СОБЫТИЯ

В ТПП РФ обсудили участие российских поставщиков в инвестиционных проектах, реализуемых по иностранным лицензиям

26 июня 2018 года состоялось заседание подкомитета по взаимодействию отраслей ТЭК со смежными отраслями промышленности. Тема заседания: «О квалификационном отборе российских компаний для участия в нефтегазовых проектах, реализуемых на основе ...

Представитель Департамента (Михаил Сироткин) ПАО «Газпром» выступил с докладом о сокращении затрат на проведение строительно-монтажных работ (СМР) в Группе Газпром на пленарной сессии VIII Ежегодной конференции «Нефтегазстрой-2018» «Строительство в не

31.05.2018 в Москве состоялась VIII Ежегодная конференция «Нефтегазстрой-2018» «Строительство в нефтегазовом комплексе». С приветственным словом выступил Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по ...

Российский Нефтегазохимический Форум ГАЗ. НЕФТЬ. ТЕХНОЛОГИИ

С 22 по 25 мая 2018 года в городе Уфе состоялись Российский Нефтегазохимический Форум и XXVIмеждународная выставка «Газ. Нефть. Технологии» -крупнейшие международные мероприятия нефтегазовой и нефтехимической отрасли России. Мероприятия ...

В отеле InterContinental состоялась ежегодная встреча руководителей служб капитального строительства нефтегазовых компаний

31 мая 2018 года по адресу: Москва, улица Тверская, 22, отель InterContinental, состоялась восьмая ежегодная конференция «Строительство в нефтегазовом комплексе» (Нефтегазстрой-2018). На мероприятии обсудили основные проблемы, которые ...

Татарстанский нефтегазохимический форум

Организаторы: Правительство Республики Татарстан ОАО «Казанская ярмарка» При поддержке: Президента Республики Татарстан В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.04.2018 г. №701-р, с 4 по 6 сентября ...

Ямал в авангарде государственной политики в Арктике

 

Специально для журнала «Нефть и Газ Сибири»

 

 

Масштабные экономические проекты Ямало-Ненецкого автономного округа превратили этот край в форпост освоения Российской Арктики. В начале XXI века центр притяжения мировых интересов сместился к Северному полюсу Земли – в Арктику. Это закономерно. Стало ясно, что никакие гидро-, гелио- и другие виды энергии, включая даже атомную, не заменят человечеству проверенное и надёжное углеводородное сырьё. А глобальные запасы энергоносителей сосредоточены именно в высоких широтах. Ещё в 2000 году Владимир Владимирович ПУТИН напомнил слова великого полярного исследователя адмирала Макарова: «Россия – это здание, которое своим фасадом обращено к Северному Ледовитому океану». Если посмотреть на карту России, то в самом центре Севера страны находится Ямал. Географическое положение, природно-ресурсный, промышленный потенциал, опыт социально-гуманитарной работы в этих широтах обязывает регион быть лидером государственной политики в Арктике.

 

Новая волна на Краю Земли


Особая роль в крайне своевременно принятой государственной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации отводится северным субъектам страны. В их числе Ямало-Ненецкий автономный округ. За полвека – со времён легендарных открытий природных богатств Западной Сибири – Ямал стал локомотивом промышленного, инфраструктурного и социального освоения Арктики.

Вся территория автономного округа расположена в Арктической зоне Российской Федерации. Здесь на более чем двухстах месторождениях свыше 50 компаний осуществляют добычу, переработку и транспортировку 85% российского газа и 12% жидких углеводородов. Причём за полвека разработки недр из ямальской земли извлечено немногим более 10 процентов всего, что в ней хранится.

Сегодня Ямал переживает новую мощную волну индустриального освоения, по масштабам и значению для страны сопоставимую с эпохой легендарных открытий Западной Сибири второй половины прошлого века. Последние пять лет в регионе ознаменовались целым рядом знаковых экономических событий. На полуострове Ямал введён в эксплуатацию уже второй по счёту газовый промысел Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения (первый – в октябре 2012 г.). С Ново-портовского месторождения Ямала по Северному морскому пути компания «Газпром нефть» начала поставки арктической нефти нового сорта – Novy Port, превосходящего по характеристикам основные мировые марки. А благодаря строительству магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор» в ближайшей перспективе появится возможность приступить к разработке целого ряда арктических месторождений, сформировать новые центры нефтегазодобычи – Мессояхинский, Каменномысский и другие. 

 

 

Причём, Крайний Север России перестаёт быть исключительно сырьевым районом. За 4 года инвестиции в обрабатывающие производства в регионе выросли в 4,5 раза. И теперь значительная доля в ВРП Ямала – это объём перерабатывающей промышленности. Более чем вдвое «НОВАТЭК» увеличил мощность Пуровского завода по переработке конденсата. Построен ШФЛУ-провод до Тобольск-Нефтехима. В обозримой перспективе состоится ввод в эксплуатацию Новоуренгойского газохимического комплекса.

Совокупный эффект волны экономического роста: валовой региональный продукт за 4 года увеличился в 2 раза и превысил 1,7 триллиона рублей. По ВРП на душу населения Ямал занимает второе место в стране, а по отчислениям в госбюджет России – третье. За несколько лет в регионе создано 25 тысяч вакансий, а количество безработных сократилось в 3 раза.

 

Всероссийская стройка в Арктике

Однако при всех, безусловно, позитивных точках роста настоящий прорыв в Арктику – ещё впереди. И произойдёт он лишь при условии формирования новой – арктической транспортной инфраструктуры. И не только газо- и нефтепроводной. Дело в том, что поставки российского газа «привязаны к трубе». А это, как показывает практика, опасно непредсказуемостью стран-транзитёров. Поэтому на Ямале одно из самых перспективных месторождений – Южно-Тамбейское газоконденсатное было определено ресурсной базой проекта «Ямал СПГ» – самого крупного отечественного и самого северного в мире центра по сжижению природного газа (СПГ). Сейчас завод по производству СПГ по поручению Правительства России строит компания «НОВАТЭК» в партнерстве с французской компанией Total и китайской CNPC. Это уникальный проект, в котором заложены инновационные идеи производства СПГ: во-первых, сразу на месте добычи, во-вторых, в месте отличной логистики – в Арктике. Отсюда потребителю пойдёт готовый продукт, а НДС останется в стране.

Сегодня недалеко от Южно-Тамбейского месторождения, в национальном посёл-ке Сабетта, где ещё 10 лет назад проживало всего 19 человек, создаётся этот крупнейший центр по сжижению газа, и тут же строится новый российский арктический морской порт. За три года создан аэропорт, построен вахтовый посёлок, в котором уже работают 12 тысяч человек. Стройка в Сабетте – поистине, всенародная. «Уралмаш» делает для проекта уникальные буровые установки «Арктика», свою продукцию отгружает Уральский трубный завод. Курган и Тюмень, Челябинск и Югра поставляют продукцию и услуги, трудовые ресурсы и научные разработки.

В порту закончено строительство грузовых причалов, завершается строительство терминалов по отгрузке СПГ. В Санкт-Петербурге для работы в Сабетте и на Севморпути строятся три новых самых крупных и мощных в мире атомных ледокола. А в Южной Корее – танкеры-газовозы ледового класса. Закупается и монтируется оборудование, идёт обустройство скважин. Санкции и колебания курса валют создали некоторые риски. Однако, учитывая важность и высокую степень готовности, Правительством России было принято решение о поддержке проекта средствами Фонда национального благосостояния. 

Производство СПГ – одно из наиболее перспективных направлений мирового рынка. Уже сейчас почти 90% ямальского СПГ с месторождения законтрактованы. По прогнозам, к 2030 году мировой объём потребления СПГ удвоится. Лидерство на рынке СПГ сейчас удерживает Катар, на долю России приходится всего 5%. Вывести Россию в лидеры на столь перспективном направлении как раз и призван проект «Ямал-СПГ», реализация которого находится на личном контроле Президента России.

В целом «Ямал СПГ» – это очень дальновидный проект и яркий пример того, как можно и нужно переводить отечественную энергетику на новые рельсы. Делать её независимой и эффективной, мобильной, в том числе благодаря уникальному местоположению. Строящийся в рамках проекта «Ямал СПГ» новый арктический порт Сабетта призван сыграть поистине историческую роль для всей Арктики.

 

Сабетта – опора Севморпути

Уникальность Сабетты в её географическом положении – порт находится посредине Севморпути. Во время своего визита на Ямал Президент России Владимир Владимирович Путин отмечал: «Ямал – это такое место, откуда одинаковое расстояние: как до Парижа, так и до Пекина. Это очень удобная точка для транспортировки ресурсов и в Азиатско-Тихоокеанские страны, и в Европу, и в Северную Америку».

 

 



Глобальное потепление и общее оживление экономики в Российской Арктике даёт нашей стране уникальный шанс стать оператором возрождённого Северного морского пути – международного трансконтинентального транспортного коридора. И «ключевая точка» на этом пути – порт Сабетта. Уже в прошлом году через ямальский порт было перевалено больше половины (!) всех грузов Севморпути: 2 млн. из 3,9 млн. тонн. В 2016 году перевалка СПГ через Сабетту ожидается в объёме 5 млн. тонн, к 2018 году – 16 млн. тонн в год. А уже через пять лет продукция только двух ямальских индустриальных центров увеличит загрузку СМП – до 25 млн. тонн грузов в год.

Изначально предполагалось, что Сабетта будет задействована в отгрузке только продукции завода «Ямал-СПГ». Но использовать этот уникальный порт исключительно для транспортировки сжиженного природного газа крайне нерационально. Всего на расстоянии в 170 км от Сабетты находится железная дорога, построенная компанией «Газпром» для освоения Бованенковского месторождения. Однако после запуска месторождения интенсивность её загрузки крайне мала.

Если соединить Сабетту с Единой сетью железных дорог России, порт может стать многофункциональным терминалом, открывающим регионам России ворота в Мировой океан. К примеру, время транспортировки грузов в Китай по Севморпути, в сравнении с традиционными маршрутами, меньше на 20%, в Южную Корею – на 32%, Японию – на 54%. Экономика России сможет обеспечить круглогодичные поставки на рынки Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона через Северный морской путь не только сжиженного газа. При этом экспорт и импорт происходят по самому безопасному, кратчайшему и экономически эффективному пути.

 

 

Чтобы использовать синергетический потенциал уже созданной транспортной инфраструктуры и возводимого порта Сабетта, правительство Ямала инициировало проект создания Арктического транспортного коридора – Северный широтный ход. Он состоит из 6 звеньев. Причём по пяти из них уже имеются конкретные решения. Ямал не стоит на месте, и по мере возможности при поддержке Минтранса России эти проекты реализуются.

В современных условиях одним из главных преимуществ Северного широтного хода является то, что проект – «рублёвый».  Песок, щебень, рельсы, шпалы, локомотивная тяга и многие другие компоненты – всё это за рубли, от отечественного производителя. Кроме того, одно рабочее место в Арктике создаёт 14 рабочих мест в России. Таким образом, Арктическая зона России – это мощный драйвер экономики всей страны: сейчас в её обустройстве на Ямале так или иначе задействованы предприятия 57 регионов.

Стратегически важен для проекта – мост через реку Обь в районе Салехарда, без этого звена рассыпается вся цепочка. Впервые финансирование строительства моста вошло в федеральную целевую программу ещё несколько лет назад. После этого сроки начала строительства неоднократно переносились и не определены по сей день. При этом часть таких крупных объектов, как мост через реку Надым стоимостью 14,5 млрд. рублей, регион построил своими силами. Линейные объекты, несмотря на известные сложности в экономике, Ямалу удалось «запаковать» в привлекательную для инвесторов форму. Но мост через Обь может быть построен только с помощью федерального центра.

Начало его строительства станет катализатором реализации проектов, финансируемых частными инвесторами. А это значит, что Арктическая зона РФ получит мощный транспортно-инфраструктурный инструмент, способный решать самые разные, самые сложные задачи, в том числе по обеспечению национальной безопасности и повышению обороноспособности страны.

Проект строительства Северного широтного хода полностью поддержан Президентом России. Более того, на последнем заседании комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса президент прямо указал, что в первую очередь необходимо обеспечить стыковку инфраструктурных проектов с участием государства и инвестиционных программ энергетических компаний. Северный широтный ход – это именно такой проект!

Сегодня очевидны попытки оказать давление на Россию через нарушение экономической логистики: блокируются проекты строительства новых трубопроводов в Европе, создаются препятствия для российских судов в черноморских проливах. Это в очередной раз доказывает, что Россия должна развивать Севморпуть как независимый национальный маршрут.

Со строительством Северного широтного хода значительное удешевление получат планы освоения богатых районов Севера России – в  ЯНАО, ХМАО, Красноярском крае и др. Станет гораздо привлекательней экономика создания новых цент-ров производства сжиженного газа. Освоение шельфов арктических акваторий России потребует значительно меньших вложений. Широкий ряд крупных заказов получат предприятия многих регионов и отраслей. Только в Уральском федеральном округе за счёт эффекта мультипликации будет создано порядка 300 тысяч новых рабочих мест. В экономику придёт около одного триллиона рублей дополнительных инвестиций. На протяжении Северного морского пути появится мощная срединная инфраструктурная опора. СМП получит стабильное грузовое наполнение от всего Уральского промышленного комплекса и других регионов. Перегруженность Транссиба уйдёт в прошлое, конкурентоспособность отечественной экономики, особенно в АТР, существенно повысится.

Историческая роль и миссия нашей страны в Арктике будет неоспорима, а реализация инфраструктурных проектов на Ямале обеспечит динамичное развитие Северного морского пути. В целом всё это укрепит геополитические и макроэкономические позиции России в Арктике и в мире.


Категория статьи: Территория

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика