СОБЫТИЯ

В отеле InterContinental открывается тринадцатая ежегодная конференция Нефтегазсервис-2018

17 октября в Москве открывается тринадцатая ежегодная конференция «Нефтегазовый сервис в России» (Нефтегазсервис-2018). На конференции выступают кураторы нефтесервисного блока ВИНК и руководители крупных буровых и геофизических ...

В «Арктик СПГ-2» вложат 20-21 млрд. долларов

Строительство завода «Арктик СПГ-2» может начаться уже в следующем году. В ходе ВЭФ-2018 НОВАТЭК подписал протокол о намерениях с японской корпорацией JOGMEG, которая рассматривает перспективы партнерства с российской стороной в проекте ...

На Западной Мессояхе открыты новые запасы нефти в объеме 26 млн. тонн

«Мессояханефтегаз» обнаружил газонефтяную залежь на Западно-Мессояхском лицензионном участке. Ее геологические запасы оцениваются в 85 млн тонн, а извлекаемые – в 26 млн. тонн нефти. Это сопоставимо с объемами самостоятельного ...

Нефтяная отрасль полностью перейдет на НДД через 3-5 лет

Окончательный переход на НДД в нефтяной отрасли возможен не ранее, чем через 3-5 лет. Об этом заявил глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Сазанов. «Пока бюджет по структуре расходов не готов взять на себя ...

Газомоторное топливо в России с начала года подорожало на треть

Розничная цена на газомоторное топливо в РФ выросла за январь-август на 31,8%. Об этом сообщается в материалах Росстата. «Пятый месяц подряд среди наблюдаемых видов непродовольственных товаров заметно растут цены на газовое моторное топливо, ...

Конференция Ямал Нефтегаз 2014. Салехард

5-6 июня в Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа, прошла III международная конференция «Ямал Нефтегаз 2014». Комплексное освоение нефтегазовых месторождений Ямала и прилегающих акваторий: привлечение инвестиций и передовых технологий».

Информационный партнёр – журнал «Нефть и Газ Сибири»

 

 

Ямал, наиболее изученный и подготовленный к освоению, является регионом стратегических интересов и играет решающую роль в развитии газовой промышленности России. Альтернативы ему нет! Самые амбициозные проекты на стадии «запуска», а также другие месторождения международного значения требуют огромного количества инвестиций, подрядчиков и субподрядчиков.

В состав организационного комитета традиционного входят: Правительство ЯНАО и компания Vostock Capital.

Официальные спонсоры и партнеры Ямал Нефтегаз 2014: Total E&P Russie, FMC Technologies, Siemens, ООО «Фертоинг», СБЕРБАНК, Samsung, ITT, ООО «Нефтетанк»

Медиа-партнеры мероприятия: «Rogtec», «Oil & Gas Journal Russia», «Offshore Russia», «Нефть и капитал», Геоинжиниринг, Gas Week, «Территория Нефтегаз», Аргус, отраслевой журнал «НЕФТЬ и ГАЗ Сибири», «Газовая промышленность», Ассоциация производителей оборудования, «Новые технологии газовой отрасли», Российское Газовое Общество, Портал «Нефть России», «Нефтегазовая вертикаль», «Экспозиция Нефть и Газ», «Север-Пресс».

5 июня конференцию торжественно открыл заместитель губернатора Ямало-Ненецкого Автономного Александр Викторович Мажаров и управляющий директор Vostok Capital, Оксана Федосеева. По признанию организаторов, за три года удалось достичь главного – преодолеть внутреннюю закрытость добывающих компаний и вывести их на диалог.

На семи тематических сессиях обсуждали перспективы мега-проектов – завода «Ямал-СПГ» и порта Сабетта, добычи углеводородов на шельфе и в акватории Карского моря, строительства Северного широтного хода, внедрение инновационных технологий при комплексном освоении месторождений и проблемы экологии.

На первой пленарной сессии «Реализуемые проекты и стратегические направления развития нефтегазовой отрасли ЯНАО» обсуждались крупнейшие промышленные проекты, реализуемые на территории Ямала. Одним из первых со своим докладом перед участниками выступил генеральный директор ООО «Газпром добыча Надым» Сергей Меньшиков. В его докладе были представлены перспективы и условия освоения месторождений полуострова Ямал.

Говоря о самом крупномасштабном Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении, которое было запущено в эксплуатацию в 2012 году, он напомнил, что его разведанные запасы составляют 4,9 трлн. кубометров газа. План разработки проекта рассчитан на 28 лет и за это время планируется добыть – 2,5 трлн. кубометров газа. Следующим шагом дочерней компании ОАО «Газпром» в освоении природных запасов полуострова Ямал станет ввод в эксплуатацию Харасавэйского газоконденсатного месторождения на побережье Карского моря. Прогнозируемый объем добычи – 30 млрд кубометров в год. «Его ввод в эксплуатацию намечен на 2018-2019 годы. Уже завершена разработка основных технических решений. Отмечу, что 30% месторождения находится в акватории Карского моря», – сообщил Сергей Меньшиков.

Продолжая тему освоения полуострова, с докладом выступил генеральный директор «Севернефтегазпром» Станислав Цыганков. Тема: состояние проекта по добыче туронского газа Южно-Русского месторождения, принятых там организационных и технических решениях. Этот газ относится к категории трудноизвлекаемых, и результаты опытно-промышленной эксплуатации туронской залежи крайне интересуют газодобытчиков. Цыганков отметил: «Геолого-техническая информация, полученная в ходе реализации проекта опытно-промышленной разработки туронской газовой залежи Южно-Русского месторождения, может послужить основой для создания общей концепции освоения трудноизвлекаемых запасов газа в целом по месторождениям группы компаний ОАО «Газпром». «Севернефтегазпрому» принадлежит лицензия на геологическое изучение и добычу углеводородного сырья в пределах Южно-Русского участка недр со сроком действия до 2043 г. Запасы газа по категориям С1+С2 составляют более 1 трлн. м3.

Во второй сессии с докладом выступил генеральный директор ОАО «Ямал СПГ» Глеб Люксембург, который сообщил, что на данный момент в рамках реализации проекта завода по сжижению газа «Ямал СПГ», мощность которого составит 16,5 млн. тонн СПГ в год, уже пробурено 16 эксплуатационных скважин. «Бурение прошло без осложнений и даже с опережением сроков цикла строительства. Для первой линии завода нам необходимо пробурить 48 скважин, к запуску планируется – 59», – подчеркнул он. Кроме того, Глеб Люксембург добавил, в этом году в Сабетте продолжается строительство аэропорта. В связи с коротким арктическим летом обустройство взлетно-посадочной полосы замедлено. Между тем, морской многофункциональный порт Сабетта в эту зимнюю навигацию принял 17 судов. Сдача полного комплекса международного грузового порта Сабетта намечена на сентябрь 2014 года.

Несомненно, что тяжелые и финансово затратные проекты всегда вызывают массу споров и недоверие скептиков. Однако масштабные проекты Ямал СПГ и порт Сабетта уже прошли «точку невозврата». «Строительства такого гидротехнического сооружения, как морской порт Сабетта, в арктической зоне в России еще не проводилось. Мы уже построили четыре причала. Для нас это уникальный опыт, которым хочется поделиться с присутствующими», – комментирует начальник управления строительства «Межрегионтрубопроводстрой» Иван Маковский. В числе основных проблем, с которыми пришлось столкнуться на этапе строительства порта – запредельно низкие температуры, сильные ветра, метели и сложные геологические условия. Все это потребовало применения более мощного оборудования, чем планировалась изначально. «В любом случае, основной объем работ выполнен. Фактически порт уже принимает суда и десятки тысяч тонн грузов. Сейчас ведутся работы по инфраструктуре порта», – подчеркнул он и добавил, что все дополнительные финансовые издержки по условиям контракта компания берет на себя, поэтому на стоимости проекта строительные риски не скажутся.

Первый день охватил четыре крупные темы развития региона и завершился сессией по инновационным технологиям и решениям для добычи нефти и газа и комплексного обустройства месторождений.

Во второй день в параллельном режиме прошли развернутые сессии по развитию транспортной инфраструктуры Ямала и экологическим аспектам освоения региона. Модератором транспортной сессии выступила Софья Каткова, руководитель проектов, ООО «Морстройтехнология».

Транспортные вопросы становятся с каждым годом все более актуальными. И это не только подготовка инфраструктуры на месторождениях, обсуждение вариантов завоза материалов, вывоза углеводородов и строительство новых транспортных объектов.

Генеральный директор «Ямал СПГ», уже на опыте реализуемого проекта, обозначил одну многоликую проблему для новых географических точек: недостаточность транспортной инфраструктуры, короткий период работы и отсутствие резервов могут привести к срывам любого проекта в этом регионе. В части вопросов развития транспорта на Ямале одним из лейтмотивов транспортной сессии было выступление ОАО «Ленгипротранс» – проектирование и строительство железнодорожных линий можно сократить по срокам в 2-3 раза, если использовать современные методы проектирования и моделирования. Это обеспечит и более низкую стоимость железнодорожных проектов.

Вторым острым вопросом было обсуждение ледокольного обеспечения в Обской Губе – сроки строительства мелкосидящих ледоколов для этого региона очередной раз сдвигаются, и год ввода первого ледокола становится сопоставим со сроками строительства железной дороги к новым проектным точкам. Количество новых проектов, ориентированных на морскую часть Обской губы становится все больше, а вопрос достаточности ледокольного сервиса выглядит все более острым. Активное развитие нефтегазовых проектов региона в удаленных местах непредсказуемо распределяют приросшие грузовые и людские потоки на пункты с уже сложившейся транспортной и социальной инфраструктурой. Понять темпы приращения транспортных мощностей, их достаточности и социальной обеспеченности в тыловых точках доставки – какими являются Транспортные узлы «Салехард-Лабытнанги» и «Новый Уренгой» – одна из текущих задач для региона. В этом свете выступление Крафта о строительстве Северного Широтного Хода подтвердило крайнюю необходимость строительства моста в Салехарде через реку Обь, который свяжет регионы автомобильным и железнодорожным сообщением.

Еще одной проблемой в транспортном секторе является координация участников в точках сопряжения различных транспортных систем. Это было отмечено как одна из проблем реализации проекта «Ямал СПГ» и отмечалась как проблема взаимодействия поставщиков друг с другом в одной проектной точке. Однако, в силу развития всех нефтегазовых проектов и возрастания дополнительной нагрузки на тыловую инфраструктуру, координация участников уже стала крайне необходимой в масштабе всего региона. Для решения этой проблемы требуется создать рабочую группу или штаб аналогичный Транспортной Дирекции Олимпийских игр, который временно будет являться главным распределителем транспортных ресурсов региона. Это может быть общественная организация с попечительским участием Администрации ЯНАО или форма отношений с иным юридическим статусом.

Еще одна сенсация стала сессия по экологической безопасности и проблем сохранения окружающей среды Ямала и прилегающих акваторий. Директор Института экологии растений и животных УРО РАН, член-корр.,

В.Д. Богданов в своем докладе «Экологические проблемы Ямала в связи с освоением газовых месторождений» сделал вывод, что влияние на биоту Ямала в период обустройства газовых месторождений – значительное, но оно почти не связано со специфическими воздействиями.

В период эксплуатации месторождений воздействия снижаются и в большей мере определяются специфическим влиянием.

Отрицательное воздействие оленеводства на экосистему Ямала на много превышает влияние газовой отрасли.

Обозначены две наиострейшие экологические проблемы, связанные с перевыпасом оленей и переловом ценных видов рыб, которые затрагивают основы жизнеобеспечения коренных народов Ямала и Нижней Оби. Они требуют самого скорого решения, т.к. игнорирование их отразится серьезнейшим образом на самом существовании коренного населения.

В настоящее время огромную угрозу существованию ценных полупроходных рыб Оби представляют планы по осуществлению Проектов перелива нефти на морские танкеры в средней части обской губы. Работа морского порт СПГ «Сабетта» будет способствовать снижению рыбопродуктивности северной части Обской губы, но не угрожает существованию популяций полупроходных рыб Оби.

К слову, со дня проведения первой конференции «Ямал Нефтегаз» значительно изменилась ситуация с утилизацией ПНГ. После ужесточения законодательства, объем штрафных санкций, собранных Росприроднадзором по ЯНАО, только за сжигание нефтяного попутного газа в 2012 году составил 1,5 млрд. рублей, в 2013 – 2,5 млрд. рублей. «Значительные суммы существенно ударили по карману природопользователей. Недавно мы подводили итоги – к концу 2013 года основная масса предприятий вышла на 95-процентный уровень утилизации ПНГ. Где-то показатели даже и выше. Сейчас средний показатель по округу – 92 %», – комментирует и.о. руководителя Росприроднадзора по ЯНАО Наталья Колесникова.

9 Пятница, 06 Июнь 2014 17:22 Опубликовано в Нефть и газ (/ekonomika/neft-i-gaz)

В области полезного использования попутного нефтяного газа Натальей Колесниковой был выдвинут ряд следующих предложений, а именно:

Законодательно закрепить все необходимые стимулирующие и санкционные правовые нормы по вопросам учета, сжигания и эффективного использования ПНГ, а именно:

- в кратчайшие сроки обеспечить принятие федерального закона «Об использовании попутного нефтяного газа»;

- законодательно определить в качестве безусловного основания для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами несоблюдение природопользователем (лицензиатом) 95%-ного уровня использования ПНГ;

- дополнить КоАП РФ положениями об ответственности за сжигание ПНГ на факельных установках в размерах, превышающих 5% от объёма добытого ПНГ (за сверхнормативное сжигание ПНГ на факельных системах), с прогрессивной шкалой санкций;

- в статье 2 проекта федерального закона «Об использовании попутного нефтяного газа» определение «попутный нефтяной газ» следует согласовать с положением части 2 статьи 6 законопроекта и пунктом 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации;

- включить в законопроект «Об использовании попутного нефтяного газа» применительно к предусмотренной проектом плате за неиспользование попутного нефтяного газа положения о ставке (размерах) платежа, сроках и порядке уплаты.

В области рекультивации нарушенных земель Наталья Колесникова подчеркнула, что существующий механизм законодательного обеспечения исполнения обязанности пользователей земель по их восстановлению необходимо детализировать, а именно:

- включить в перечень объектов федеральной государственной экологической экспертизы проекты рекультивации нарушенных земель;

- принять самостоятельный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы рекультивации; более того, указанный акт должен иметь отдельную главу, посвященную рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования;

- предусмотреть обязательность участия Росприроднадзора при приемке рекультивированных земель, нарушенных в процессе пользования недрами;

- регламентировать порядок разработки, согласования и утверждения проектов рекультивации нарушенных земель;

- установить требования к содержанию проектной документации по рекультивации.

В процессе подведения итогов конференции были выработаны предложения и заключения по работе Форума, по практике прошлого года будет составлен меморандум Форума.

Заключительный торжественный прием прошел в гостинице «Юрибей» при поддержке Total E&P Russie, FMC Technologies, Siemens, ООО «Фертоинг», СБЕРБАНК, Samsung, ITT и ООО «Нефтетанк», где все собравшиеся еще раз подвели итоги конференции и насладились приятной атмосферой заключительного вечера.

НГС№3(16) 2014 г.


Категория статьи: Территория

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика