СОБЫТИЯ

Россия останется главным поставщиком газа в Европу как минимум до 2040 года

РФ вплоть до 2040 года останется основным поставщиком газа в ЕС, несмотря на значительное снижение спроса на голубое топливо в Европе. Об этом сообщается в прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА). По его оценке, спрос на газ в ЕС ...

Доходы России от экспорта нефти в январе-сентябре выросли более чем на треть

Доходы РФ от экспорта нефти в январе-сентябре выросли на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до $94,056 млрд. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Общий объем экспорта нефти за указанный период составил ...

Омский НПЗ и Минприроды подписали соглашение об экологическом партнерстве

В Омской области заключено первое соглашение в сфере экологического партнерства между Минприроды и крупнейшим промышленным предприятием региона. До конца года подобные документы подпишут еще 20 компаний, имеющие выбросы загрязняющих веществ в ...

Россия не готова к освоению арктического шельфа?

В Москве прошел V международный форум «Геологоразведка 2018», участники которого обсудили перспективы освоения континентального шельфа, проблемы финансирования и технологической оснащенности отрасли. Если не принять меры по ...

«Газпром нефть» инвестирует 400 млрд. рублей в развитие Ямала

Около 400 млрд рублей инвестирует «Газпром нефть» в развитие «Нового Порта» и смежных проектов в ближайшие пять лет. Об этом шла речь на совещании с участием губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова и первого заместителя ...

Омский НПЗ: новый уровень экологичности

Сырая нефть содержит в себе практически все элементы таблицы Менделеева. Их соединения являются нежелательными, а зачастую вредными примесями «чёрного золота». Одними из основных загрязнителей окружающей среды являются соединения серы и  азота. О том, что делается на Омском НПЗ, чтобы при переработке нефти уменьшить воздействие этих веществ на окружающую среду региона, мы расспросили заместителя технического директора по развитию Владимира Генералова.

 

 

– Экологические требования к качеству моторных топлив постоянно растут, в них содержится все меньше вредных веществ, в том числе соединений серы. Для сравнения: содержание серы в дизельном топливе стандарта Евро-5 в 35 раз ниже, чем в топливе Евро-3. Модернизация Омского НПЗ и внедрение самых современных технологий способствуют увеличению объёмов сероводорода, получаемого при переработке нефти. В ближайшие годы 

с вводом новых установок объём получаемого сероводорода будет только увеличиваться. Действующая установка по производству элементарной серы с прогнозируемыми объёмами переработки сероводорода не справится, поэтому был разработан проект её модернизации. Если сейчас она ежесуточно перерабатывает около 200 тонн сырья, то с вводом дополнительного блока её мощность увеличится до 310 тонн сырья в сутки.

 

– Как модернизация установки отразится на воздействии на окружающую среду? 

– Третья линия установки производства серы возводится для того, чтобы исключить сжигание на факеле сероводорода и аммиака, объёмы которых с каждым годом только растут – в связи с увеличением глубины гидроочистки моторных топлив. Тем самым будет значительно снижена эмиссия оксидов серы и азота в атмосферный воздух. В конкурсе на разработку базового проекта участвовали четыре российских и зарубежных компании. Победителем была признана немецкая компания Lurgi Zimmer. Она представила проект, в котором предусмотрена очистка «хвостовых» газов от действующих мощностей производства серы. Это позволит Омскому НПЗ полностью исключить выбросы оксидов серы и азота
в атмосферу. Одновременно решается задача высокотемпературной (1000-1500 градусов по Цельсию) переработки аммиака без образования токсичных окислов азота. Это также позволит снизить нагрузку на окружающую среду.

 

– Предприятию выгодно внедрять экологически безопасные  технологии?

– Самое главное, как я уже говорил, это наше здоровье и здоровье наших потомков. Конечно же, существует и финансовый рычаг, это риск достаточно больших штрафных санкций при превышении предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе. Самая элементарная сера используется в качестве сырья для резинотехнической промышленности, химических предприятий, предприятий фармацевтики. Но в связи с тем, что рынок достаточно насыщен этим продуктом, больших доходов от продажи серы ждать не следует. Основной же задачей внедрения новой технологии является снижение выбросов сероводорода в атмосферный воздух и достижение нормативов предельно-допустимых выбросов.

Сырьё для третьей линии установки будет поступать с установок комплекса глубокой переработки нефти, поэтапный ввод которых ожидается в период с 2016-го по 2018 год.

 

– Когда будет реализован проект строительства третьей линии установки производства серы?

– В прошлом году был разработан базовый проект установки. Строительство планируется завершить в начале 2017 года. Ввод новой установки в эксплуатацию позволит Омскому НПЗ значительно снизить нагрузку на окружающую среду.

 

– Один из самых главных загрязнителей воздуха в регионе – автомобильные выхлопы. Что делает Омский НПЗ для минимизации вреда от них?

– Одна из главных целей Омского НПЗ как производителя моторных топлив – улучшение качества воздуха за счёт повышения качества топлива. В европейских странах уже более двух десятков лет назад внедрили экологические стандарты, которые обеспечивают постепенное снижение «уровня вредности» выхлопных газов. В России для производителей топлива также был утверждён технический регламент, аналогичный европейскому. В соответствии с ним Россия до 1 января 2016 года тоже перейдёт на высококлассные бензины и дизтопливо 5-го экологического класса, соответствующего стандарту «Евро-5». Для этого заводам необходимо существенно модернизировать свои технологические мощности. Омский НПЗ – в авангарде российской нефтепереработки. В 2012 году на предприятии значительно раньше срока, предусмотренного Техрегламентом, введены установки, выпускающие бензин и дизельное топливо стандарта «Евро-5». Благодаря применению новых технологий в топливе значительно сократилось содержание вредных химических веществ. Однако итоговый химический состав автомобильных выхлопов зависит ещё и от возраста автопарка. Чем новее автомобили, тем меньше вредных веществ в выхлопных газах. И здесь много зависит от производителей авто и самих автомобилистов. 

НГС№3(16) 2014 г.


Категория статьи: Нефтепереработка

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика