СОБЫТИЯ

Счетная палата прогнозирует резкий рост цен на бензин в 2019 году

Повышение акцизов на топливо в РФ с 1 января 2019 года может привезти к новому резкому скачку цен на бензин. Об этом сообщается в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы. «Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года ...

ООН: Состояние океанов никогда не было столь угрожающим, как сейчас

Загрязнение, окисление воды, подводный шум, таяние льда в Арктике и Антарктике создали беспрецедентную угрозу для Мирового океана. Об этом говорится в докладе генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Мировой океан - это «легкие» ...

Дмитрий Медведев подписал протокол о субсидировании цен на топливо

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал протокол о частичном субсидировании НПЗ для сдерживания цен на бензин. Об этом сообщили в пресс-службе правительства РФ. «50% дополнительных расходов бюджетной системы России, связанных с изменением ...

На АЗС вновь разрешили продажу алкоголя

Правительство согласилось дать автозаправкам дополнительный заработок, чтобы ограничить рост цен на топливо. Решение о возврате торговли алкоголем на заправках принято на состоявшемся в сентябре у вице-премьера Дмитрия Козака совещании. Об этом ...

Леонид Михельсон и Вагит Алекперов – в пятерке самых богатых россиян

Совокупное состояние богатейших россиян за январь-сентябрь 2018 года увеличилось на 18,422 млрд долларов. Лидерство в списке второй месяц подряд удерживает совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон. Индекс рассчитывается на основе стоимости акций и ...

«Нефтесервису нужна более эффективная господдержка»

 

 

Кризис поставил нефтесервисный сектор в новые жесткие условия. О проблемах, которые сегодня тревожат участников рынка, необходимых мерах для их решения, эффекте импортозамещения и кадровом голоде в отрасли – наш разговор с президентом Ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимиром Борисовым.

 

 

 

– Владимир Александрович, как складывается сегодня ситуация в российском нефтесервисном секторе? 

– Ситуация в нефтесервисе напоминает ту, что мы наблюдаем во всей отечественной экономике: фактически полное отсутствие промышленного роста.

Как и для экономики в целом, самая серьезная проблема для нефтесервиса состоит в уровне доступности кредитов. Малому и среднему бизнесу их получить почти нереально, и самое неприятное, что некоторые препятствия создаются искусственно. Допустим, банки в три раза увеличили количество запрашиваемых бумаг и примерно во столько же раз «уценили» залоговое имущество, хотя очевидно, что именно в кризис необходимо расширять возможности для финансирования бизнеса.

Другая проблема заключается в том, что фискальные органы придумывают новые способы увеличить сбор налогов, поскольку их обязали это сделать. И с такой налоговой политикой оставаться на плаву компаниям все труднее.

Еще одна проблема нефтесервиса в том, что он не выделен в самостоятельную отрасль. Фискальные органы относят нас к предприятиям нефтегазодобычи, и возникают сложности, связанные с определением параметров налоговой нагрузки.

 

– А какие проблемы существуют во взаимоотношениях между ВИНК и сервисными подрядчиками?

– Несмотря на кризис, нефтяные компании не отказываются от своих проектов, и работа у сервисных предприятий есть.

А главный камень преткновения – сроки оплаты за выполненные работы. Если добычные предприятия «Газпрома» платят, как и
«Сургутнефтегаз» и «ЛУКОЙЛ», через 30 дней, а геологоразведочные –
через 60, то «Роснефть» – через 90 и более дней. И это крупнейшая компания России, принадлежащая государству!

Кроме того, нефтяники снизили стоимость заказов, но что тут пенять – они сами в непростом положении. Усилилась внутренняя конкуренция, что тоже привело к снижению расценок. Еще в отрасли до сих пор имеют место откаты, впрочем, в этом плане есть прогресс – нефтегазовые компании постепенно переходят на систему электронных торгов.

 

– Как улучшить взаимоотношения между ВИНК и сервисными предприятиями?

– На мой взгляд, есть смысл увеличить количество игроков на российском рынке добычи нефти. Сегодня в этой отрасли действует всего семь крупных компаний с огромным числом их «дочек». Зарегистрировано также 250 независимых нефтяных компаний (ННК), но часто они в той или иной мере связаны с ВИНК.

Я не призываю к тому, чтобы «распилить» крупные отечественные предприятия, но рядом с ними должен появиться мощный сектор ННК – эти компании должны разрабатывать малые и нетрадиционные месторождения, которые оставляют без внимания крупные игроки. Многое в этом плане опять же зависит от правительства.

 

– Как вы относитесь к идее создания под патронатом государства единого нефтесервисного холдинга?

– Будущее сервиса в любом случае за крупными игроками. Но для создания альтернативы Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes, скорее всего, стоит подумать об объединении нескольких частных предприятий, чем о создании новой госкомпании. 

 

– Насколько современные российские нефтесервисные компании конкурентоспособны по сравнению с международными гигантами?

–  На мой взгляд, они достаточно конкурентоспособны: у них есть неплохие технологические наработки, которые активно внедряются. Иностранцы задали высокую планку, которой приходится соответствовать. И раз наш сервис остается на рынке, значит, ничем не уступает зарубежным корпорациям.

Вместе с тем вытеснить конкурентов российские предприятия не могут из­за вышеперечисленных факторов. Крупные зарубежные компании продолжают работать в России, хотя кризис и остановил рост их доли на нашем рынке.

 

– Какие меры по импортозамещению предпринимаются сегодня на нефтегазосервисном рынке России?

– Тема импортозамещения в России популярна, как никогда. Правительство предпринимает некоторые меры, но проблема в том, что малому и среднему бизнесу не всегда удается ими воспользоваться – это слишком сложная процедура, требующая огромного количества документов.

Я считаю, что эффективнее было бы предоставить предприятиям, работающим на импортозамещение, налоговые каникулы, чтобы они могли тратить сэкономленные средства на модернизацию и внутренний НИОКР.

Добавлю, что российские нефтедобывающие компании проводят ежегодные совещания с местными нефтесервисными предприятиями, чтобы выяснить, какие услуги могут быть выполнены сугубо российскими компаниями. Им отдается приоритет перед зарубежными конкурентами, так как есть прямое поручение правительства, да и цена у местных компаний ниже. Но есть сложно­технологические работы, которые наши специалисты выполнить не могут, например гидроразрыв пласта или работы на шельфе. Обладая новыми технологиями, иностранные предприятия по­прежнему забирают самые «сливки».

 

– Появляются ли сегодня в России новые образцы нефтесервисного оборудования?

– Они, конечно, появляются, но в целом результат мер правительства по импортозамещению мало ощутим, поскольку нет главного – поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства.

Я скептически отношусь к созданию правительственных фондов, которые аккумулируют средства, а потом раздают их отдельным предприятиям по решению чиновников. Для развития нефтегазового машиностроения, как и для нефтесервиса, куда важнее обеспечить доступность кредитов и разумную фискальную политику. 

 

– Как нефтесервисным компаниям удается разрабатывать новые технологии при отсутствии должного финансирования? Взаимодействуют ли они с научными учреждениями?

– К сожалению, упорядоченного научно­технического развития нефтесервиса в стране больше нет: предприятия внедряют собственные наработки, исходя из своих финансовых возможностей.

НИИ в нефтегазовой отрасли можно пересчитать по пальцам, и отставание в новых технологиях ведет к отставанию страны на рынке. Больше не существует крупных институтов, ведущих исследования в интересах всего российского нефтесервиса, чьи наработки могла бы использовать любая компания отрасли.

 

– А как в настоящий момент обстоят дела с кадрами?

– Это очень болезненный вопрос: в России остро не хватает учебных центров, которые бы готовили специалистов рабочих профессий для ТЭКа; инженеров­выпускников приходится доучивать на предприятиях, и они вынуждены начинать трудовую деятельность на рабочих специальностях.

На мой взгляд, государству необходимо создавать систему средних специальных учебных заведений для нужд нефтегазового комплекса.

 

– По вашим прогнозам, какие изменения возможны на рынке нефтегазосервисных услуг в ближайшее время? 

– Я не жду серьезных перемен по сравнению с тем, что мы наблюдали в прошлом году, и не вижу поводов для паники.

Некоторая положительная динамика определенно наблюдается. Если четыре года назад иностранные компании выполняли две трети работ, то сегодня наши предприятия берут на себя примерно 60% работ. Но некоторые российские компании на деле являются иностранными предприятиями, работающими под российским флагом, так что реальная доля отечественных компаний меньше. Наша ассоциация ищет пути решения данной проблемы.

 

 

 

 

НГС №1 (26) март 2017 


Категория статьи: Нефтегазсервис

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика