СОБЫТИЯ

На освоение баженовской свиты направят более 25 млрд. рублей

«Газпром нефть» в ближайшие три года планирует направить на программу освоения баженовской свиты более 25 млрд. рублей. Об этом заявил генеральный директор технологического центра «Бажен» Кирилл Стрижнев. «Одним из ...

ПОЛЕМА представила материалы для 3D-печати изделий, используемых в нефтегазовой отрасли

В ходе мероприятия «DigitalStandUp трек «Аддитивные технологии» (организатор ПАО «Газпром нефть», г. Санкт-Петербург) «ПОЛЕМА» представила традиционные материалы для нефтегазовой отрасли, а также такие ...

Омский НПЗ поставил первую партию игольчатого кокса отечественным производителям

На Омском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» получена партия игольчатого кокса — ценного сырья для металлургической, атомной, химической и космической отраслей. Новая опытно-промышленная партия прошла предварительное ...

В апреле представят дорожную карту по освоению месторождений Мирового океана

Минпромторг представит в Минприроды дорожную карту мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность к освоению месторождений в акватории Мирового океана. Об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. «У нас уже ...

В России хотят ввести штрафы за недолив бензина

Росстандарт и Минпромторг планируют в 2019 году внести в Госдуму законопроект об оборотных штрафах за недолив бензина на АЗС. Об этом сообщил глава Росстандарта Алексей Абрамов. По его словам, текст законопроекта уже готов, сейчас он проходит ...

«Алтик» разработал полевой магистральный трубопровод третьего поколения

Магистральный сборно­разборный стеклопластиковый трубопровод 3­го поколения был создан алтайскими учеными для нужд российской экономики, но может применяться в том числе в нефтегазодобывающей промышленности.  По сравнению с существующими стальными ПМТП инновационное изделие ЗАО «НПП «Алтик» – более легкое, удобное в транспортировке и монтаже, надежное в эксплуатации и, главное – оно гораздо дешевле других известных типов трубопроводов.

 

 

 

«ЭВОЛЮЦИЯ» ПМТП

Первые магистральные трубопроводы для транспортировки горючего появились в России еще до войны.  Во время блокады Ленинграда по дну Ладожского озера был проложен первый в мире подводный трубопровод, с помощью которого в город поставлялось топливо. В 40­50­е
годы началась более активная работа по созданию полевых магистральных трубопроводов (ПМТП). В первую очередь они предназначались для транспортировки нефтепродуктов в военных целях. Данной темой плотно занимался ФАУ 25­й ГосНИИ химмотологии Министерства обороны Российской Федерации.

ПМТП первого поколения могли выдерживать давление не более 30 атмосфер (или 3 МПа), а монтаж таких трубопроводов представлял собой сложную ручную операцию. Поэтому вскоре ПМТП были усовершенствованы. Теперь они собирались легче и быстрее: конус одной трубы вставлялся в раструб другой, а фиксация производилась автоматически. За сутки одна бригада  могла монтировать до 12 км таких трубопроводов. Диаметр труб составлял 100, 150 и 200 мм, рабочее давление – до 6 МПа, а пропускная способность для 100­миллиметровок достигала 1200 кубометров в сутки. Такие трубопроводы получили название «ПМТП второго поколения».

Долгое время они использовались только для военных целей – хорошо показали себя во время боевых действий в Афганистане, а также при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где использовались для подачи воды к разрушенному реактору. Такие трубопроводы были незаменимы во время тушения пожаров. А с распадом СССР они стали активно применяться на нефтеперерабатывающих предприятиях.

 

ЗАДАЧИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Но все­таки ПМТП второго поколения были разработаны еще в 60­х годах, а ведь с тех пор наука шагнула далеко вперед.  Тогда трубопроводы изготавливались из стали, что влекло за собой ряд сложностей и неудобств. Изделия имели большую массу и низкую устойчивость к коррозии, а процесс их транспортировки и монтажа был довольно трудоемким. К тому же их выпуск был налажен на Украине, которая стала суверенным государством, и развивать производство на данной территории уже не было смысла.

Однако экономика России нуждалась в данных трубопроводах, поэтому была поставлена задача разработать ПМТП третьего поколения. К ним предъявлялся целый ряд требований:

– масса трубопровода должна была быть снижена минимум в 1,5 раза при сохранении существующих эксплуатационных нагрузок;

– нефтепроводы не должны в процессе эксплуатации загрязнять окружающую среду (в отличие от стальных ПМТП);

– изделия должны быть более прочными, удобными в монтаже и эксплуатации.

Стальные трубы отличала высокая жесткость, и в условиях сложного рельефа проложить их было трудно – они плохо гнулись, легко повреждались и в результате быстро выходили из строя. Нужны были трубы, которые можно использовать в труднопроходимой местности, при этом массой не более 24 кг.

 

 

 

ЛЕГЧЕ, ГИБЧЕ, НАДЕЖНЕЕ

Ученым предстояло решить нелегкую задачу. В 2016 году специалисты ЗАО «НПП «Алтик» подключились к выполнению государственного задания военного ведомства страны и разработали сборный трубопровод нового поколения. Они предложили металлокомпозитную конструкцию ПМТП. Она получила название сборно­разборного металлокомпозитного ТСР МК 100­40.

Новинка представляет собой многослойную конструкцию, каждый из слоев которой имеет свои характеристики и свойства в соответствии с выполняемыми функциями.

– Внутренний герметизирующий слой из алюминиевого сплава обеспечивает герметичность, химическую и абразивную стойкость изделия к транспортируемой среде при номинальном и испытательном давлении. Он не воспринимает сил, действующих на изделие.

– Все внешние «удары» принимает на себя силовая стеклопластиковая оболочка. Она обеспечивает механическую прочность и жесткость при воздействии внутреннего давления (разрежения) и внешних сил, действующих на трубопровод.

– Внешний слой обеспечивает защиту трубопровода от воздействия инфракрасного (теплового), видимого и ультрафиолетового излучения солнца, действия атмосферы.

Использование такой конструкции позволило снизить массу трубопровода до показателей, соответствующих мировым требованиям. А поскольку изделие выполнено из стеклопластика, при любых изгибах в процессе монтаже труба сохраняет прочность, гарантированную надежность соединений. И хорошо сопротивляется нагрузкам, действующим в кольцевом направлении.

Такая труба выдерживает рабочее давление до 6 МПа, а во время испытаний в заводских условиях –
до 12 МПа. Сейчас труба проходит испытания на техническом полигоне в Нижегородской области
с целью подтверждения соответствия данного изделия требованиям, предъявляемым к ПМТП.

 

В ПОМОЩЬ НЕФТЯНИКАМ

Разработка алтайских ученых предназначена не только для нужд спецорганизаций. Она так же применяется в нефтегазовой промышленности. При этом такая труба в два раза легче по сравнению с подобными изделиями, выпускаемыми на других российских предприятиях.

Масса изделия ЗАО «НПП «Алтик» не превышает 24 кг, оно легко транспортируется и несет более низкую нагрузку на искусственные сооружения (например, при прокладке трубопровода на мосту). Она гораздо гибче и легко подстраивается под особенности рельефа местности. К примеру, если при прокладке стального трубопровода приходится использовать бульдозер, чтобы устранить неровности, то стеклопластиковая труба проходит на сложных участках без специальной подготовки. Упрощается монтаж и демонтаж трубы. Материалы, из которых она выполняется, устойчивы к коррозии, нетоксичны, пожаробезопасны, не вызывают загрязнения почвы, воды и воздуха. А самое главное – за счет инновационной конструкции удалось значительно снизить стоимость трубопровода по сравнению с облегченными конкурентными типами. Так, например, за границей сегодня распространены ПМТП, полностью изготовленные из высокопрочных алюминевых сплавов. Они качественные, но гораздо дороже, и это становится серьезной помехой для их массового применения в нефтегазодобывающей отрасли. 

Следует отметить, что стеклопластиковые трубы ЗАО «НПП «Алтик» разработаны таким образом, чтобы быть полностью взаимозаменяемыми с уже действующими ПМТП.

До конца года на предприятии запланированы сертификационные испытания новой продукции. В настоящее время готовится запуск серийного производства изделий. Его мощность позволяет изготавливать до 80 км ПМТП в год, и эти возможности будут расширяться.

 

 

 

ЗАО «НПП «Алтик»

659305, Алтайский край, г. Бийск,

ул. Трофимова, 19

Тел./факс: +7 (3854) 44­82­22

E­mail: info@altik.su

www.altik.su

 

 

НГС №2 (27) июнь 2017 


Категория статьи: Технологии

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика