СОБЫТИЯ

В отеле InterContinental открывается тринадцатая ежегодная конференция Нефтегазсервис-2018

17 октября в Москве открывается тринадцатая ежегодная конференция «Нефтегазовый сервис в России» (Нефтегазсервис-2018). На конференции выступают кураторы нефтесервисного блока ВИНК и руководители крупных буровых и геофизических ...

В «Арктик СПГ-2» вложат 20-21 млрд. долларов

Строительство завода «Арктик СПГ-2» может начаться уже в следующем году. В ходе ВЭФ-2018 НОВАТЭК подписал протокол о намерениях с японской корпорацией JOGMEG, которая рассматривает перспективы партнерства с российской стороной в проекте ...

На Западной Мессояхе открыты новые запасы нефти в объеме 26 млн. тонн

«Мессояханефтегаз» обнаружил газонефтяную залежь на Западно-Мессояхском лицензионном участке. Ее геологические запасы оцениваются в 85 млн тонн, а извлекаемые – в 26 млн. тонн нефти. Это сопоставимо с объемами самостоятельного ...

Нефтяная отрасль полностью перейдет на НДД через 3-5 лет

Окончательный переход на НДД в нефтяной отрасли возможен не ранее, чем через 3-5 лет. Об этом заявил глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Сазанов. «Пока бюджет по структуре расходов не готов взять на себя ...

Газомоторное топливо в России с начала года подорожало на треть

Розничная цена на газомоторное топливо в РФ выросла за январь-август на 31,8%. Об этом сообщается в материалах Росстата. «Пятый месяц подряд среди наблюдаемых видов непродовольственных товаров заметно растут цены на газовое моторное топливо, ...

НП «СибМаш»: омское машиностроение предлагает «Газпрому» только лучшее

В. В. ЖИЛЬЦОВ, генеральный директор НП «Сибирское машиностроение»

A_2014_vnutr11В Омской области завершается формирование предложений по продукции промышленных предприятий для включения в реестр квалифицированных поставщиков ОАО «Газпром». Сейчас в нём – 274 вида продукции почти от 40 омских производителей. Реестр предложений от омских промышленников ведут областное министерство экономики и НП «Сибирское машиностроение». Работа осуществляется в соответствии с «дорожной картой» проекта «Расширение использования высокотехнологичной продукции наукоемких организаций Омской области, в том числе импортозамещающей, в интересах ОАО «Газпром», которая была подписана в январе текущего года на встрече главы «Газпрома» Алексея Миллера и губернатора Виктора Назарова.  О том, как будет проходить реализация мероприятий, обозначенных в «дорожной карте», и на каком этапе находится эта работа, сегодня рассказал журналу генеральный директор НП «Сибирское машиностроение» ЖИЛЬЦОВ Валерий Васильевич.

Ред.: Прежде всего скажите несколько слов о НП «Сибирское машиностроение», его роли в развитии омского машиностроения в целом?

В. В. Жильцов: Основной целью, которую ставили перед собой учредители, формируя пять лет назад партнёрство, было и остаётся сегодня – системное продвижение высокотехнологичной промышленной и научно-технической продукции и проектов членов НП на отраслевом, окружном и федеральном уровнях, освоение их производства и увеличение поставок заказчикам. Одна из основных задач – проведение маркетинговых исследований и научно-техническая проработка рыночных ситуаций, определение уровня и параметров конкурентоспособности продукции предприятий-членов партнёрства. Собственно, мы ставим перед собой большое количество задач, их объединяет цель эффективного развития омского высокотехнологичного машиностроения для гражданских отраслей экономики. Ищем для этого различные, наиболее эффективные  пути.

Ред.: Рождение «дорожной карты» по работе с предприятиями структуры «Газпром» – это, видимо, и есть пример такого эффективного пути?

В. В. Жильцов: Совершенно верно. НП «Сибирское машиностроение» в качестве опорной структуры промышленного комплекса Омской области по взаимодействию с ОАО «Газпром» приступило в этом году к реализации «дорожной карты» проекта «Расширение использования высокотехнологичной продукции наукоёмких организаций Омский области, в том числе импортозамещающей, в интересах ОАО «Газпром». 
Наличие этого документа позволит «Газпрому», при осуществлении своего принципиально жёсткого отбора поставщиков, к продукции омских производителей относиться более внимательно и системно.

У нас как бы два пространства для деятельности: одно глобальное – это весь «Газпром», другое более локальное – это «Газпром трансгаз Томск». Сегодня предприятия Омского региона предметно нацелены на сотрудничество с Томском и газовиками. Первоочередная задача – это подготовка сводного реестра предложений по высокотехнологичной промышленной и научно-технической продукции, в том числе инновационной импортозамещающей, которая может быть использована на объектах ОАО «Газпром». На сегодняшний день заявлено и оформлено нами более 270 наименований продукции от 40 предприятий. Завершить этот этап должны до конца марта. Далее наши партнёры – томичи – первыми начинают прорабатывать и анализировать. Конечно, после этого реестр уменьшится, но в основе своей, я думаю, многое из представленной продукции пройдёт на следующий этап. В любом случае всё это они будут делать через призму той работы, которую мы совместно осуществляли на протяжении предыдущих 1,5 лет. На текущий этап у нас могут уйти первый и второй кварталы этого года, уже часть предложений послано, впереди ещё много работы, но уже сегодня наши партнёры из Томска говорят, что если мы всё то, что прислали, сможем подтвердить технико-коммерческими предложениями (ТКП), то Томск у нас будет закупать даже без «большого», так сказать, «Газпрома». Естественно, после проведения аттестации в рамках действующего механизма закупок «Газпрома».

Ред.: Подробнее расскажите о той работе, которая проводилась предварительно.

В. В. Жильцов: Партнёрство ещё до формирования «дорожной карты» согласовывало предложения с ООО «Газпром Трансгаз Томск» – назначенной «Газпромом» опорной структурой ОАО «Газпром» по взаимодействию с промышленным комплексом Омской области. Нами был сформирован предварительный перечень предложений продукции промышленного комплекса Омской области. Действует созданная совместная рабочая группа 
НП «Сибирское машиностроение» и ООО «Газпром трансгаз Томск». В соответствии с протоколом её заседания в Омске 21 – 22 ноября 2013 года прошло формирование ТКП, двухсторонняя работа членов НП с соответствующими подразделениями и службами из Томска.

Ред.: После завершения первого этапа как будет строиться дальнейшая работа?

В. В. Жильцов: Следующий этап самый, пожалуй, сложный и затратный для предприятий-изготовителей. Это аттестация и сертификация в системе стандартов «Газпром». По времени это будет где-то второй квартал, может, даже третий 2014 г. Аттестация делается по договору с уполномоченными структурами «Газпрома». Они проводят экспертизу, квалификационные испытания представленной продукции, определяют актуальность, технические условия. 
И если все так, как заявлено, и действительно соответствует требованиям «Газпрома», то продукция будет включена в реестр продукции, которую может приобретать «Газпром» для выполнения своих проектов, строительства, эксплуатации и ремонта. Т.е. наши предприятия становятся квалификационными подрядчиками уважаемой мировой компании.

Ред.: Ваше мнение – готовы ли омские предприятия к такому жёсткому отбору?

В. В. Жильцов: Те омские предприятия, которые не готовы к выполнению всех этих требований, к сожалению, не могут претендовать на продвижение в этом рынке. Такая схема сегодня действует во взаимодействии со всеми поставщиками компании «Газпром». Это серьёзный заказчик. Мало того, ряд предложений будет реализовываться через пилотные проекты. 
Т. е. мы бесплатно поставляем им соответствующую установку, систему, прибор. Проводится опытная эксплуатация, и, если она подтверждает заявленное качество, тогда они у нас закупают. Это тоже очень важный момент, и наши предприятия, в принципе, к этому готовы. Мы уже так работали с АК «АЛРОСА», ТГК-11, МРСК и другими компаниями.

И последняя процедура, которую мы прорабатываем, – это особенности закупок, конкурсных процедур и т.д. Здесь тоже, конечно, не просто, но на этом этапе газпромовский заказчик, будем надеяться, отнесётся к нам более лояльно, поскольку мы из их реестра, а это значит, что с нами знакомы, уверены, что в Омске вполне конкурентоспособная продукция и её можно закупать.

Ред.: Планируете ли продолжать, расширять сотрудничество со структурой «Газпром»?

В. В. Жильцов: Обязательно. И расширять, и углублять. «Дорожной картой» и решениями расширенного заседания совместной рабочей группы ООО «Газпром трансгаз Томск» и НП «Сибирское машиностроение» уже предусмотрено участие предприятий и организаций машиностроения Омской области в реализации программы НИОКР ОАО «Газпром». В целях реализации данных решений в настоящее время НП «Сибирское машиностроение» вместе с отделом инновационного развития и интеллектуальной собственности производственно-технического управления ООО «Газпром трансгаз Томск» ведёт подготовку и согласование предложений в планы НИОКР на 2015 год, а их уже более 30. И потом, кроме транспортировки газа в «Газпроме» есть ещё и добыча, переработка, инфраструктура, и мы тоже сюда войдём.

Ред.: Омское машиностроение готово предлагать этим технологическим переделам необходимый продукт?

В. В. Жильцов: Безусловно. У нас есть системы, приборы, программное обеспечение, которое может эффективно использоваться при добыче газа, газового конденсата. Для переработки у нас есть член НП – Институт проблем переработки углеводородов СО РАН, который может предложить свои катализаторы и сорбенты. Мы претендуем на участие практически во всех технологических переделах «Газпрома».

Ред.: Ваш рассказ формирует глубокое уважение к машиностроению Омского региона.

В. В. Жильцов: И вы не впервые эту  мысль озвучиваете. Ещё два года назад к нам приезжал первый вице-президент компании «АЛРОСА», он по итогам сказал, что до посещения нашего региона у него было искреннее убеждение в том, что в России остались только добыча алмазов, нефти и газа, а машиностроение пришло в упадок. Однако в Омске он увидел, что промышленность у нас развита на весьма серьёзном уровне.

Слава богу, наше государство осознало, что необходимо развивать наше, некогда подзаброшенное высокотехнологичное машиностроение, оборонную отрасль и использовать имеющийся годами накопленный потенциал, что является локомотивом инновационного продвижения и гражданского машиностроения. С 2013 года на это выделяются серьёзные деньги. Средства в значительной степени направляются на реконструкцию и перевооружение производств. Сейчас практически все серьёзные оборонные предприятия загружены заказом. И важно, что им выдвинуто жёсткое требование – использовать имеющиеся и создаваемые двойного назначения технологии для «гражданки».

Я убеждён, что у нас в Омске за много лет сформировалась особенная среда – 
научная, техническая, технологическая, производственная, незримая какая-то и неистребимая. И, что самое важное, она позволяет воспитывать молодых специалистов и создавать новые предприятия, которые сразу же могут работать и давать качественный результат. Есть у нас такие компании, которые созданы только в 2011 году, но уже о себе заявили серьёзнейшими разработками. Особенно активно формируется пояс малых и средних предприятий, наверное, за ними будущее.

Ред.: Есть ли в стране ещё регионы, где взаимодействие с нашими крупнейшими предприятиями строятся на основании «дорожной карты»?

В. В. Жильцов: Да, мы в этом смысле не первые. Пермский край, Томская область – работают по аналогичной схеме. Те, кто уже прошёл этот путь, подчёркивают, что формирование «дорожной карты» – надёжный способ работать с «Газпромом». И при таком подходе ставится задача реализовывать не десять наименований продукции на 100 миллионов рублей, а продавать в отрасль продукции на миллиарды. И мы рассчитываем подойти к этому уже через пару лет.

Ред.: Определите в двух словах роль партнёрства в том сотрудничестве, которое сегодня сформировалось между омскими машиностроителями и структурой «Газпром».

В. В. Жильцов: В любом деле должен быть координатор, оператор. Со стороны «Газпрома» – это Томск, со стороны Омска – НП «Сибирское машиностроение». Решение этих вопросов очень многогранно, тут сплетаются и наука, и техника, и производство, и технологии, и маркетинг и т.д.  Не менее важно иметь ещё и определённый уровень новизны, свежести, уметь искать новые подходы. Это называется в технике – изобретательство. Можно сказать, что в Омске «изобрели» эти новые программы и методы их реализации, условно, конечно.

Материал подготовлен Н. СОЛОДКОВОЙ

НГС№1 2014


Категория статьи: Нормативная база

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика