СОБЫТИЯ

Выставка «Нефтегаз-2018» и Национальный нефтегазовый форум продолжают развивать сотрудничество с Министерством промышленности и торговли РФ

Минпромторг России примет участие в выставке «Нефтегаз-2018» и деловой программе «Национального нефтегазового форума 2018»,уделив большое внимание вопросам развития отечественного нефтегазового оборудования и технологий в ...

Сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти продлена до 2019 года

Организация стран-экспортеров нефти и не входящих в картель стран (ОПЕК+) пришла к выводу, что решение о продлении сделки по сокращению добычи нефти в 2018 году необходимо оставить без изменений. Об этом сообщил министр энергетики России Александр ...

«ЗАО «Нижневартовскремсервис» приступил к реализации контракта на поставку крупной партии нефтепромыслового и емкостного оборудования»

ЗАО "Нижневартовскремсервис", входящее в АО "Группу ГМС", изготовит и поставит в 2018 году для ряда добывающих предприятий ПАО "НК "Роснефть" крупные партии емкостей подземных ЕП и ЕПП номинальным объемом от 3м3 до 40 м3 и автоматизированных ...

В отеле Inter Continental заказчики встретились с поставщиками шельфовых проектов

7 декабря состоялась двенадцатая ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шельфе» (Нефтегазшельф-2017) —традиционная встреча нефтяников и газовиков со своими подрядчиками и поставщиками. В конференции «Нефтегазшельф - ...

Первая партия ямальского СПГ отправлена заказчику

Первая партия сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ» отправлена дочерней компании малайзийской государственной нефтегазовой Petroliam Nasional Berhad (Petronas) - Petronas LNG UK Ltd. Об этом говорится в сообщении ...

Строительство и расширение сетей дорог с твердым покрытием ­ важное направление успешного освоения Арктики

 

 

Смирнов А.В., д.т.н., заслуженный деятель науки РФ, профессор;

Жигадло А.П., д.п.н., профессор, Сибирская государственная автомобильно­дорожная  академия (СибАДИ); 

Иванов Г.В., д.в.н., член Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ;

Робустов В.В., к.т.н., профессор, ОмГТУ.

 

Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обес­печения национальной безопасности на период до 2020 года предусмотрено выполнение приоритетных государственных задач по интенсивному социально­экономическому развитию регионов Арктической зоны [4]. По данным Российского газового общества, российская часть Арктического шельфа скрывает в недрах около 106 млрд. тонн нефтяного эквивалента, в том числе 69,5 трлн. кубометров природного газа. В материковой части Арктики располагаются богатые запасы золота, алмазов, ртути, вольфрама и редкоземельных металлов, без которых невозможны технологии будущего [1]. Анализ условий успешного освоения Арктики позволяет выделить несколько главных, ключевых направлений успешной реализации приоритетных государственных задач по интенсивному развитию регионов Арктической зоны.

       

 

 

Первым активно реализуемым направлением является восстановление и расширение во­енной инфраструктуры усиления обороноспособности на северных рубежах РФ. Социально­экономическая сфера подтягивается к оборонному, добывающему и строительно­транспортному направлениям по мере необходимости ее услуг этим важным направлениям. Теперь строительство объектов инфраструктуры Министерства обороны идет полным ходом и будет продолжаться с увеличением их количества и качества.

Одновременно будут продолжать и строительство новых предприятий и объектов социально­экономической сферы: предприятий по добыче, транспортировке нефти и газа, строительство нефтегазопроводов, инфраструктуры управления, обслуживания и жилищно­коммунального профиля, строительство дорог и коммуникаций и т.п. Все это, безусловно, требует участия автомобильного транспорта, строительно­дорожных машин двойного назначения и других. При этом успешное решение многих проблем определяется эффективностью эксплуатации автомобильного транспорта [2]. В то же время следует отметить, что серийные машины недостаточно приспособлены к работе в условиях низких отрицательных температур.

Поэтому одной из основных задач для успешного освоения Арктической зоны является создание современной транспортной техники и адаптация ее к работе в зимних арктических условиях. Это является вторым главным направлением и условием успешного ос­воения регионов Арктической зоны.

Здесь выделяются следующие регионы: Мурманская область, Архангельская область (без НАО), Ненецкий АО, Республика Коми, Ханты­Мансийский АО, Ямало­Ненецкий АО, Красноярский край, Республика Саха (Якутия).

Сектор российской Арктики (вершина – Северный полюс, южная граница – зона тундры) охватывает площадь 9,46 млн. км2, из которых почти 7 млн. км2 приходится на водное пространство, что составляет 45% площади Северного Ледовитого океана. Особо следует отметить, что 70% площади российского арктичес­
кого сектора постоянно находится подо льдом – 5,14 млн. км2, из них под паковым льдом – 1,554 млн. км2 (23% площади). Общая протяженность арктического побережья прилегающих к данному региону государств составляет 38,7 тыс. км. Доля России – 22,6 км [3].

В связи с особым географическим положением Ямало­Ненецкого АО в Арк­тической зоне и его роли в нефтегазодобыче несколько подробнее рассмотрим транспортную сеть этого региона (рис.1).

 

 

На карте показаны месторождения углеводородов и металлических полезных ископаемых. Приведены схемы железных дорог существующих, строящихся и планируемых. Из автомобильных дорог с твердым покрытием указана только одна дорога между Салехардом и Надымом, хотя в регионе имеется программа строительства и других дорог до 2020 года.

Очертание сети целесообразно строить по типу трансъямальской автомагистрали. От Салехарда до Бованенкова автомобильную дорогу с твердым покрытием удобнее прокладывать параллельно газпромовской железной дороге, ввиду удобства подвоза к стройке строительных материалов и конструкций. Далее от Бованенкова автомобильную дорогу с твердым покрытием вести по центру полуострова Ямал до границы с Карским морем. От нее на запад и восток полуострова должны быть отводы (подходы) к конкретным месторождениям нефти и газа.

По восточному побережью Обской губы необходима такая же автомагистраль с подходами от нее к объектам нефтегазодобычи от Нового Уренгоя до выхода Обской губы к Карскому морю. При этом «создание и развитие эффективной транспортной сети в регионе должно стать ключевым элементом программы по созданию единой Арктической транспортной системы» [6]. Количественные и качественные характеристики арктического пространства свидетельствуют о его огромном значении (геополитическом, включая военное, экономическом и социально­экономическом; экологическом и пр.) и о том, что статус Арктики будет возрастать.

На территории России в 70­х годах разведана и разрабатывается система нефтепромыслов на севере Западной Сибири, составляющая основу нефтедобычи страны. Перспектива нефтедобычи в третьем тысячелетии принадлежит также северным районам Сибири. Поэтому типичные природные условия Севера позволяют рекомендовать конструкции земляного полотна автомобильных дорог с учетом опыта эксплуатации и при выполнении природоохранных мероприятий Арктической зоны.

Северные промыслы чаще расположены в районах распространения низкотемпературных и высокотемпературных вечномерзлых грунтов. Эти районы включают тундровые и лесотундровые пространства с торфянобугристыми, плоскобугристыми и кочковато­ерниковыми типами тундр. Они характеризуются сплошным распространением вечномерзлых грунтов мощностью 100 – 120 м* и температурой минус 2 – 5оС и ниже. В этом районе наблюдаются бугры пучения от 1,0 до 20 м, озерные котловины термокарстов. Грунты, состоящие из глин, суглинков и песков, имеют высокую влажность и льдистость. Сезонное оттаивание грунтов обычно 1,0 – 1,5 м, а на заторфованных участках 0,3 – 0,5 м (рис. 2).

Район распространения высокотемпературных вечномерзлых грунтов (выше ­2оС) характеризуется островным их залеганием мощностью 20 – 100 м.
Оттаивание сезонных грунтов обычно здесь до 3 м, а в местах распространения мощных торфяников (глубиной 10 м) до 0,5 м. Этот район включает зону северной тайги и частично лесотундры. В районах северных промыслов геологи выделяют ряд природно­территориальных комплексов: лесные, лесные на гривах болот, лесные прирусловые, болотные, грядово­мочажинные, плоскобугристые торфяники, крупнобугристые, заозерные площади, акватории озер, хасыреи (естественно осушенные озера). С позиции пригодности для дорожного строительства природные комплексы обладают разными возможностями.

Все лесные микроландшафты в той или иной степени пригодны для строительства до­рог. Однако обводненность, заторфованность и повсеместное проявление вечномерзлых грунтов являются осложняющими факторами при строительстве дорог на болотных ландшафтах.

На плоскобугристых торфяниках из­за различной степени проявления мерзлоты (от 15 до 25% площади) и ее прерывистого распространения, а также из­за сложного микрорельефа возникают трудности при строительстве дорог, особенно с сохранением температурного режима природной среды. Довольно сложным в конструктивном отношении становится земляное полотно дороги при прохождении трассы через крупнобугристые торфяники из­за большой высоты бугров и мощности торфа.

Крайне трудным является возведение земляного полотна на грядово­мочажинных болотах из­за большой торфяной залежи (до 6,0 м), обводненности и переувлажненности подстилающих торф глинистых грунтов. Следует иметь в виду, что столь сложные природные условия Арктической зоны приводят к повышению трудоемкости строительства дорог в 2 – 2,25 раза по сравнению с «континентальными» технологиями, удлинению сроков строитель­ства в 3 раза [5].

Практика освоения в дорожном отношении северных нефтегазопромыслов страны выработала наиболее удачные конструкции земляного полотна автомобильных дорог. В этом, прежде всего, заслуга строителей Минтрансстроя СССР, Миннефтепрома СССР, Мингазпрома СССР, а также проектировщиков и научных работников «Союздорпроекта», «Гипротюменьнафтегаза», СибАДИ, Омского филиала Союздорнии, ТюмИСИ и других.

 

 

Рекомендуемые для практического строительства типы земляного полотна и их конструкции приведены в таблице (рисунок 3).

Конструкции земляного полотна I типа – в виде насыпи на торфяниках, подстилаемых льдистыми грунтами, и II типа – насыпи на льдистом грунте с теплоизоляцией основания – рекомендуется проектировать и устраивать по принципу недопущения оттаивания вечномерзлого грунта в основании насыпи. Представляют технический и экономический интерес дороги на болотах на промороженной торфяной плите, которая в условиях Арктики не оттаивает.

 

 

 По данным Н.В. Шаталовой из ИПН РАН [3], Ямало­Ненецкий АО имеет площадь территории – 769,3 тыс. км2. Протяженность автомобильных дорог – 5664,4 км, в том числе: 3623,7 км – ведомственные; примерно 1000 км – зимники: 13,2 км – общего пользования федерального значения; 1053,7 км – автодороги общего пользования окружного значения с твердым покрытием, из них с усовершенствованным типом дорожной одежды – 983,7 км. Устойчивая связь по автодорогам имеется от границы с Ханты­Мансийским АО до г. Надыма. От Салехарда существует автомобильное сообщение до с. Аксарка и г. Лабытнанги, поселка Харп в направлении к Коми. Зимники: Салехард – Надым (298 км), Аксарка – Яр­Сале 178 км); Лабытнанги – Теги (360 км); Уренгой – Красноселькуп (138 км).

Завершение строительства автодороги Сургут – Салехард на участке Надым– Салехард (291 км по параметрам III технической категории) позволит сформировать основу для создания автотранспортной связи Ямало­Ненецкого АО с территорией Республики Коми и европейской частью РФ.

Как видно, для энергичного освоения этой житницы нефти и газа такого количества автомобильных дорог совершенно недостаточно. Плотность имеющейся части дорог здесь в сотни раз ниже, чем в близлежащем ХМАО. По опыту эксплуатации нефтегазовых приисков в ХМАО установлена корреляционная связь между объемом добычи нефти (в млн. тонн/год) и протяженностью дорог с твердым покрытием [5]. При добыче до 300 млн. тонн/год необходимо иметь 3000 км дорог с твердым покрытием. Однако следует учесть, что добыча газа на полуострове Ямал должна достигнуть к 2030 г. около 250 млдр. м3, что потребует еще около
1 тысячи километров дорог.

Будут ли они построены в обозримом будущем – это большой вопрос, пока будут оставаться между добывающими компаниями и регионами – хозяевами недр и природных ресурсов непропорционально­усеченные дискриминационные экономические отношения, установленные государством.

Другими словами, цели у добывающих компаний свои, не связанные с задачами и нуждами регионов: вычерпать из недр ресурсов сколько сможешь и даже больше, отдать региону символическую оплату и обогащаться на продаже вычерпанных у региона ресурсов, спрятать сверхприбыли за кордон и отдыхать на широкую ногу.

У регионов задачи и нужды совсем другие: развивать социально­экономическую сферу, строить дороги и предприятия общего пользования, решать проблемы жилищно­коммунального комплекса и т.д. и т.п. Поэтому прогресс может наступить только при увязывании интересов регионов с интересами компаний: например, регион будет отпускать добывающим компаниям столько из недр, сколько компания построит для региона дорог, объектов социальной сферы и т.п. (или обеспечит финансирование этих работ). Отпускная цена нефти и газа из недр должна быть существенно увеличена. В противном случае в Арктической зоне ожидать появления нормальных дорог не приходится.

 

 

ВЫВОДЫ

1. Запасы углеводородного сырья на материковой части Арктики, необходимость их добычи и транспортировки позволяют решать геополитические, экономические, социальные и оборонные задачи России.

2. Эти задачи решаются наиболее успешно при строительстве и совершенствовании сетей автомобильных дорог на территории Арктической зоны, начиная в ЯНАО от г. Салехарда до северной границы Ямала. Ориентировочная потребность в дорогах с твердым покрытием в этом регионе около четырех тысяч километров.

3. Основные автомагистрали в ЯНАО должны проходить от г. Салехарда до северного конца п/о Ямал с многочисленными подходами на запад и восток к нефтегазовым промыслам и предприятиям, а также вдоль восточного побережья Обской губы до впадения ее в Карское море.

4. Сложные природные условия приарктической и арктической зон, проявляющиеся в очень холодном климате, длительной зиме, коротком лете, повсеместном наличии вечномерзлых грунтов, болот, торфяников, тундровых пространств, требует дифференцированного подхода к возведению земляного полотна автомобильных дорог различных конструкций с учетом охраны природной среды Арк­тической зоны.

5. Прогресс в решении проблемы строительства новых автодорог может наступитьтолько при увязывании интересов регионов с интересами компаний, когда регион будет отпускать добывающим компаниям столько из недр, сколько компания построит для региона дорог, объектов социальной сферы и т.п. (или обес­печит финансирование этих работ). Отпускная цена нефти и газа из недр должна быть существенно увеличена.

 

 

Список литературы

 

1. Иванов, Г. В. Успешный исход битвы за Арк­тику требует адаптации машин к зимним арк­тическим условиям / Г. В. Иванов, В. В. Робустов, С. В. Корнеев // Индустрия и бизнес. – 2015. 
№ 5(25). С. 32­33.

 

2. Лазарев, Ю. Г. Современное состояние проблемы совершенствования транспортной инфра­структуры / Ю. Г. Лазарев, Е. Б. Синицына // Технико­технологические проблемы сервиса. – 2013.  №4 (26). С. 71­74.

 

3. Шаталова, Н. В. Стратегия долгосрочного развития магистральных автомобильных дорог / Н. В. Шаталова, В. П. Федоров // Транспорт Российской Федерации. – 2009. № 6. С. 20­22.

 

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально­экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 // ИС «Техэксперт». Версия: 6.4.0.200 (х64) / АО «Кодекс».

 

5. Конструкции и технологии строительства дорог в сложных природных условиях : учеб. пособие / А. В. Смирнов, Шестаков В.Н., Сиротюк В.В., Никитин В.П., Боброва Т.В., – Омск: СибАДИ, 2005. 170 с.

 

6. Салыгин, В. И. Влияние освоения нефтегазовых ресурсов на развитие транспортной системы региона /В. И. Салыгин, И. А. Гулиев, А. О. Хубаева // Вестник МГИМО – Университета. – 2015. № 4(43). С. 27­35.

 

 

 

 

 

 

 

НГС №1 (26) март 2017 


Категория статьи: Наука и образование

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика