиционных проектов. Их объём составляет порядка 1 триллиона рублей. Из них за счёт средств федерального бюджета – около 400 млрд. рублей. За счёт средств субъектов – около 21 млрд. рублей. И за счёт внебюджетных источников – немногим более 580 млрд. рублей.

При этом более 90% финансирования приходится на следующие 4 направления:

1. Развитие транспортной инфраструктуры. Реализуется 36 мероприятий с общим объёмом финансирования 511,7 млрд. рублей, или около 50% от общего объёма всех мероприятий.

2. Развитие энергетики – это 37 мероприятий с общим объёмом финансирования 198,3 млрд. рублей (порядка 20%).

3. Развитие добывающей и перерабатывающей промышленности – 12 мероприятий с общим объёмом финансирования 145,3 млрд. рублей (более 13%).

4. В рамках государственной поддержки развития судостроения реализуются мероприятия на сумму более чем 120 млрд. рублей (11%).

 

 

 

По оценкам Минэкономразвития, порядка 97% от общего объёма финансирования мероприятий, оказывающих влияние на социально­экономическое развитие, приходится на 4 арктических субъекта: Ямало­Ненецкий автономный округ (23 мероприятия, общий объём финансирования – 418,2 млрд. рублей, более 40%); Мурманская область (72 мероприятия – 410,9 млрд. рублей, около 39%); Красноярский край (7 мероприятий – 109,0 млрд. рублей, порядка 10%); Архангельская область (38 мероприятий – 71,4 млрд. рублей, около 7%). Таким образом, основные финансовые объёмы сконцентрированы на арктических территориях, входящих в состав Северо­Западного, Уральского и Сибирского федеральных округов.

 

Анализ мероприятий действующих программ, инфраструктурных и промышленных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны, а также перспективных планов показал, что задачи, определённые Стратегией, в настоящее время решаются разрозненно, фрагментарно и не системно. Так, не в полной мере обеспечивается достижение таких целей и задач, как:

– развитие единой арктической транспортной системы РФ в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование, включающей
в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации, а также аэропортовую сеть;

– оптимизация экономических механизмов «северного завоза» за счёт использования возобновляемых и альтернативных источников энергии, реконструкции и модернизации выработавших ресурс энергетических установок, внедрения энергосберегающих материалов и технологий;

– дифференциация схем электроснабжения;

– разработка и внедрение новых видов техники и технологий в области рационального природопользования, освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов и т.д.

Преодоление указанных диспропорций и решение приоритетных задач развития Арктики, определённых Стратегией, возможны на базе единого комплексного подхода к социально­экономическому развитию макрорегиона. Данный подход должен быть отражен в документах стратегического планирования с комплексом планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям, ресурсам и инструментам государственной политики. В рамках разработки новой редакции Государственной программы Российской Федерации «Социально­экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» представляется необходимым предусмотреть:

1. Подпрограмму по координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций по реализации инвестиционных проектов, оказывающих влияние на социально­экономическое развитие Арктической зоны. В рамках подпрограммы планируется разработка и реализация «координирующего сводного документа по развитию Арктической зоны Российской Федерации», в котором будут отражены приоритетные проекты, реализуемые на территории данного макрорегиона в рамках «отраслевых» государственных программ РФ, государственных программ субъектов и программ субъектов естественных монополий.

Включение мероприятий в данный «свод» будет способствовать их приоритетной реализации.

2. В целях достижения задач по разработке и реализации мер господдержки и стимулированию хозяйствующих субъектов в Арктической зоне планируется сформировать механизм, позволяющий оперативно отбирать и реализовывать проекты, максимально способствующие социально­экономическому развитию Арктики. Первичный отбор проектов будет осуществляться Минэкономразвития России и одобряться Государственной комиссией по вопросам развития Арктики или её президиумом. При этом окончательное решение о целесообразности реализации того или иного проекта будет приниматься Правительством Российской Федерации.

Справочно:

В Государственную программу также предлагается включить следующие направления:

­ Формирование позитивного имиджа российского присутствия в Арктике (включая меры по поддержке и популяризации религиозно­культурных основ освоения Русской Арктики).

­ Создание Национального атласа Арктики.

­ Обеспечение деятельности Российской Федерации в международных «арктических» организациях, включая разработку и внедрение механизмов поддержки российских проектов в рамках Арктического совета.

­ Сохранение традиционного образа жизни и обеспечения этнокультурного развития коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации.

­ Обеспечение деятельности Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, включая реализацию мероприятий по созданию интегрированной базы данных об обстановке в Арктическом регионе и обеспечению функционирования Центра поддержки деятельности Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Для обеспечения консолидации финансовых средств на ключевых направлениях развития Арктической зоны Российской Федерации необходимо сформировать в «отраслевых» государственных программах специальные подпрограммы или разделы, отражающие реализацию мероприятий, влияющих на социально­экономическое развитие Арктической зоны.

Следует также отметить, что министерство, совместно с коллегами из заинтересованных ведомств, ведёт работу по актуализации Плана мероприятий по реализации Стратегии (утверждён Правительством Российской Федерации от
16 октября 2013 г. № 6208п­П16). Результатом корректировки указанного Плана должно быть приведение всего спектра реализуемых мероприятий в Арктической зоне к конкретным результатам, усиление контроля и повышение персональной ответственности заинтересованных министерств и ведомств за реализацию мероприятий указанного Плана.

 

Инфраструктурные проекты в топливно­энергетическом комплексе

По материалам выступления С. Н. РЕЕВА, заместителя начальника отдела Департамента государственной энергетической политики Министерства энергетики РФ.

Реализация крупных проектов в Арктической зоне требует комплексного подхода и участия различных министерств и ведомств. Прежде всего речь идёт о создании надёжной инфраструктуры: энергетической, транспортной, социальной.

Характеризуя текущее состояние ТЭК на данной территории, необходимо отметить, что важную роль в энергетическом балансе играет добыча углеводородов. Начальные извлекаемые суммарные ресурсы углеводородного сырья Арктической зоны РФ в целом оценены величиной порядка 258 млрд. т у.т., что составляет 60% всех ресурсов углеводородов России. Неразведанный потенциал (С3+D) Арктической зоны составляет 91% на шельфе и 53% на суше. В составе углеводородов Арктики прогнозируется преобладание газовой составляющей (81%), в том числе на суше 80% и на шельфе 85%.

Подавляющая часть текущих разведанных запасов нефти кат. АВС1+С2 находится на континенте в пределах двух автономных округов: Ямало­Ненецкого и Ненецкого. Запасы сконцентрированы на территории ЯНАО и в пределах Западно­Арктического шельфа в акватории Карского и Баренцева морей.

Учитывая ключевое значение континентального шельфа в ресурсной безопасности страны, в настоящее время право получать лицензии на разработку недр Арктического шельфа имеют только ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром» и их дочерние общества. По состоянию на 1 июля 2015 г. на Арктическом шельфе действуют 75 лицензий.

На Арктическом шельфе в настоящее время осуществляется добыча на одном месторождении углеводородного сырья – Приразломном, которое было введено в эксплуатацию в декабре 2013 года. Первая отгрузка добытой нефти на танкер состоялась в марте прошлого года. Накопленная добыча нефти на месторождении на 1 апреля 2015 г. составляет 413,4 тыс. т.

По прогнозным оценкам, в 2035 г. общероссийская добыча нефти в арктических морях составит до 33 млн. т. В ближайшей перспективе планируется ввести в разработку следующие месторождения углеводородного сырья, расположенные на территории Арктической зоны Российской Федерации:

по нефти: Лодочное, Сузунское, Русское, Тагульское, Кынско­Часельский участок, Западно­Мессояхское, Восточно­Мессояхское месторождения, в том числе на шельфе Долгинское месторождение;

по газу: Южно­Тамбейское.

Отдельно стоит рассмотреть такое важное направление, как производство СПГ. На территории Арктической зоны Российской Федерации в настоящее время реализуется проект «Ямал СПГ» (ОАО «НОВАТЭК»). Планируемая мощность завода – 16,5 млн. тонн.

Рассматривается вариант строительства ещё одного завода – «Печора СПГ» (ООО «Печора СПГ»), планируемая мощность которого сотавляет 4 – 8 млн. тонн. Ввод завода запланирован в IV квартале 2018 г.

Для приёма в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений районов Ямало­Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, дальнейшей поставки на НПЗ Российской Федерации, а также на экспорт на территории ЯНАО реализуется проект строительства магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор». В 2014 году завершена I очередь проекта – участок от посёлка Тарко­Сале до посёлка Пурпе; завершение строительства II очереди (участок от пос. Новозаполярный до посёлка Тарко­Сале) намечено на IV кв. 2015 года; III очереди (участок от ГНПС «Заполярье» до посёлка Новозаполярный с завершением строительства) – на IV кв. 2016 года.

Добыча угля на территории Арктической зоны ведется компаниями ОАО «Воркутауголь», ПАО ГМК «Норильский никель», шахта «Угольная», часть этих предприятий градообразующие. Всего в 2014 году организациями угольной промышленности, расположенными на территориях Арктической зоны, добыто 3,37% от общего объёма добычи в Российской Федерации, из которых основной объём приходится на ОАО «Воркутауголь» (94%).

Перспективы развития угольной промышленности определены положениями и мероприятиями Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 21.06.2014 г. № 1099­р. Среди инвестиционных проектов, включённых в Программу, можно выделить следующие:

– строительство шахты с обогатительной фабрикой «Усинская­1», горно­обогатительного комплекса «Усинский­3», расположенных на территории городского округа «Воркута» в Республике Коми;

– разработка Амаамского месторождения угля в Чукотском автономном округе (Анадырский район) с сооружением глубоководного порта в лагуне Аринай на побережье Берингова моря.

Развитие энергетической инфраструктуры на территории Арктической зоны осуществляют ОАО «Россети», ОАО «РАО Энергетические системы Востока», ГК «Рос­атом», а также ОАО «ТГК­1», ОАО «ТГК­2», ЗАО «КЭС» и ОАО «НТЭК». В настоящее время прорабатывается ряд перспективных проектов по развитию сетевых и генерирующих мощностей на арктических территориях, среди которых можно выделить проект развития энергетики Чаун­Билибинского энергоузла, по которому в настоящее время сформирован исчерпывающий перечень первоочередных мероприятий для замещения выбывающих генерирующих мощностей Билибинской АЭС и развития энергетики Чаун­Билибинского энергоузла. Он включает в себя:

– размещение ГК «Росатом» плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) общей электрической мощностью – 70 МВт, тепловой мощностью – 280 Гкал/ч в г. Певеке (к 2019 г.);

– строительство ВЛ 110 кВ Билибино – Кекура и ПС «Кекура» (1­й этап, к 2017 г.);

– строительство новой ВЛ 110 кВ Певек – Билибино, ВЛ 110 кВ Кекура – Песчанка, ПС 220 кВ «Песчанка» и средств компенсаций реактивной мощности (далее – СКРМ) в г. Билибино (2­й этап, к 2019 г.);

– строительство источника генерации в г. Билибино (энергоцентр в составе дизельной электростанции (ДЭС) и угольной котельной или ТЭЦ), реконструкцию существующей ВЛ 110 кВ Певек – Билибино (3­й этап, к 2019 – 2021 гг.).

В части развития магистральных электрических сетей можно выделить проект строительства протяжённой линии электропередачи в Республике Саха (Якутия), которая свяжет изолированный Центральный энергорайон с Объединённой энергетической системой Востока, тем самым расширив границы Единой энергетической системы России, а также строительство «Кольского транзита» – линий электропередачи, которые усилят связи Мурманской области с Объединённой энергетической системой Северо­Запада и строительство трёх новых центров питания классом напряжения 220 кВ в Ямало­Ненецком автономном округе, которые позволят обеспечить энергоснабжение нефтедобывающих предприятий ОАО «НК «Роснефть» и прочих потребителей.

Развитие объектов генерации на территории Арктической зоны включает в себя модернизацию существующих объектов генерации, а также строительство новых, в том числе объектов тепловой и гидрогенерации.

Для реализации инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации при Государственной комиссии по вопросам развития Арктики образована рабочая группа «Развитие энергетики», возглавляемая министром энергетики Российской Федерации
А. В. НОВАКОМ. В рамках деятельности группы предусмотрено всестороннее рассмотрение вопросов развития нефтегазового сектора, угольной и торфяной промышленности, развития энергетики в Арктической зоне, а также обеспечения энергетической безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК, расположенных в Арктике.

Детальная проработка указанных направлений осуществляется в профильных подгруппах:

– развития нефтегазового сектора в Арктической зоне;

– развития угольной и торфяной промышленности в Арктической зоне;

– развития энергетики в Арктической зоне;

– обеспечения энергетической безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК в Арктической зоне.

Основными задачами Минэнерго России по развитию инфраструктурных проектов ТЭК на территории Арктической зоны на ближайшую перспективу являются:

1. Завершение работы по определению перспективных потребностей нефтегазовых компаний в судах и морской технике для разведки, бурения и транспортировки углеводородного сырья до 2030 года.

2. Совместная проработка с заинтересованными ФОИВами вопросов пересмотра существующих ограничений доступа негосударственных компаний к участкам недр Арктического шельфа.

3. Разрешение проблем газификации населённых пунктов на территории Арктической зоны Российской Федерации.

4. Реализация комплексного Плана стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, утверждённого распоряжением Правительства РФ  от 7 июня 2014 г. № 987­р.

5. Реализация совместно с Минпромторгом России проектов по внедрению импортозамещающих технологий на объектах ТЭК Арктической зоны с учётом санкционного режима.

 

Импортозамещение в области нефтегазового машиностроения

По материалам выступления Е. В. МУРАТОВА, начальника отдела Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ.

Работа в области импортозамещения нефтегазового оборудования ведётся Минпромторгом в рамках Плана мероприятий по импортозамещению в ТЭК, утверждённому Председателем Правительства РФ 3 ноября прошлого года.

Как известно, одна из основных сложностей в работе предприятий, производящих оборудование для недропользователей и их сервисных компаний, – это неполноценная обратная связь и отсутствие исчерпывающей информации о нуждах потенциальных заказчиков для рационального планирования и развития соответствующих компетенций заводов, проектных институтов. Для решения этих и других проблем под руководством Минпромторга России была сформирована межведомственная рабочая группа по снижению зависимости российского ТЭК от импортного оборудования, а также по развитию нефтегазового комплекса РФ.

При рабочей группе в конце января создан научно­технический совет, в рамках которого сформированы экспертные группы по 11 приоритетным технологическим направлениям,
исходя из анализа потребностей компаний нефтегазового сектора в импортном оборудовании, технологиях до 2020 года (с учётом спроса на эти технологии, зависимости от импорта). В числе направлений, к примеру, технологии и оборудование для геологоразведки, шельфовых проектов в Арктической зоне, на Дальнем Востоке. Зависимость от импортных технологий по данному направлению – до 80%. По некоторым технологиям она близка к 100%.

В настоящее время назначены и активно работают модераторы экспертных групп, ими были назначены руководители нефтегазовых компаний на уровне не ниже начальников департамента. Модераторы работали с февраля этого года, готовили составы рабочих групп, графики мероприятий. В результате Минпромторгом от научно­технического совета уже получено более 70 «дорожных карт» реализации инвестиционных проектов от консорциумов, состоящих как минимум из одного заказчика и одного исполнителя, на сумму более 100 млрд. рублей. Они предполагают производство оборудования, технических средств, востребованных компаниями ТЭК, в том числе для Арктической зоны, где необходимо учитывать экстремальные климатические условия – низкие температуры, холодные ветра, и потому выдвигаются особые требования по надёжности и безопасности используемой техники. В соответствии с Постановлением № 708 Правительства РФ Минпромторг планирует заключать с инвесторами в составе таких консорциумов специальные инвестконтракты, устанавливающие твёрдые условия взаимодействия с инвесторами сроком до
5 лет и дающие последним гарантированные налоговые, таможенные льготы, а также приоритетное право на получение субсидий  в рамках других финансовых мер поддержки.

Компании, претендующие на заключение специальных инвестконтрактов, в ходе отбора пройдут экспертизу проекта в научно­техническом совете и в дальнейшем будут иметь приоритет при подаче заявок на меры поддержки со стороны государства. Стоит особо отметить роль модераторов: они изначально дают предложения по заключению специальных контрактов с теми заводами, в развитии и сотрудничестве с которыми они заинтересованы. Этим они гарантируют исполнителю спрос на инновационную продукцию, планирующуюся к производству и не имеющую аналогов в России на сегодняшний день. Исполнитель, в свою очередь, гарантирует выпуск высокотехнологичной импортозамещающей продукции с необходим качеством и в установленный срок. При реализации специальных инвестконтрактов очень важно обес­
печить им поддержку со стороны регионов – в частности, в плане предоставления инвесторам, планирующим строительство импортозамещающих машиностроительных производств, региональных налоговых льгот на период реализации проекта, что будет предусмотрено в специальном инвестконтракте.

Для развития отечественных компетенций в особо узких областях промышленности Минпромторг РФ проводит работу по формированию перечня технологий, необходимых для реализации шельфовых проектов, в рамках откорректированной в соответствии с поручением Д. А. МЕДВЕДЕВА Государственной программы развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2016 – 2020 гг. Получено огромное количество предложений по данной тематике от проектных и научно­исследовательских институтов, предприятий. В настоящее время компании­недропользователи и сервисные компании анализируют эти предложения, чтобы подтвердить востребованность, перспективность внедрения тех или иных технологий после поддержки их разработки в рамках этой госпрограммы. К ожидаемым результатам реализации
госпрограммы относятся: разработка комплекса проектов морских платформ для освоения месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе, разработка и внедрение газовозов, крупнотоннажных танкеров, промысловых судов и других объектов морской
техники.

Поддержка проектов импортозамещения и локализации производств машиностроения также осуществляется Минпромторгом в рамках Госпрограммы РФ о развитии промышленности и повышении её конкурентоспособности по следующим основным направлениям: субсидирование промышленных предприятий, процентов по кредитам этих предприятий на техническое перевооружение, пополнение оборотных средств, реализацию комплекса организационных проектов; предоставление льготного заёмного финансирования из Фонда развития промышленности под 5% годовых для реализации ключевых инвестпроектов, направленных на импортозамещение и создание новых производств; субсидирование затрат на проведение научно­исследовательских и опытно­конструкторских работ по приоритетным направлениям развития гражданской промышленности.

Таким образом, в Минпромторге РФ проводится достаточно серьёзная работа по налаживанию прозрачного взаимодействия и синхронизации потребностей всех вертикально интегрированных нефтяных компаний, предприятий ТЭК и технологических возможностей производителей высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения.

 

Транспортная инфраструктура: проблемы и пути решения

По материалам выступления И. К. ЧЕРНЫШЕНКО, члена Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, руководителя секции транспортного и инфраструктурного развития Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации.

Исходно одним из основных вызовов в освоении и развитии Арктической зоны считается недостаточная транспортная обеспеченность. Транспортная система Арктического севера России объединяет множество видов: на первом месте по обороту грузов –  трубопроводный транспорт (до 400 млн. тонн груза в год), на втором – железнодорожный (около 100 млн. тонн груза в год), на третьем – морской и речной (порядка 20 млн. тонн груза в год), также есть авиация, дорожное строительство. В развитии каждого из этих «блоков» есть узкие звенья, о которых необходимо рассказать.

Повседневного контроля требует финансирование развития атомного вездеходного флота на Северном морском пути, а также развитие полярной авиации как основного механизма перевозки людей. Два региона Арктической зоны в настоящее время «выпадают» из общей сети, поскольку не входят в сеть авиационного сообщения. Ключевой проблемой портового хозяйства, так же как и железной дороги, является высокая степень износа конструкций – и это далеко не полный перечень проблем.

Если обобщать нюансы развития транспортной инфраструктуры, то можно сформулировать одну ключевую проблему развития транспортной схемы – это разобщённость. Сегодня государство должно определять основные перспективы и стратегии развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны, исходя из задачи – связать морской, речной, железнодорожный, автомобильный транспорт в единый комплекс. Нужна стратегия, подпрограмма развития транспортной системы Арктической зоны РФ, которая должна основываться на результатах стратегического анализа объёмов и специфики перевозимых грузов. Проект «Белкомур», который разрабатывается в настоящее время, Северный широтный ход, Мурманский транспортный узел – эти элементы транспортной сети необходимо объединить в одно, чтобы обеспечить наибольшую эффективность каждого из них.

В целом перспектива работы в сфере транспортного обеспечения ясна – это, прежде всего, создание комплексной стратегии развития, с прогнозом грузопотока и пассажиропотока; координация деятельности разных видов транспортной инфраструктуры.

 

 

 

Выводы и заключения

В рамках выездного заседания президиума Экспертного Совета по Арктике и Антарктике был рассмотрен широкий круг вопросов – от перспектив импортозамещения до обеспечения национальной безопасности и создания комфортных условий быта на территории Арктического севера. Практически единогласно участники пришли к решению о переработке действующей программы с учётом реалий времени. Н. Е. РОГОЖКИН и В. А. ШТЫРОВ отметили, что Стратегия понятна всем, и по сути, отражает лишь общий взгляд на проблему, рисует желаемый образ Арктики, тогда как Программа должна объединять многообразие подходов, учитывать конкретные сроки, мероприятия и исполнителей, имеющиеся ресурсы. Правительство должно вдумчиво изучить задачу каждого отдельного ведомства в Арктическом регионе и только потом свести всё это воедино, тогда появится действенный план освоения северных территорий. 

Непростой задачей является и создание механизма привлечения предприятий к освоению Арктического региона. Для этого нужны непосредственные стимулы, определённый набор инструментов: должны быть созданы специальные структуры, которые будут заниматься вовлечением предприятий и организаций к участию в развитии Арктики. Необходимо рассмотреть закономерность разработки специального закона, где будут прописаны льготы, организационные  условия, принципы государственно­частного партнёрства и порядок управления территорией.

«Мы пытаемся научиться управлять Арктикой», – заметил в заключение В. А. ШТЫРОВ. Нет сомнений: чтобы эта попытка была успешной, необходимо обеспечить вовлечённость федеральных министерств, региональных  органов исполнительной власти, а также отраслевых предприятий. И объединяющим документом должна стать новая Программа, учитывающая полномочия и интересы каждой из сторон и имеющая своей целью гармоничное, всестороннее конструктивное развитие уникальной природной территории – Арктики.

Специальный корреспондент журнала «Нефть и Газ Сибири» на ВТТА­2015 – А. ЛИБЕРОВА

 


Категория статьи: Территория

К содержанию журнала
«Нефть и Газ Сибири» №4(29) 2017 г.
Справочник отраслевых организаций
Яндекс.Метрика