СОБЫТИЯ

Министр труда и социальной защиты РФ ознакомился с опытом повышения производительности труда на заводе «ПОЛЕМА»

Завод порошковой металлургии «ПОЛЕМА» (входит в ПМХ) посетил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в рамках рабочей поездки в Тульскую область. Основной целью его визита на предприятие стало обсуждение итогов первого года ...

В России будут развивать экологическое машиностроение

По мнению Главы Минприроды РФ Дмитрия Кобылкина, переход на НДТ создаст для экономики новую отрасль. Реализация проекта по переходу на Наилучшие Доступные Технологии (НДТ) создаст новую отрасль для российской экономики – экологическое ...

Омский НПЗ увеличит производство высокооктанового бензина

На Омском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» началась подготовка к монтажу крупногабаритного оборудования на площадке модернизации установки риформинга. Проект, инвестиции в который составляют 9,7 млрд. рублей, позволит в 1,5 ...

В Омске построят завод по производству катализаторов

«Газпром нефть» заключила специальный инвестиционный контракт на строительство завода по производству катализаторов в Омске. Соответствующий документ компания подписала с Минпромторгом и правительством Омской области в ходе Российского ...

Ямал признан регионом с самым доступным бензином в РФ

Предельная надбавка на нефтепродукты, влияющая на стоимость бензина, позволила Ямало-Ненецкому автономному округу возглавить рейтинг регионов по доступности топлива. Об этом сообщил представитель пресс-службы губернатора ЯНАО Дмитрия ...

Ямал в авангарде государственной политики в Арктике

 

Специально для журнала «Нефть и Газ Сибири»

 

 

Масштабные экономические проекты Ямало-Ненецкого автономного округа превратили этот край в форпост освоения Российской Арктики. В начале XXI века центр притяжения мировых интересов сместился к Северному полюсу Земли – в Арктику. Это закономерно. Стало ясно, что никакие гидро-, гелио- и другие виды энергии, включая даже атомную, не заменят человечеству проверенное и надёжное углеводородное сырьё. А глобальные запасы энергоносителей сосредоточены именно в высоких широтах. Ещё в 2000 году Владимир Владимирович ПУТИН напомнил слова великого полярного исследователя адмирала Макарова: «Россия – это здание, которое своим фасадом обращено к Северному Ледовитому океану». Если посмотреть на карту России, то в самом центре Севера страны находится Ямал. Географическое положение, природно-ресурсный, промышленный потенциал, опыт социально-гуманитарной работы в этих широтах обязывает регион быть лидером государственной политики в Арктике.

 

Новая волна на Краю Земли


Особая роль в крайне своевременно принятой государственной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации отводится северным субъектам страны. В их числе Ямало-Ненецкий автономный округ. За полвека – со времён легендарных открытий природных богатств Западной Сибири – Ямал стал локомотивом промышленного, инфраструктурного и социального освоения Арктики.

Вся территория автономного округа расположена в Арктической зоне Российской Федерации. Здесь на более чем двухстах месторождениях свыше 50 компаний осуществляют добычу, переработку и транспортировку 85% российского газа и 12% жидких углеводородов. Причём за полвека разработки недр из ямальской земли извлечено немногим более 10 процентов всего, что в ней хранится.

Сегодня Ямал переживает новую мощную волну индустриального освоения, по масштабам и значению для страны сопоставимую с эпохой легендарных открытий Западной Сибири второй половины прошлого века. Последние пять лет в регионе ознаменовались целым рядом знаковых экономических событий. На полуострове Ямал введён в эксплуатацию уже второй по счёту газовый промысел Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения (первый – в октябре 2012 г.). С Ново-портовского месторождения Ямала по Северному морскому пути компания «Газпром нефть» начала поставки арктической нефти нового сорта – Novy Port, превосходящего по характеристикам основные мировые марки. А благодаря строительству магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор» в ближайшей перспективе появится возможность приступить к разработке целого ряда арктических месторождений, сформировать новые центры нефтегазодобычи – Мессояхинский, Каменномысский и другие. 

 

 

Причём, Крайний Север России перестаёт быть исключительно сырьевым районом. За 4 года инвестиции в обрабатывающие производства в регионе выросли в 4,5 раза. И теперь значительная доля в ВРП Ямала – это объём перерабатывающей промышленности. Более чем вдвое «НОВАТЭК» увеличил мощность Пуровского завода по переработке конденсата. Построен ШФЛУ-провод до Тобольск-Нефтехима. В обозримой перспективе состоится ввод в эксплуатацию Новоуренгойского газохимического комплекса.

Совокупный эффект волны экономического роста: валовой региональный продукт за 4 года увеличился в 2 раза и превысил 1,7 триллиона рублей. По ВРП на душу населения Ямал занимает второе место в стране, а по отчислениям в госбюджет России – третье. За несколько лет в регионе создано 25 тысяч вакансий, а количество безработных сократилось в 3 раза.

 

Всероссийская стройка в Арктике

Однако при всех, безусловно, позитивных точках роста настоящий прорыв в Арктику – ещё впереди. И произойдёт он лишь при условии формирования новой – арктической транспортной инфраструктуры. И не только газо- и нефтепроводной. Дело в том, что поставки российского газа «привязаны к трубе». А это, как показывает практика, опасно непредсказуемостью стран-транзитёров. Поэтому на Ямале одно из самых перспективных месторождений – Южно-Тамбейское газоконденсатное было определено ресурсной базой проекта «Ямал СПГ» – самого крупного отечественного и самого северного в мире центра по сжижению природного газа (СПГ). Сейчас завод по производству СПГ по поручению Правительства России строит компания «НОВАТЭК» в партнерстве с французской компанией Total и китайской CNPC. Это уникальный проект, в котором заложены инновационные идеи производства СПГ: во-первых, сразу на месте добычи, во-вторых, в месте отличной логистики – в Арктике. Отсюда потребителю пойдёт готовый продукт, а НДС останется в стране.

Сегодня недалеко от Южно-Тамбейского месторождения, в национальном посёл-ке Сабетта, где ещё 10 лет назад проживало всего 19 человек, создаётся этот крупнейший центр по сжижению газа, и тут же строится новый российский арктический морской порт. За три года создан аэропорт, построен вахтовый посёлок, в котором уже работают 12 тысяч человек. Стройка в Сабетте – поистине, всенародная. «Уралмаш» делает для проекта уникальные буровые установки «Арктика», свою продукцию отгружает Уральский трубный завод. Курган и Тюмень, Челябинск и Югра поставляют продукцию и услуги, трудовые ресурсы и научные разработки.

В порту закончено строительство грузовых причалов, завершается строительство терминалов по отгрузке СПГ. В Санкт-Петербурге для работы в Сабетте и на Севморпути строятся три новых самых крупных и мощных в мире атомных ледокола. А в Южной Корее – танкеры-газовозы ледового класса. Закупается и монтируется оборудование, идёт обустройство скважин. Санкции и колебания курса валют создали некоторые риски. Однако, учитывая важность и высокую степень готовности, Правительством России было принято решение о поддержке проекта средствами Фонда национального благосостояния. 

Производство СПГ – одно из наиболее перспективных направлений мирового рынка. Уже сейчас почти 90% ямальского СПГ с месторождения законтрактованы. По прогнозам, к 2030 году мировой объём потребления СПГ удвоится. Лидерство на рынке СПГ сейчас удерживает Катар, на долю России приходится всего 5%. Вывести Россию в лидеры на столь перспективном направлении как раз и призван проект «Ямал-СПГ», реализация которого находится на личном контроле Президента России.

В целом «Ямал СПГ» – это очень дальновидный проект и яркий пример того, как можно и нужно переводить отечественную энергетику на новые рельсы. Делать её независимой и эффективной, мобильной, в том числе благодаря уникальному местоположению. Строящийся в рамках проекта «Ямал СПГ» новый арктический порт Сабетта призван сыграть поистине историческую роль для всей Арктики.

 

Сабетта – опора Севморпути

Уникальность Сабетты в её географическом положении – порт находится посредине Севморпути. Во время своего визита на Ямал Президент России Владимир Владимирович Путин отмечал: «Ямал – это такое место, откуда одинаковое расстояние: как до Парижа, так и до Пекина. Это очень удобная точка для транспортировки ресурсов и в Азиатско-Тихоокеанские страны, и в Европу, и в Северную Америку».

 

 



Глобальное потепление и общее оживление экономики в Российской Арктике даёт нашей стране уникальный шанс стать оператором возрождённого Северного морского пути – международного трансконтинентального транспортного коридора. И «ключевая точка» на этом пути – порт Сабетта. Уже в прошлом году через ямальский порт было перевалено больше половины (!) всех грузов Севморпути: 2 млн. из 3,9 млн. тонн. В 2016 году перевалка СПГ через Сабетту ожидается в объёме 5 млн. тонн, к 2018 году – 16 млн. тонн в год. А уже через пять лет продукция только двух ямальских индустриальных центров увеличит загрузку СМП – до 25 млн. тонн грузов в год.

Изначально предполагалось, что Сабетта будет задействована в отгрузке только продукции завода «Ямал-СПГ». Но использовать этот уникальный порт исключительно для транспортировки сжиженного природного газа крайне нерационально. Всего на расстоянии в 170 км от Сабетты находится железная дорога, построенная компанией «Газпром» для освоения Бованенковского месторождения. Однако после запуска месторождения интенсивность её загрузки крайне мала.

Если соединить Сабетту с Единой сетью железных дорог России, порт может стать многофункциональным терминалом, открывающим регионам России ворота в Мировой океан. К примеру, время транспортировки грузов в Китай по Севморпути, в сравнении с традиционными маршрутами, меньше на 20%, в Южную Корею – на 32%, Японию – на 54%. Экономика России сможет обеспечить круглогодичные поставки на рынки Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона через Северный морской путь не только сжиженного газа. При этом экспорт и импорт происходят по самому безопасному, кратчайшему и экономически эффективному пути.

 

 

Чтобы использовать синергетический потенциал уже созданной транспортной инфраструктуры и возводимого порта Сабетта, правительство Ямала инициировало проект создания Арктического транспортного коридора – Северный широтный ход. Он состоит из 6 звеньев. Причём по пяти из них уже имеются конкретные решения. Ямал не стоит на месте, и по мере возможности при поддержке Минтранса России эти проекты реализуются.

В современных условиях одним из главных преимуществ Северного широтного хода является то, что проект – «рублёвый».  Песок, щебень, рельсы, шпалы, локомотивная тяга и многие другие компоненты – всё это за рубли, от отечественного производителя. Кроме того, одно рабочее место в Арктике создаёт 14 рабочих мест в России. Таким образом, Арктическая зона России – это мощный драйвер экономики всей страны: сейчас в её обустройстве на Ямале так или иначе задействованы предприятия 57 регионов.

Стратегически важен для проекта – мост через реку Обь в районе Салехарда, без этого звена рассыпается вся цепочка. Впервые финансирование строительства моста вошло в федеральную целевую программу ещё несколько лет назад. После этого сроки начала строительства неоднократно переносились и не определены по сей день. При этом часть таких крупных объектов, как мост через реку Надым стоимостью 14,5 млрд. рублей, регион построил своими силами. Линейные объекты, несмотря на известные сложности в экономике, Ямалу удалось «запаковать» в привлекательную для инвесторов форму. Но мост через Обь может быть построен только с помощью федерального центра.

Начало его строительства станет катализатором реализации проектов, финансируемых частными инвесторами. А это значит, что Арктическая зона РФ получит мощный транспортно-инфраструктурный инструмент, способный решать самые разные, самые сложные задачи, в том числе по обеспечению национальной безопасности и повышению обороноспособности страны.

Проект строительства Северного широтного хода полностью поддержан Президентом России. Более того, на последнем заседании комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса президент прямо указал, что в первую очередь необходимо обеспечить стыковку инфраструктурных проектов с участием государства и инвестиционных программ энергетических компаний. Северный широтный ход – это именно такой проект!

Сегодня очевидны попытки оказать давление на Россию через нарушение экономической логистики: блокируются проекты строительства новых трубопроводов в Европе, создаются препятствия для российских судов в черноморских проливах. Это в очередной раз доказывает, что Россия должна развивать Севморпуть как независимый национальный маршрут.

Со строительством Северного широтного хода значительное удешевление получат планы освоения богатых районов Севера России – в  ЯНАО, ХМАО, Красноярском крае и др. Станет гораздо привлекательней экономика создания новых цент-ров производства сжиженного газа. Освоение шельфов арктических акваторий России потребует значительно меньших вложений. Широкий ряд крупных заказов получат предприятия многих регионов и отраслей. Только в Уральском федеральном округе за счёт эффекта мультипликации будет создано порядка 300 тысяч новых рабочих мест. В экономику придёт около одного триллиона рублей дополнительных инвестиций. На протяжении Северного морского пути появится мощная срединная инфраструктурная опора. СМП получит стабильное грузовое наполнение от всего Уральского промышленного комплекса и других регионов. Перегруженность Транссиба уйдёт в прошлое, конкурентоспособность отечественной экономики, особенно в АТР, существенно повысится.

Историческая роль и миссия нашей страны в Арктике будет неоспорима, а реализация инфраструктурных проектов на Ямале обеспечит динамичное развитие Северного морского пути. В целом всё это укрепит геополитические и макроэкономические позиции России в Арктике и в мире.


Категория статьи: Территория

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика