СОБЫТИЯ

Министр труда и социальной защиты РФ ознакомился с опытом повышения производительности труда на заводе «ПОЛЕМА»

Завод порошковой металлургии «ПОЛЕМА» (входит в ПМХ) посетил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в рамках рабочей поездки в Тульскую область. Основной целью его визита на предприятие стало обсуждение итогов первого года ...

В России будут развивать экологическое машиностроение

По мнению Главы Минприроды РФ Дмитрия Кобылкина, переход на НДТ создаст для экономики новую отрасль. Реализация проекта по переходу на Наилучшие Доступные Технологии (НДТ) создаст новую отрасль для российской экономики – экологическое ...

Омский НПЗ увеличит производство высокооктанового бензина

На Омском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» началась подготовка к монтажу крупногабаритного оборудования на площадке модернизации установки риформинга. Проект, инвестиции в который составляют 9,7 млрд. рублей, позволит в 1,5 ...

В Омске построят завод по производству катализаторов

«Газпром нефть» заключила специальный инвестиционный контракт на строительство завода по производству катализаторов в Омске. Соответствующий документ компания подписала с Минпромторгом и правительством Омской области в ходе Российского ...

Ямал признан регионом с самым доступным бензином в РФ

Предельная надбавка на нефтепродукты, влияющая на стоимость бензина, позволила Ямало-Ненецкому автономному округу возглавить рейтинг регионов по доступности топлива. Об этом сообщил представитель пресс-службы губернатора ЯНАО Дмитрия ...

Энергетическая стратегия РФ до 2035 года: теория расходится с практикой?

18 сентября в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялось обсуждение Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года. В мероприятии принял участие председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный.

 

Нерациональный топливно­энергетический баланс, экономически «неадекватный» спрос на газ, опирающийся на заниженную регулируемую оптовую цену газа на внутреннем рынке, несёт серьёзные риски для страны. Такое заявление председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный сделал в ходе обсуждения проекта Энергетической стратегии РФ до 2035 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

По мнению, Завального, Энергетическая стратегия уделяет недостаточное внимание вопросу оптимизации топливно­энергетического баланса страны. Между тем сегодня он явно перекошен в сторону газа, что является следствием самых низких в мире регулируемых оптовых цен на газ. Доля газа в энергобалансе сегодня превышает 52%, а к 2035 г., согласно проекту Энергостратегии, вырастёт еще на 3%.

Внешняя конъюнктура цен на энергоносители ухудшается, снижаются возможности перекрёстного субсидирования газовой отрасли, и становится сложнее сохранять за счёт экспорта низкую цену газа внутри страны. Себестоимость добычи газа растёт по мере истощения гигантских месторождений Надым­Пур­Таза. Газ новых районов будет значительно дороже. На сегодняшний день существует нехватка внутренних и внешних источников средств не только для финансирования новых, но и для поддержания существующих проектов, и, соответственно, есть потребность в инвестициях для поддержания высокой доли газа в энергобалансе.

Топливно­энергетический дисбаланс и ценовой диспаритет энергоресурсов искусственно снижают спрос и цену угля на внутреннем рынке, это делает отрасль убыточной. Государство ежегодно тратит около 70 млрд. рублей на её поддержку, но это не является решением проблемы.

«На мой взгляд, главный механизм выравнивания топливно­энергетического баланса страны – это развитие межтопливной конкуренции, прежде всего газа с углем. И, к сожалению, это невозможно без повышения предельных регулируемых оптовых цен на газ. Их нужно планомерно повышать не менее чем в 2 раза на переходный период, до полной либерализации рынка газа. При этом, с учётом специфики начисления НДПИ на газ, основной эффект от этого получит государство в виде дополнительного дохода, часть которого можно будет направить на адресные субсидии по оплате энергоресурсов населению или другим потребителям, которые реально будут в этом нуждаться. Это не означает, что цена для потребителя также вырастет в два раза. Уже работает биржа. При повышении регулируемых оптовых цен в ходе биржевых торгов наконец­то будет устанавливаться равновесная справедливая цена на газ в интересах как производителей, так и потребителей, начнут работать механизмы межтопливной конкуренции, прежде всего с углем», – заявил Павел Завальный.

Президент Российского газового общества  в ходе обсуждения Энергетической стратегии также отметил, что она ставит более масштабные цели в области энергосбережения и планирует их добиваться при помощи жёсткой системы стимулов и штрафов.

Стратегия 2030­го предполагала снижение энергоёмкости ВВП на 40% к 2020­му году, то есть на 5% в год. В соответствии с отчётами Минэнерго в последние годы происходило в среднем пятипроцентное снижение энергоёмкости ВВП, но несмотря на это, нынешний проект показал, что, вероятнее всего, будут достигнуты вдвое более низкие показатели, чем было запланировано. Системного анализа причин снижения целевых показателей по энергоэффективности в проекте Энергостратегии нет.

Согласно стратегии к 2035 году целевые показатели энергоёмкости ВВП должны быть снижены в 1,4 – 1,6 раза, хотя, по мнению специалистов, необходимо двукратное снижение. Общий объём потребления энергии в России превышает 1 млрд. т. у.т. в год, ТЭК потребляет треть этого объёма и имеет потенциал снижения энергоёмкости не менее 20%. В целом по стране потенциал сбережения первичных энергоресурсов оценивается более чем в 30%, в части использования газа, например, он составляет 120 – 180 млрд. куб. м.

«Для реализации данного потенциала необходима государственная воля и поддержка, жёсткая система стимулов и штрафов, примерно такая же, как в вопросе утилизации ПГН, чёткая координация всех мероприятий по энергосбережению, в том числе и между отраслями промышленности. Я же, четыре года работая в Комитете по энергетике, пока не видел практически никаких конкретных и действенных шагов, направленных на снижение энергоёмкости ВВП. Во всяком случае, в сфере законодательства. Только разговоры на разных конференциях», – констатировал Завальный.

Впоследствии, комментируя проект Энергетической стратегии России до 2035г. на расширенном заседании Комитета Комитета Государственной Думы по энергетике, Павел Завальный заявил: поддержание текущего уровня нефтедобычи до 2035 года возможно лишь при активном налоговом стимулировании интенсификации добычи и снижении удельного налогообложения в расчете на тонну нефти.

 

 

В Стратегии поставлена цель сохранения добычи нефти и конденсата на уровне 525 млн т. к 2035 году. Это труднодостижимо в нынешних условиях, и главный вызов здесь – не санкции, а резко ухудшающаяся структура запасов, при которой для поддержания добычи требуется увеличение операционных и инвестиционных затрат. Рост их в сочетании с падением цен на нефть и санкционными ограничениями приведет к снижению рентабельности работы отрасли и сокращению источников ее развития.

«Единственный способ преодоления этого вызова, помимо постоянной работы над снижением издержек и совершенствованием технологий – снижение удельной налоговой нагрузки на тонну добываемой нефти. Иллюзий здесь быть не должно. Необходимо стимулировать интенсификацию добычи нефти и освоения трудноизвлекаемых запасов. В противном случае уже в среднесрочной перспективе можно получить сокращение добычи и, как следствие, сжатие налоговой базы» – подчеркнул г­н Завальный.

По мнению парламентария, важно активно развивать прогрессивные механизмы налогового стимулирования, улучшать экономику проектов таким образом, чтобы при снижении удельного налогообложения одной тонны добытой нефти увеличивался общий объем добычи нефти, объем налоговых поступлений на все уровни бюджета. На такой механизм налогообложения перешли практически все ведущие нефтедобывающие страны, и для того, чтобы продолжать успешно конкурировать с ними, надо создавать инвестиционно привлекательные налоговые режимы для разработки нефтяных месторождений.
Это – стратегическая задача.

По материалам пресс­службы РГО

 

 

 


Категория статьи: Актуально

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика