СОБЫТИЯ

Выставка «Нефтегаз-2018» и Национальный нефтегазовый форум продолжают развивать сотрудничество с Министерством промышленности и торговли РФ

Минпромторг России примет участие в выставке «Нефтегаз-2018» и деловой программе «Национального нефтегазового форума 2018»,уделив большое внимание вопросам развития отечественного нефтегазового оборудования и технологий в ...

Сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти продлена до 2019 года

Организация стран-экспортеров нефти и не входящих в картель стран (ОПЕК+) пришла к выводу, что решение о продлении сделки по сокращению добычи нефти в 2018 году необходимо оставить без изменений. Об этом сообщил министр энергетики России Александр ...

«ЗАО «Нижневартовскремсервис» приступил к реализации контракта на поставку крупной партии нефтепромыслового и емкостного оборудования»

ЗАО "Нижневартовскремсервис", входящее в АО "Группу ГМС", изготовит и поставит в 2018 году для ряда добывающих предприятий ПАО "НК "Роснефть" крупные партии емкостей подземных ЕП и ЕПП номинальным объемом от 3м3 до 40 м3 и автоматизированных ...

В отеле Inter Continental заказчики встретились с поставщиками шельфовых проектов

7 декабря состоялась двенадцатая ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шельфе» (Нефтегазшельф-2017) —традиционная встреча нефтяников и газовиков со своими подрядчиками и поставщиками. В конференции «Нефтегазшельф - ...

Первая партия ямальского СПГ отправлена заказчику

Первая партия сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ» отправлена дочерней компании малайзийской государственной нефтегазовой Petroliam Nasional Berhad (Petronas) - Petronas LNG UK Ltd. Об этом говорится в сообщении ...

«Алтик» разработал полевой магистральный трубопровод третьего поколения

Магистральный сборно­разборный стеклопластиковый трубопровод 3­го поколения был создан алтайскими учеными для нужд российской экономики, но может применяться в том числе в нефтегазодобывающей промышленности.  По сравнению с существующими стальными ПМТП инновационное изделие ЗАО «НПП «Алтик» – более легкое, удобное в транспортировке и монтаже, надежное в эксплуатации и, главное – оно гораздо дешевле других известных типов трубопроводов.

 

 

 

«ЭВОЛЮЦИЯ» ПМТП

Первые магистральные трубопроводы для транспортировки горючего появились в России еще до войны.  Во время блокады Ленинграда по дну Ладожского озера был проложен первый в мире подводный трубопровод, с помощью которого в город поставлялось топливо. В 40­50­е
годы началась более активная работа по созданию полевых магистральных трубопроводов (ПМТП). В первую очередь они предназначались для транспортировки нефтепродуктов в военных целях. Данной темой плотно занимался ФАУ 25­й ГосНИИ химмотологии Министерства обороны Российской Федерации.

ПМТП первого поколения могли выдерживать давление не более 30 атмосфер (или 3 МПа), а монтаж таких трубопроводов представлял собой сложную ручную операцию. Поэтому вскоре ПМТП были усовершенствованы. Теперь они собирались легче и быстрее: конус одной трубы вставлялся в раструб другой, а фиксация производилась автоматически. За сутки одна бригада  могла монтировать до 12 км таких трубопроводов. Диаметр труб составлял 100, 150 и 200 мм, рабочее давление – до 6 МПа, а пропускная способность для 100­миллиметровок достигала 1200 кубометров в сутки. Такие трубопроводы получили название «ПМТП второго поколения».

Долгое время они использовались только для военных целей – хорошо показали себя во время боевых действий в Афганистане, а также при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где использовались для подачи воды к разрушенному реактору. Такие трубопроводы были незаменимы во время тушения пожаров. А с распадом СССР они стали активно применяться на нефтеперерабатывающих предприятиях.

 

ЗАДАЧИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Но все­таки ПМТП второго поколения были разработаны еще в 60­х годах, а ведь с тех пор наука шагнула далеко вперед.  Тогда трубопроводы изготавливались из стали, что влекло за собой ряд сложностей и неудобств. Изделия имели большую массу и низкую устойчивость к коррозии, а процесс их транспортировки и монтажа был довольно трудоемким. К тому же их выпуск был налажен на Украине, которая стала суверенным государством, и развивать производство на данной территории уже не было смысла.

Однако экономика России нуждалась в данных трубопроводах, поэтому была поставлена задача разработать ПМТП третьего поколения. К ним предъявлялся целый ряд требований:

– масса трубопровода должна была быть снижена минимум в 1,5 раза при сохранении существующих эксплуатационных нагрузок;

– нефтепроводы не должны в процессе эксплуатации загрязнять окружающую среду (в отличие от стальных ПМТП);

– изделия должны быть более прочными, удобными в монтаже и эксплуатации.

Стальные трубы отличала высокая жесткость, и в условиях сложного рельефа проложить их было трудно – они плохо гнулись, легко повреждались и в результате быстро выходили из строя. Нужны были трубы, которые можно использовать в труднопроходимой местности, при этом массой не более 24 кг.

 

 

 

ЛЕГЧЕ, ГИБЧЕ, НАДЕЖНЕЕ

Ученым предстояло решить нелегкую задачу. В 2016 году специалисты ЗАО «НПП «Алтик» подключились к выполнению государственного задания военного ведомства страны и разработали сборный трубопровод нового поколения. Они предложили металлокомпозитную конструкцию ПМТП. Она получила название сборно­разборного металлокомпозитного ТСР МК 100­40.

Новинка представляет собой многослойную конструкцию, каждый из слоев которой имеет свои характеристики и свойства в соответствии с выполняемыми функциями.

– Внутренний герметизирующий слой из алюминиевого сплава обеспечивает герметичность, химическую и абразивную стойкость изделия к транспортируемой среде при номинальном и испытательном давлении. Он не воспринимает сил, действующих на изделие.

– Все внешние «удары» принимает на себя силовая стеклопластиковая оболочка. Она обеспечивает механическую прочность и жесткость при воздействии внутреннего давления (разрежения) и внешних сил, действующих на трубопровод.

– Внешний слой обеспечивает защиту трубопровода от воздействия инфракрасного (теплового), видимого и ультрафиолетового излучения солнца, действия атмосферы.

Использование такой конструкции позволило снизить массу трубопровода до показателей, соответствующих мировым требованиям. А поскольку изделие выполнено из стеклопластика, при любых изгибах в процессе монтаже труба сохраняет прочность, гарантированную надежность соединений. И хорошо сопротивляется нагрузкам, действующим в кольцевом направлении.

Такая труба выдерживает рабочее давление до 6 МПа, а во время испытаний в заводских условиях –
до 12 МПа. Сейчас труба проходит испытания на техническом полигоне в Нижегородской области
с целью подтверждения соответствия данного изделия требованиям, предъявляемым к ПМТП.

 

В ПОМОЩЬ НЕФТЯНИКАМ

Разработка алтайских ученых предназначена не только для нужд спецорганизаций. Она так же применяется в нефтегазовой промышленности. При этом такая труба в два раза легче по сравнению с подобными изделиями, выпускаемыми на других российских предприятиях.

Масса изделия ЗАО «НПП «Алтик» не превышает 24 кг, оно легко транспортируется и несет более низкую нагрузку на искусственные сооружения (например, при прокладке трубопровода на мосту). Она гораздо гибче и легко подстраивается под особенности рельефа местности. К примеру, если при прокладке стального трубопровода приходится использовать бульдозер, чтобы устранить неровности, то стеклопластиковая труба проходит на сложных участках без специальной подготовки. Упрощается монтаж и демонтаж трубы. Материалы, из которых она выполняется, устойчивы к коррозии, нетоксичны, пожаробезопасны, не вызывают загрязнения почвы, воды и воздуха. А самое главное – за счет инновационной конструкции удалось значительно снизить стоимость трубопровода по сравнению с облегченными конкурентными типами. Так, например, за границей сегодня распространены ПМТП, полностью изготовленные из высокопрочных алюминевых сплавов. Они качественные, но гораздо дороже, и это становится серьезной помехой для их массового применения в нефтегазодобывающей отрасли. 

Следует отметить, что стеклопластиковые трубы ЗАО «НПП «Алтик» разработаны таким образом, чтобы быть полностью взаимозаменяемыми с уже действующими ПМТП.

До конца года на предприятии запланированы сертификационные испытания новой продукции. В настоящее время готовится запуск серийного производства изделий. Его мощность позволяет изготавливать до 80 км ПМТП в год, и эти возможности будут расширяться.

 

 

 

ЗАО «НПП «Алтик»

659305, Алтайский край, г. Бийск,

ул. Трофимова, 19

Тел./факс: +7 (3854) 44­82­22

E­mail: info@altik.su

www.altik.su

 

 

НГС №2 (27) июнь 2017 


Категория статьи: Технологии

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика