СОБЫТИЯ

ООН: Состояние океанов никогда не было столь угрожающим, как сейчас

Загрязнение, окисление воды, подводный шум, таяние льда в Арктике и Антарктике создали беспрецедентную угрозу для Мирового океана. Об этом говорится в докладе генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Мировой океан - это «легкие» ...

Дмитрий Медведев подписал протокол о субсидировании цен на топливо

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал протокол о частичном субсидировании НПЗ для сдерживания цен на бензин. Об этом сообщили в пресс-службе правительства РФ. «50% дополнительных расходов бюджетной системы России, связанных с изменением ...

На АЗС вновь разрешили продажу алкоголя

Правительство согласилось дать автозаправкам дополнительный заработок, чтобы ограничить рост цен на топливо. Решение о возврате торговли алкоголем на заправках принято на состоявшемся в сентябре у вице-премьера Дмитрия Козака совещании. Об этом ...

Леонид Михельсон и Вагит Алекперов – в пятерке самых богатых россиян

Совокупное состояние богатейших россиян за январь-сентябрь 2018 года увеличилось на 18,422 млрд долларов. Лидерство в списке второй месяц подряд удерживает совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Индекс рассчитывается на основе стоимости акций и ...

На Ямале создали трехмерную модель территории для Северного широтного хода

Геодезисты выполнили воздушно-лазерное сканирование территории Северного широтного хода. С высоты 900 метров проведена съемка на 507 км в окрестностях Лабытнанги. Съемки с воздуха превратятся в точнейшие топографические планы, по которым будут ...

Год экологии: Ямал – Арктика – Россия

 

 

Губернатор Ямало­Ненецкого автономного округа Дмитрий КОБЫЛКИН – о развитии ТЭКа, экологии Крайнего Севера и новых дорогах в Арктике.

 

 

– Дмитрий Николаевич, 2017 год в России назван Годом экологии. Какие мероприятия запланированы в регионе для повышения экологической безопасности работы нефтегазового комплекса?

– В Год экологии в России автономный округ вступает подготовленным. На Ямале будет реализовано свыше 70 природоохранных региональных инициатив. Среди них: уборка острова Вилькицкого, завершение экологических проектов на острове Белый, создание питомника растений в Салехарде на площади 700 кв. м2. Планируем проект по изучению ледников в районе массива Рай­Из на Полярном Урале совместно с МГУ им М. В. Ломоносова. Перечень экологических мероприятий на Ямале будет пополняться.  Кроме того, Ямал – активный участник всех всероссийских мероприятий. Это раздельный сбор коммунальных отходов, внедрение сбора ртутьсодержащих отходов, введение в эксплуатацию госреестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и многие другие акции.

Недавно, в самом начале Года экологии, Минприроды России согласовало создание на Ямале еще одного госзаказника – «Сынско­Войкарского». Научное обоснование выполнено Институтом экологии растений и животных Уральского отделения РАН. Главная задача заказника, площадь которого 292 тыс. га, – охрана экосистем уральских нерестовых рек. И он станет 14­й особо охраняемой природной территорией (ООПТ) на Ямале. Кстати, общая площадь ООПТ ЯНАО – около 80 тыс. км2. Это примерно равно площади такой страны, например, как Чехия. А общая площадь всего округа – 769 тыс. км2. То есть, статус особо охраняемых территорий на Ямале имеет более 10% общей площади.

 

 

– Какие крупные экологические проекты реализуются на предприятиях ТЭК региона в 2017 году? Какие нефтегазовые компании наиболее активно внедряют проекты по снижению вредного воздействия на окружающую среду?

– На Ямале создана уникальная система взаимоотношений между органами государственной власти, компаниями­природопользователями и представителями коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Эта система позволяет осуществлять масштабные индустриальные проекты с минимальным воздействием на окружающую среду.

Все технологии, применяемые сейчас на Ямале, носят ярко выраженный природоохранный характер. Например, в мае прошлого года Президент России Владимир Путин дал команду на старт работы морского нефтеналивного терминала «Ворота Арктики». Через него ямальская нефть с Новопортовского месторождения (новый сорт так и назван – Novy Port) круглогодично поступает европейским потребителям по Севморпути. Этот терминал рассчитан на работу в экстремальных условиях Арктики при температуре ниже ­50о С, толщине льда свыше 2 метров. Как доложил глава «Газпрома» Алексей Миллер Президенту России, на терминале применена технология «нулевого сброса». То есть загрязняющие вещества в акваторию Обской губы не попадут ни при каких условиях. Аналогов таких терминалов в мире нет.

Кстати, технологии замкнутого водооборота, замкнутой системы обращения с отходами на Ямале внедряются на всех объектах газовиков и нефтяников. А уровень утилизации попутного нефтяного газа в округе за пять лет вырос с 76%  до 95%.

 

 

– Как в целом складываются отношения органов власти региона с крупными компаниями
в области охраны окружающей среды?

– Практически все крупные добывающие компании, работающие на Ямале, добровольно берут на себя дополнительные обязательства по сохранению экологического равновесия. Начиная с 2010 года на территории ЯНАО создано 15 полигонов экологического мониторинга, откуда информация недропользователей и ученых­экологов поступает в единую информационную аналитическую систему. Это дает возможность не только оперативно реагировать на какие­либо ЧС, но и прогнозировать развитие ситуации.

Ямал – это плацдарм для развития российской Арктики. И управление такой территорией требует политики компромисса между высокотехнологичным ТЭКом, сохранением природы и традиционной культуры тундровиков. Сохранять баланс помогает одно простое правило – Арк­
тику не нужно покорять, ее нужно обживать. Ни один проект в регионе не реализуется без соответствия самым жестким экологическим стандартам: необходимо получить одобрение от представителей тундровых общин, а так же учитывается мнение коренных северян. В процесс обсуждения проектов общественность иногда вносит свои коррективы. Так было, например, со строительством трубопровода «Заполярье – Пурпе»». После встреч и приглашения экспертов был предложен свой, безопасный, по мнению тундровиков, вариант прохождения трассы трубопровода в пойме реки Таз. Было найдено решение, которое удовлетворило и жителей района, и нефтяников.

 

 

Компании ТЭКа строят на Ямале фактории, убойные комплексы для оленеводов, спортивные сооружения и другие нужные северянам социальные объекты. Такое сотрудничество в сочетании с мерами поддержки коренных северян, которые осуществляются властями ЯНАО из окружного бюджета (уникальная региональная программа поддержки КМНС ЯНАО – это отдельная тема разговора), приводит к тому, что и благосостояние, и само количество населения из числа коренных северян на Ямале неуклонно растет в последние годы. Численность аборигенного населения за последние 10 лет выросла на 11%. Это уникальный случай в мировой истории. Причем,
14 тысяч человек – тундровики, и сегодня они ведут традиционный образ жизни.

В результате всего этого комплекса мер, как свидетельствуют отчеты ученых­экологов, геохимический состав почв округа типичен для природных условий арктической территории, концентрации металлов зарегистрированы на низком уровне, превышений нормативных величин не выявлено.

 

 

– Вы упомянули ученых­экологов. А как в целом наука помогает обеспечивать экологическую безопасность?

– Мы твердо убеждены в том, что «наука должна идти впереди промышленников». Сейчас на Ямале создана прочная научная база. Это Научный центр изучения Арктики, Российский центр освоения Арктики, и сейчас поддерживается создание сети научно­исследовательских стационаров и проведение научных исследований на своей территории.

При этом ученые отмечают, что не только человек успешно «обживает» Арктику, но и природная среда не менее успешно «обживает» индустриальные объекты, которые он создает на Ямале. Так, например, на мостах самой северной в мире железной дороги «Обская – Бованенково», которая соединяет Северную железную дорогу и Бованенковское месторождение, ими было обнаружено пять гнезд занесенного в Красную книгу кречета­сапсана. А строящийся завод «Ямал­СПГ» на полуострове Ямал облюбовали песцы, поселившись возле него буквально в нескольких десятках метров. Такого, по свидетельствам ученых, нет ни в одном регионе циркумполярного мира – ни в Канаде, ни в Норвегии, ни на Аляске.

Один из самых интересных для науки объектов за это время окружными властями был создан на самой северной точке округа – острове Белом в Карском море. Перед этим усилиями волонтеров со всего мира и при поддержке нефтегазовых компаний остров, на котором располагаются древние святилища ненцев, был очищен от остатков «жизнедеятельности» военных и геологов прошлого века. За 4 года на этом острове было очищено 52 га земли, собрано 800 тонн металлолома, из которых более половины уже вывезено. На очереди – очистка острова Вилькицкого. Еще 7 объектов накопленного экологического ущерба, таких как брошенная железнодорожная станция Чирча и свалка в поселке Харп, было за это время ликвидировано на материке в рамках программы «Охрана окружающей среды». Еще на 8 объектах эти работы начаты. Таким образом, можно говорить о том, что на Ямале за несколько лет сформирована новая эффективная Арктическая научно­экологическая база.

 

 

– Минувший год для Ямала, да и для всего ТЭКа России, ознаменовался рядом знаковых вводов новых мощностей. Это Пякяхинское и Восточно­Мессояхское месторождения, газопроводы…

– Что касается ввода объектов. Мы живем тут, в Арктике, и честно скажу: не перестаем удивляться, как посреди белой пустоты создаются индустриальные шедевры. Только посмотрите: уникальное Бованенковское месторождение, терминал «Ворота Арктики», магистральные трубопроводы, «Ямал СПГ» с портом Сабетта, оживает Севморпуть… Вся эта мощь появилась фактически в одну пятилетку, на наших глазах. Похоже, что Арктика столетиями спала и теперь поднимается во весь рост.  Развитие Ямала играет существенную роль и в общем развитии экономики России. Вклад округа в федеральный бюджет за счет налоговых поступлений за январь­ноябрь прошлого года составил 9,5%, то есть каждый десятый рубль налоговых доходов в федеральном бюджете –
ямальский.

 

 

– Как будет продвигаться в 2017 году реализация крупных инфраструктурных объектов в рамках проекта «Энергия
Арктики» – Северный широтный ход, железная дорога
«Бованенково – Саббета»?

– Проект железнодорожного «Северного широтного хода» на данный момент подготовлен к реализации. Он получил поддержку у высшего руководства государства, обрел конкретные очертания по организационной и финансовой модели.

 В 2015 году было завершено строительство автодорожной части мостового перехода через реку Надым. В октябре 2016 года Правительство ЯНАО и ОАО «РЖД» подписали соглашение о совместной реализации проекта. Впервые  в России проект строительства железных дорог будет осуществляться по концессионной схеме с привлечением частных инвесторов. Сейчас готовится пакет документов для заключения концессионного соглашения (бизнес­план, финансовая модель проекта), который будет направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации для принятия решения о заключении концессии.

Проект железной дороги «Бованенково – Сабетта» находится в стадии доработки, его реализация будет синхронизирована со строительством Северного широтного хода.  Реализация проекта запланирована на основе государственно­частного партнерства.

Отмечу, что экономический эффект ожидается для многих регионов России, поскольку проект будет способствовать созданию новых рабочих мест, повысит деловую активность и приведет к снижению транспортных издержек. Магистраль полностью будет создана из российских материалов и своими силами. Только для строительства моста через реку Обь планируется использовать более 135 тысяч тонн металлоконструкций, песок, щебень, шпалы, рельсы, железобетонные конструкции для железнодорожных линий. Мы получим хороший мультипликативный эффект: напомню, что создание одного рабочего места в Арктике влечет за собой создание 14 рабочих мест в других регионах.

 

 

– Новый год начался с еще одного крупного события – запуска магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе». ПАО «Транснефть» впервые применило надземный метод строительства нефтяных магистралей в столь сложных природно­климатических условиях. Чем еще уникален данный проект?

– Уникальность нефтепроводной системы «Заполярье – Пурпе» – в ее базовом предназначении, а именно в том, что, она дает выход к единой магистральной системе нефтепроводов многим новым месторождениям – как действующим, так и перспективным.

В целом, несмотря на негативные тенденции на мировом рынке углеводородов, прогноз по добыче энергоресурсов на Ямале – оптимистичный. С учетом роста внутреннего потребления, а также началом экспорта СПГ, объем добычи природного газа к 2019 году увеличится на 6%. В связи с вводом ряда месторождений и развитием трубопроводного транспорта в ближайшие три года будет наблюдаться рост и в нефтяной отрасли. В 2016 году добыча нефти на Ямале пошла в рост впервые за 12 лет. К 2020 году на территории региона планируется увеличение объемов извлечения нефти в два раза. А «Заполярье – Пурпе – Самотлор» – это система ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан), которая будет транспортировать нефть в страны Азиатско­Тихоокеанского региона. Думаю, что и на 40 миллионах тонн в год мы не остановимся. Дальше нас ждет освоение шельфов. Так что перспективы развития хорошие. И в Арктике мы становимся серьезными игроками по реализации нефтяных проектов.

 

 

Специально для журнала

«НЕФТЬ И ГАЗ СИБИРИ»

 

 

 

 

НГС №1 (26) март 2017 


Категория статьи: Территория

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика