СОБЫТИЯ

В Тюмени разработали технологию, продлевающую жизнь месторождений

Участники стратегического проекта Тюменского индустриального университета «Повышение эффективности освоения Арктической зоны РФ» разработали технологию, позволяющую интенсифицировать добычу низконапорного газа сеноманского продуктивного ...

Делегации компаний Роснефть, Газпром-нефть, ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, РуссНефть встретятся с нефтесервисными подрядчиками

17 октября в отеле InterContinental (Москва, улица Тверская, 22) состоится двенадцатая ежегодная конференция «Нефтегазовый сервис в России» (Нефтегазсервис-2017).Основная задача конференции – формирование и укрепление прямых связей ...

Рост выхода светлых продуктов на НПЗ до 80% даст экономике дополнительно 800 млрд рубле

Увеличение выхода светлых продуктов на российских НПЗ с 64% до 80% даст дополнительно экономике 800 млрд рублей. Такое мнение высказал глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов, выступая на Российской ...

17 октября в отеле InterContinental состоится круглый стол «Современные инструменты продвижения нефтесервисных услуг»

17 октября в отеле InterContinental (Москва, улица Тверская, 22) состоится двенадцатая ежегодная конференция «Нефтегазовый сервис в России» (Нефтегазсервис-2017).Основная задача конференции – формирование и укрепление прямых связей ...

В России введут штраф за нарушение сроков геологоразведки

Штрафные санкции за нарушение сроков геологоразведочных работ введет Минприроды России. Соответствующий законопроект - поправки в ст. 43 закона Российской Федерации «О недрах» - внесен в правительство РФ. Ведомство рассчитывает, что ...

Год экологии: Ямал – Арктика – Россия

 

 

Губернатор Ямало­Ненецкого автономного округа Дмитрий КОБЫЛКИН – о развитии ТЭКа, экологии Крайнего Севера и новых дорогах в Арктике.

 

 

– Дмитрий Николаевич, 2017 год в России назван Годом экологии. Какие мероприятия запланированы в регионе для повышения экологической безопасности работы нефтегазового комплекса?

– В Год экологии в России автономный округ вступает подготовленным. На Ямале будет реализовано свыше 70 природоохранных региональных инициатив. Среди них: уборка острова Вилькицкого, завершение экологических проектов на острове Белый, создание питомника растений в Салехарде на площади 700 кв. м2. Планируем проект по изучению ледников в районе массива Рай­Из на Полярном Урале совместно с МГУ им М. В. Ломоносова. Перечень экологических мероприятий на Ямале будет пополняться.  Кроме того, Ямал – активный участник всех всероссийских мероприятий. Это раздельный сбор коммунальных отходов, внедрение сбора ртутьсодержащих отходов, введение в эксплуатацию госреестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и многие другие акции.

Недавно, в самом начале Года экологии, Минприроды России согласовало создание на Ямале еще одного госзаказника – «Сынско­Войкарского». Научное обоснование выполнено Институтом экологии растений и животных Уральского отделения РАН. Главная задача заказника, площадь которого 292 тыс. га, – охрана экосистем уральских нерестовых рек. И он станет 14­й особо охраняемой природной территорией (ООПТ) на Ямале. Кстати, общая площадь ООПТ ЯНАО – около 80 тыс. км2. Это примерно равно площади такой страны, например, как Чехия. А общая площадь всего округа – 769 тыс. км2. То есть, статус особо охраняемых территорий на Ямале имеет более 10% общей площади.

 

 

– Какие крупные экологические проекты реализуются на предприятиях ТЭК региона в 2017 году? Какие нефтегазовые компании наиболее активно внедряют проекты по снижению вредного воздействия на окружающую среду?

– На Ямале создана уникальная система взаимоотношений между органами государственной власти, компаниями­природопользователями и представителями коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Эта система позволяет осуществлять масштабные индустриальные проекты с минимальным воздействием на окружающую среду.

Все технологии, применяемые сейчас на Ямале, носят ярко выраженный природоохранный характер. Например, в мае прошлого года Президент России Владимир Путин дал команду на старт работы морского нефтеналивного терминала «Ворота Арктики». Через него ямальская нефть с Новопортовского месторождения (новый сорт так и назван – Novy Port) круглогодично поступает европейским потребителям по Севморпути. Этот терминал рассчитан на работу в экстремальных условиях Арктики при температуре ниже ­50о С, толщине льда свыше 2 метров. Как доложил глава «Газпрома» Алексей Миллер Президенту России, на терминале применена технология «нулевого сброса». То есть загрязняющие вещества в акваторию Обской губы не попадут ни при каких условиях. Аналогов таких терминалов в мире нет.

Кстати, технологии замкнутого водооборота, замкнутой системы обращения с отходами на Ямале внедряются на всех объектах газовиков и нефтяников. А уровень утилизации попутного нефтяного газа в округе за пять лет вырос с 76%  до 95%.

 

 

– Как в целом складываются отношения органов власти региона с крупными компаниями
в области охраны окружающей среды?

– Практически все крупные добывающие компании, работающие на Ямале, добровольно берут на себя дополнительные обязательства по сохранению экологического равновесия. Начиная с 2010 года на территории ЯНАО создано 15 полигонов экологического мониторинга, откуда информация недропользователей и ученых­экологов поступает в единую информационную аналитическую систему. Это дает возможность не только оперативно реагировать на какие­либо ЧС, но и прогнозировать развитие ситуации.

Ямал – это плацдарм для развития российской Арктики. И управление такой территорией требует политики компромисса между высокотехнологичным ТЭКом, сохранением природы и традиционной культуры тундровиков. Сохранять баланс помогает одно простое правило – Арк­
тику не нужно покорять, ее нужно обживать. Ни один проект в регионе не реализуется без соответствия самым жестким экологическим стандартам: необходимо получить одобрение от представителей тундровых общин, а так же учитывается мнение коренных северян. В процесс обсуждения проектов общественность иногда вносит свои коррективы. Так было, например, со строительством трубопровода «Заполярье – Пурпе»». После встреч и приглашения экспертов был предложен свой, безопасный, по мнению тундровиков, вариант прохождения трассы трубопровода в пойме реки Таз. Было найдено решение, которое удовлетворило и жителей района, и нефтяников.

 

 

Компании ТЭКа строят на Ямале фактории, убойные комплексы для оленеводов, спортивные сооружения и другие нужные северянам социальные объекты. Такое сотрудничество в сочетании с мерами поддержки коренных северян, которые осуществляются властями ЯНАО из окружного бюджета (уникальная региональная программа поддержки КМНС ЯНАО – это отдельная тема разговора), приводит к тому, что и благосостояние, и само количество населения из числа коренных северян на Ямале неуклонно растет в последние годы. Численность аборигенного населения за последние 10 лет выросла на 11%. Это уникальный случай в мировой истории. Причем,
14 тысяч человек – тундровики, и сегодня они ведут традиционный образ жизни.

В результате всего этого комплекса мер, как свидетельствуют отчеты ученых­экологов, геохимический состав почв округа типичен для природных условий арктической территории, концентрации металлов зарегистрированы на низком уровне, превышений нормативных величин не выявлено.

 

 

– Вы упомянули ученых­экологов. А как в целом наука помогает обеспечивать экологическую безопасность?

– Мы твердо убеждены в том, что «наука должна идти впереди промышленников». Сейчас на Ямале создана прочная научная база. Это Научный центр изучения Арктики, Российский центр освоения Арктики, и сейчас поддерживается создание сети научно­исследовательских стационаров и проведение научных исследований на своей территории.

При этом ученые отмечают, что не только человек успешно «обживает» Арктику, но и природная среда не менее успешно «обживает» индустриальные объекты, которые он создает на Ямале. Так, например, на мостах самой северной в мире железной дороги «Обская – Бованенково», которая соединяет Северную железную дорогу и Бованенковское месторождение, ими было обнаружено пять гнезд занесенного в Красную книгу кречета­сапсана. А строящийся завод «Ямал­СПГ» на полуострове Ямал облюбовали песцы, поселившись возле него буквально в нескольких десятках метров. Такого, по свидетельствам ученых, нет ни в одном регионе циркумполярного мира – ни в Канаде, ни в Норвегии, ни на Аляске.

Один из самых интересных для науки объектов за это время окружными властями был создан на самой северной точке округа – острове Белом в Карском море. Перед этим усилиями волонтеров со всего мира и при поддержке нефтегазовых компаний остров, на котором располагаются древние святилища ненцев, был очищен от остатков «жизнедеятельности» военных и геологов прошлого века. За 4 года на этом острове было очищено 52 га земли, собрано 800 тонн металлолома, из которых более половины уже вывезено. На очереди – очистка острова Вилькицкого. Еще 7 объектов накопленного экологического ущерба, таких как брошенная железнодорожная станция Чирча и свалка в поселке Харп, было за это время ликвидировано на материке в рамках программы «Охрана окружающей среды». Еще на 8 объектах эти работы начаты. Таким образом, можно говорить о том, что на Ямале за несколько лет сформирована новая эффективная Арктическая научно­экологическая база.

 

 

– Минувший год для Ямала, да и для всего ТЭКа России, ознаменовался рядом знаковых вводов новых мощностей. Это Пякяхинское и Восточно­Мессояхское месторождения, газопроводы…

– Что касается ввода объектов. Мы живем тут, в Арктике, и честно скажу: не перестаем удивляться, как посреди белой пустоты создаются индустриальные шедевры. Только посмотрите: уникальное Бованенковское месторождение, терминал «Ворота Арктики», магистральные трубопроводы, «Ямал СПГ» с портом Сабетта, оживает Севморпуть… Вся эта мощь появилась фактически в одну пятилетку, на наших глазах. Похоже, что Арктика столетиями спала и теперь поднимается во весь рост.  Развитие Ямала играет существенную роль и в общем развитии экономики России. Вклад округа в федеральный бюджет за счет налоговых поступлений за январь­ноябрь прошлого года составил 9,5%, то есть каждый десятый рубль налоговых доходов в федеральном бюджете –
ямальский.

 

 

– Как будет продвигаться в 2017 году реализация крупных инфраструктурных объектов в рамках проекта «Энергия
Арктики» – Северный широтный ход, железная дорога
«Бованенково – Саббета»?

– Проект железнодорожного «Северного широтного хода» на данный момент подготовлен к реализации. Он получил поддержку у высшего руководства государства, обрел конкретные очертания по организационной и финансовой модели.

 В 2015 году было завершено строительство автодорожной части мостового перехода через реку Надым. В октябре 2016 года Правительство ЯНАО и ОАО «РЖД» подписали соглашение о совместной реализации проекта. Впервые  в России проект строительства железных дорог будет осуществляться по концессионной схеме с привлечением частных инвесторов. Сейчас готовится пакет документов для заключения концессионного соглашения (бизнес­план, финансовая модель проекта), который будет направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации для принятия решения о заключении концессии.

Проект железной дороги «Бованенково – Сабетта» находится в стадии доработки, его реализация будет синхронизирована со строительством Северного широтного хода.  Реализация проекта запланирована на основе государственно­частного партнерства.

Отмечу, что экономический эффект ожидается для многих регионов России, поскольку проект будет способствовать созданию новых рабочих мест, повысит деловую активность и приведет к снижению транспортных издержек. Магистраль полностью будет создана из российских материалов и своими силами. Только для строительства моста через реку Обь планируется использовать более 135 тысяч тонн металлоконструкций, песок, щебень, шпалы, рельсы, железобетонные конструкции для железнодорожных линий. Мы получим хороший мультипликативный эффект: напомню, что создание одного рабочего места в Арктике влечет за собой создание 14 рабочих мест в других регионах.

 

 

– Новый год начался с еще одного крупного события – запуска магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе». ПАО «Транснефть» впервые применило надземный метод строительства нефтяных магистралей в столь сложных природно­климатических условиях. Чем еще уникален данный проект?

– Уникальность нефтепроводной системы «Заполярье – Пурпе» – в ее базовом предназначении, а именно в том, что, она дает выход к единой магистральной системе нефтепроводов многим новым месторождениям – как действующим, так и перспективным.

В целом, несмотря на негативные тенденции на мировом рынке углеводородов, прогноз по добыче энергоресурсов на Ямале – оптимистичный. С учетом роста внутреннего потребления, а также началом экспорта СПГ, объем добычи природного газа к 2019 году увеличится на 6%. В связи с вводом ряда месторождений и развитием трубопроводного транспорта в ближайшие три года будет наблюдаться рост и в нефтяной отрасли. В 2016 году добыча нефти на Ямале пошла в рост впервые за 12 лет. К 2020 году на территории региона планируется увеличение объемов извлечения нефти в два раза. А «Заполярье – Пурпе – Самотлор» – это система ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан), которая будет транспортировать нефть в страны Азиатско­Тихоокеанского региона. Думаю, что и на 40 миллионах тонн в год мы не остановимся. Дальше нас ждет освоение шельфов. Так что перспективы развития хорошие. И в Арктике мы становимся серьезными игроками по реализации нефтяных проектов.

 

 

Специально для журнала

«НЕФТЬ И ГАЗ СИБИРИ»

 

 

 

 

НГС №1 (26) март 2017 


Категория статьи: Территория

К содержанию журнала
«Нефть и Газ Сибири» №3(28) 2017 г.
Справочник отраслевых организаций
Яндекс.Метрика