СОБЫТИЯ

Министр труда и социальной защиты РФ ознакомился с опытом повышения производительности труда на заводе «ПОЛЕМА»

Завод порошковой металлургии «ПОЛЕМА» (входит в ПМХ) посетил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в рамках рабочей поездки в Тульскую область. Основной целью его визита на предприятие стало обсуждение итогов первого года ...

В России будут развивать экологическое машиностроение

По мнению Главы Минприроды РФ Дмитрия Кобылкина, переход на НДТ создаст для экономики новую отрасль. Реализация проекта по переходу на Наилучшие Доступные Технологии (НДТ) создаст новую отрасль для российской экономики – экологическое ...

Омский НПЗ увеличит производство высокооктанового бензина

На Омском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» началась подготовка к монтажу крупногабаритного оборудования на площадке модернизации установки риформинга. Проект, инвестиции в который составляют 9,7 млрд. рублей, позволит в 1,5 ...

В Омске построят завод по производству катализаторов

«Газпром нефть» заключила специальный инвестиционный контракт на строительство завода по производству катализаторов в Омске. Соответствующий документ компания подписала с Минпромторгом и правительством Омской области в ходе Российского ...

Ямал признан регионом с самым доступным бензином в РФ

Предельная надбавка на нефтепродукты, влияющая на стоимость бензина, позволила Ямало-Ненецкому автономному округу возглавить рейтинг регионов по доступности топлива. Об этом сообщил представитель пресс-службы губернатора ЯНАО Дмитрия ...

«Нефтесервису нужна более эффективная господдержка»

 

 

Кризис поставил нефтесервисный сектор в новые жесткие условия. О проблемах, которые сегодня тревожат участников рынка, необходимых мерах для их решения, эффекте импортозамещения и кадровом голоде в отрасли – наш разговор с президентом Ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимиром Борисовым.

 

 

 

– Владимир Александрович, как складывается сегодня ситуация в российском нефтесервисном секторе? 

– Ситуация в нефтесервисе напоминает ту, что мы наблюдаем во всей отечественной экономике: фактически полное отсутствие промышленного роста.

Как и для экономики в целом, самая серьезная проблема для нефтесервиса состоит в уровне доступности кредитов. Малому и среднему бизнесу их получить почти нереально, и самое неприятное, что некоторые препятствия создаются искусственно. Допустим, банки в три раза увеличили количество запрашиваемых бумаг и примерно во столько же раз «уценили» залоговое имущество, хотя очевидно, что именно в кризис необходимо расширять возможности для финансирования бизнеса.

Другая проблема заключается в том, что фискальные органы придумывают новые способы увеличить сбор налогов, поскольку их обязали это сделать. И с такой налоговой политикой оставаться на плаву компаниям все труднее.

Еще одна проблема нефтесервиса в том, что он не выделен в самостоятельную отрасль. Фискальные органы относят нас к предприятиям нефтегазодобычи, и возникают сложности, связанные с определением параметров налоговой нагрузки.

 

– А какие проблемы существуют во взаимоотношениях между ВИНК и сервисными подрядчиками?

– Несмотря на кризис, нефтяные компании не отказываются от своих проектов, и работа у сервисных предприятий есть.

А главный камень преткновения – сроки оплаты за выполненные работы. Если добычные предприятия «Газпрома» платят, как и
«Сургутнефтегаз» и «ЛУКОЙЛ», через 30 дней, а геологоразведочные –
через 60, то «Роснефть» – через 90 и более дней. И это крупнейшая компания России, принадлежащая государству!

Кроме того, нефтяники снизили стоимость заказов, но что тут пенять – они сами в непростом положении. Усилилась внутренняя конкуренция, что тоже привело к снижению расценок. Еще в отрасли до сих пор имеют место откаты, впрочем, в этом плане есть прогресс – нефтегазовые компании постепенно переходят на систему электронных торгов.

 

– Как улучшить взаимоотношения между ВИНК и сервисными предприятиями?

– На мой взгляд, есть смысл увеличить количество игроков на российском рынке добычи нефти. Сегодня в этой отрасли действует всего семь крупных компаний с огромным числом их «дочек». Зарегистрировано также 250 независимых нефтяных компаний (ННК), но часто они в той или иной мере связаны с ВИНК.

Я не призываю к тому, чтобы «распилить» крупные отечественные предприятия, но рядом с ними должен появиться мощный сектор ННК – эти компании должны разрабатывать малые и нетрадиционные месторождения, которые оставляют без внимания крупные игроки. Многое в этом плане опять же зависит от правительства.

 

– Как вы относитесь к идее создания под патронатом государства единого нефтесервисного холдинга?

– Будущее сервиса в любом случае за крупными игроками. Но для создания альтернативы Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes, скорее всего, стоит подумать об объединении нескольких частных предприятий, чем о создании новой госкомпании. 

 

– Насколько современные российские нефтесервисные компании конкурентоспособны по сравнению с международными гигантами?

–  На мой взгляд, они достаточно конкурентоспособны: у них есть неплохие технологические наработки, которые активно внедряются. Иностранцы задали высокую планку, которой приходится соответствовать. И раз наш сервис остается на рынке, значит, ничем не уступает зарубежным корпорациям.

Вместе с тем вытеснить конкурентов российские предприятия не могут из­за вышеперечисленных факторов. Крупные зарубежные компании продолжают работать в России, хотя кризис и остановил рост их доли на нашем рынке.

 

– Какие меры по импортозамещению предпринимаются сегодня на нефтегазосервисном рынке России?

– Тема импортозамещения в России популярна, как никогда. Правительство предпринимает некоторые меры, но проблема в том, что малому и среднему бизнесу не всегда удается ими воспользоваться – это слишком сложная процедура, требующая огромного количества документов.

Я считаю, что эффективнее было бы предоставить предприятиям, работающим на импортозамещение, налоговые каникулы, чтобы они могли тратить сэкономленные средства на модернизацию и внутренний НИОКР.

Добавлю, что российские нефтедобывающие компании проводят ежегодные совещания с местными нефтесервисными предприятиями, чтобы выяснить, какие услуги могут быть выполнены сугубо российскими компаниями. Им отдается приоритет перед зарубежными конкурентами, так как есть прямое поручение правительства, да и цена у местных компаний ниже. Но есть сложно­технологические работы, которые наши специалисты выполнить не могут, например гидроразрыв пласта или работы на шельфе. Обладая новыми технологиями, иностранные предприятия по­прежнему забирают самые «сливки».

 

– Появляются ли сегодня в России новые образцы нефтесервисного оборудования?

– Они, конечно, появляются, но в целом результат мер правительства по импортозамещению мало ощутим, поскольку нет главного – поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства.

Я скептически отношусь к созданию правительственных фондов, которые аккумулируют средства, а потом раздают их отдельным предприятиям по решению чиновников. Для развития нефтегазового машиностроения, как и для нефтесервиса, куда важнее обеспечить доступность кредитов и разумную фискальную политику. 

 

– Как нефтесервисным компаниям удается разрабатывать новые технологии при отсутствии должного финансирования? Взаимодействуют ли они с научными учреждениями?

– К сожалению, упорядоченного научно­технического развития нефтесервиса в стране больше нет: предприятия внедряют собственные наработки, исходя из своих финансовых возможностей.

НИИ в нефтегазовой отрасли можно пересчитать по пальцам, и отставание в новых технологиях ведет к отставанию страны на рынке. Больше не существует крупных институтов, ведущих исследования в интересах всего российского нефтесервиса, чьи наработки могла бы использовать любая компания отрасли.

 

– А как в настоящий момент обстоят дела с кадрами?

– Это очень болезненный вопрос: в России остро не хватает учебных центров, которые бы готовили специалистов рабочих профессий для ТЭКа; инженеров­выпускников приходится доучивать на предприятиях, и они вынуждены начинать трудовую деятельность на рабочих специальностях.

На мой взгляд, государству необходимо создавать систему средних специальных учебных заведений для нужд нефтегазового комплекса.

 

– По вашим прогнозам, какие изменения возможны на рынке нефтегазосервисных услуг в ближайшее время? 

– Я не жду серьезных перемен по сравнению с тем, что мы наблюдали в прошлом году, и не вижу поводов для паники.

Некоторая положительная динамика определенно наблюдается. Если четыре года назад иностранные компании выполняли две трети работ, то сегодня наши предприятия берут на себя примерно 60% работ. Но некоторые российские компании на деле являются иностранными предприятиями, работающими под российским флагом, так что реальная доля отечественных компаний меньше. Наша ассоциация ищет пути решения данной проблемы.

 

 

 

 

НГС №1 (26) март 2017 


Категория статьи: Нефтегазсервис

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика