СОБЫТИЯ

Счетная палата прогнозирует резкий рост цен на бензин в 2019 году

Повышение акцизов на топливо в РФ с 1 января 2019 года может привезти к новому резкому скачку цен на бензин. Об этом сообщается в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы. «Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года ...

ООН: Состояние океанов никогда не было столь угрожающим, как сейчас

Загрязнение, окисление воды, подводный шум, таяние льда в Арктике и Антарктике создали беспрецедентную угрозу для Мирового океана. Об этом говорится в докладе генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Мировой океан - это «легкие» ...

Дмитрий Медведев подписал протокол о субсидировании цен на топливо

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал протокол о частичном субсидировании НПЗ для сдерживания цен на бензин. Об этом сообщили в пресс-службе правительства РФ. «50% дополнительных расходов бюджетной системы России, связанных с изменением ...

На АЗС вновь разрешили продажу алкоголя

Правительство согласилось дать автозаправкам дополнительный заработок, чтобы ограничить рост цен на топливо. Решение о возврате торговли алкоголем на заправках принято на состоявшемся в сентябре у вице-премьера Дмитрия Козака совещании. Об этом ...

Леонид Михельсон и Вагит Алекперов – в пятерке самых богатых россиян

Совокупное состояние богатейших россиян за январь-сентябрь 2018 года увеличилось на 18,422 млрд долларов. Лидерство в списке второй месяц подряд удерживает совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Индекс рассчитывается на основе стоимости акций и ...

Охранно-спасательные археологические работы Института археологии и этнографии СО РАН на объектах хозяйственной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли

А. С. Ломанович, заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН
А. А. Цыбанков, заведующий отделом охранно-спасательной археологии
В. С. Славинский, старший научный сотрудник, учёный секретарь отдела охранно-спасательной археологии
А. В. Постнов, старший научный сотрудник

Самое существенное отличие человека от животного состоит в том, что человек чтит своих предков, старается узнать о них как можно больше, ведёт генеалогическое древо своего рода, интересуясь своим происхождением. Поэтому в государственном масштабе археологическое изучение территории России необходимо уже потому, что большая часть истории человечества занимает период до появления письменных источников. Национальное и государственное самосознание неразрывно связано со знанием своей истории, своего прошлого. Как следствие этого – в Российской Федерации объекты и памятники истории и культуры, к числу которых относятся объекты археологии, находятся под особой охраной государства.

Российская Федерация обладает уникальными по количеству и значению памятниками истории и культуры, отражающими становление человечества и освоение им пространств – от ранних этапов антропогенеза до современности. Их изучение успешно реализуется научными и образовательными центрами. Однако в условиях расширения хозяйственной деятельности, беспрецедентного расширения числа нелегальных раскопок, постоянной угрозы разрушения памятников в результате естественных деструктивных процессов значительная часть источников подвергается риску полного уничтожения и потери для адекватного и обоснованного изучения. Применение научно-исследовательских процедур на объектах культурного наследия является насущной проблемой как органов власти, так и заинтересованных в эффективности своих исследований академических учреждений.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к памятникам археологии (объектам археологического наследия) относятся курганы, остатки древних городищ, селищ, стоянок, поселений, укреплений, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, культурные слои, остатки построек древних городов, места совершения религиозных обрядов, а также иные частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Все объекты археологического наследия относятся к категории объектов культурного наследия федерального значения и считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения (ст. 18 п. 6 Закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Учитывая их огромную научную и культурную ценность, а также и то обстоятельство, что они подвергаются угрозе разрушения при проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, законодательство РФ предусматривает необходимость проведения мероприятий по обеспечению их сохранности.

 

 

Нефтедобывающая отрасль является одной из передовых в России и приоритетной в обеспечении развития экономики страны и непосредственно находится в зоне государственных интересов. На территории Западной Сибири большая часть хозяйственной деятельности связана с нефтегазовой добычей. И поскольку, это связано с отведением больших площадей под хозяйственную деятельность, то неудивительно, что именно эти территории стали передовыми в деле обеспечения охраны памятников истории и культуры. Именно разработанные на региональном уровне положения культурно-исторической экспертизы обеспечивают полноценную работу законодательства на территории всей России.
Однако совершенствование законодательства, включая регламент тендеров, приводит к увеличению сроков работ на предварительной стадии строительства хозяйственных объектов, поскольку хозяйственное освоение территории без тщательного предварительного археологического исследования участков земельных отводов нарушает законодательные нормы Российской Федерации. Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 73-ФЗ предусмотрено обязательное выполнение мероприятий по сохранению историко-культурного наследия на территориях, испрашиваемых под различные виды работ и хозяйственной деятельности. Законодательство об охране объектов культурного наследия учитывает и то обстоятельство, что в настоящее время выявлены далеко не все археологические объекты. Государством охраняются как объекты культурного наследия, включённые в Единый государственный реестр, так и вновь выявляемые археологические объекты.

Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, и при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ, указанных в п. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.
Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы, которые могут создать угрозу для существования объектов археологического наследия должны проводиться только по согласованию с государственными органами охраны объектов культурного наследия и лишь после проведения мероприятий, обеспечивающих сохранение культурного наследия.
В настоящее время в редакции Закона РФ №73-ФЗ, утверждённой Законом РФ № 315-ФЗ от 22.10.2014 г. отмечено: «Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определённым пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия».
За нарушение закона 73-ФЗ должностные, физические и юридические, несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 61, п. 1). При этом лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, – стоимость мероприятий, необходимых для осуществления его сохранения (ст. 61, п. 2), с учетом установленных повышающих коэффициентов.
Следует отметить то обстоятельство, что археологическое обследование по существующим нормам можно проводить только в период положительных температур атмосферы, что в условиях севера существенно сокращает срок производства археологических работ. Таким образом, нефтегазовые промышленные компании, которые существенно укрепляют экономику страны и заботятся о сохранении культурно-исторического наследия Родины, испытывают часто дефицит времени для осуществления хозяйственной деятельности, которое вынуждены отводить на археологическое обследование и охранно-спасательные археологические работы.
Существенную помощь в сокращении сроков выполнения археологических работ для нефтедобывающей отрасли может оказать Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН). Институт является одним из ведущих профильных учреждений страны с огромным опытом археологических работ.
Институт археологии и этнографии СО РАН является одним из крупнейших в Российской Федерации учреждений, осуществляющих археологические изыскания. Научный персонал Института, представленный докторами и кандидатами наук, насчитывает более сотни сотрудников. Качество научной деятельности обеспечивается развитой материально-технической базой и квалифицированным инженерно-техническим персоналом.

Институт проводит археологические и этнографические исследования на территории Российской Федерации (Северный Кавказ, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток), в странах ближнего (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан) и дальнего зарубежья (Монголия, Китай, Иран, Вьетнам, Черногория и т. д.).
Охранно-спасательной археологией ИАЭТ СО РАН занимается с начала 1970-х гг., приоритетными регионами исследования являются Сибирь и Дальний Восток.
Институт имеет опыт выполнения работ на объектах ОАО «РусГидро», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Ростелеком», ОАО «Сибмост», ФДА «Росавтодор» и других крупных компаний, а также проведения исследований по заказу Министерства обороны и Министерства культуры РФ.
Материально-техническая база ИАЭТ СО РАН даёт возможность одновременно организовать и обеспечить оборудованием несколько крупных археологических экспедиций, в которых могут принять участие более тысячи сотрудников. Для выполнения экспедиционных задач Институт содержит транспортное подразделение, включающее десятки грузопассажирских, грузовых и легковых автомобилей, имеется также водный речной транспорт. Археологические исследования обеспечиваются полным комплектом современного оборудования в виде геодезических и других измерительных инструментов, компьютерной техникой, средствами навигации и связи. «Мягкое» оборудование (палатки, спальники, спецодежда и др.), генераторы для оснащения электричеством стационарных и мобильных полевых лагерей, рабочий инструментарий постоянно обновляются и имеются в необходимом для обеспечения десятков отрядов с численностью до нескольких сотен человек.

Научно-методическое сопровождение полевых работ Института включает:
– контроль качества исполнения археологических исследований путём создания и ведения комиссий с составом высококвалифицированных профильных специалистов и представителей заказчика, государственных органов охраны памятников культурного наследия, представителей органов власти и др.;
– обеспечение государственных историко-культурных экспертиз;
– геодезическое и топографическое картирование района исследований и объектов археологического наследия;
– геологическое, геоморфологическое, палинологическое, тектоническое, комплексно стратиграфическое (с изъятием образцов на лабораторные анализы) изучение района исследований и стратиграфических разрезов памятников археологии;
– привлечение специалистов сопутствующих археологии дисциплин и организация этнографических, архитектурных, культурно-исторических, историографических исследований.
Организация и проведение охранно-спасательных археологических работ в Институте возложена на созданный в 2013 г. Отдел охранно-спасательных работ (ООСА). С этого времени ведутся работы по прямым договорам и с участием Института в договорах субподряда с компаниями нефтегазовой отрасли. Причём доля выполненных договоров и объёмов археологических работ растёт из года в год.
Институт в последние годы качественно и в срок выполнил десятки договоров, заключенных с ОАО «Сибнефтепровод», ОАО «Транссибнефть», ОАО «Новосибирскнефтегаз», ОАО «Стройтрансгаз», ООО «Транснефть – Дальний Восток», ООО «ЦУП ВСТО», ООО «Газпром геологоразведка».
Сейчас, в полевой сезон 2016 г., проводятся археологические раскопки на объектах в зонах землепользования компаний АО «Транснефть-Сибирь», АО «Евротэк-Югра», ООО «РН – Юганскнефтегаз».
Успешное исполнение технических заданий завершённых и текущих договоров не было бы возможным без сотрудничества с археологическими организациями-партнёрами ИАЭТ СО РАН – ООО «НПО «Северная археология-1», ООО «Палеопоиск», ООО «НАЦ «АВ КОМ-Наследие».

 


Категория статьи: Наука и образование

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика