СОБЫТИЯ

Выставка «Нефтегаз-2018» и Национальный нефтегазовый форум продолжают развивать сотрудничество с Министерством промышленности и торговли РФ

Минпромторг России примет участие в выставке «Нефтегаз-2018» и деловой программе «Национального нефтегазового форума 2018»,уделив большое внимание вопросам развития отечественного нефтегазового оборудования и технологий в ...

Сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти продлена до 2019 года

Организация стран-экспортеров нефти и не входящих в картель стран (ОПЕК+) пришла к выводу, что решение о продлении сделки по сокращению добычи нефти в 2018 году необходимо оставить без изменений. Об этом сообщил министр энергетики России Александр ...

«ЗАО «Нижневартовскремсервис» приступил к реализации контракта на поставку крупной партии нефтепромыслового и емкостного оборудования»

ЗАО "Нижневартовскремсервис", входящее в АО "Группу ГМС", изготовит и поставит в 2018 году для ряда добывающих предприятий ПАО "НК "Роснефть" крупные партии емкостей подземных ЕП и ЕПП номинальным объемом от 3м3 до 40 м3 и автоматизированных ...

В отеле Inter Continental заказчики встретились с поставщиками шельфовых проектов

7 декабря состоялась двенадцатая ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шельфе» (Нефтегазшельф-2017) —традиционная встреча нефтяников и газовиков со своими подрядчиками и поставщиками. В конференции «Нефтегазшельф - ...

Первая партия ямальского СПГ отправлена заказчику

Первая партия сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ» отправлена дочерней компании малайзийской государственной нефтегазовой Petroliam Nasional Berhad (Petronas) - Petronas LNG UK Ltd. Об этом говорится в сообщении ...

Совершенствование нормативно-налоговой системы для повышения эффективности разработки нефтяных месторождений

И. А. ПОНОМАРЕВА, д.э.н., Ю. Г. БОГАТКИНА, к.т.н., Институт проблем нефти и газа РАН (ИПНГ РАН)

 

Приводятся модели налогообложения, принятые в Российской Федерации, а также российская и китайская модели на условиях раздела продукции (СРП). На основании указанных моделей проведена экономическая оценка эффективности разработки одного из месторождений Ненецкого автономного округа. Из полученных результатов следует, что применение налоговых каникул по уплате НДПИ сроком в 10 лет делает вариант экономически эффективным. Существенное снижение налоговой нагрузки показали применённые модели СРП, однако из-за несовершенства нормативно-правовой базы российского законодательства существует определённая сложность в их применении.

Актуальным является то, что представленные особенности моделей налогообложения явились основой для повышения качества и надёжности многовариантных расчётов по оценке эффективности освоения разведанных запасов в проектных решениях. Методика и модели легли в основу программного продукта, позволяющего гибко и адаптивно применять различные налоговые схемы с целью окончательного заключения экономической
эффективности инвестиционного проекта.

 

 

Совершенствование нормативно-налоговой системы и механизма её реализации в нефтегазовой отрасли должно быть направлено на стимулирование разведки и эффективное освоение месторождений. При всех положительных сторонах налогообложения нефтегазодобывающей отрасли в России нельзя не отметить негативные тенденции, связанные с недостаточными темпами восполнения ресурсной базы. За последние годы экономическая эффективность разработки нефтегазовых месторождений в России значительно сократилась, что связано с рядом нерешённых налоговых проблем. Введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) упростило механизм налогообложения, однако проблема дифференцированного налогообложения, связанного с геолого-эксплуатационными особенностями разработки месторождений, до конца не решена. Для трудноизвлекаемых запасов нефти величина рентного налогообложения должна существенно снижаться, а в случае разработки высоко-рентабельных месторождений рентные платежи должны быть высокими. Этими природными, объективными особенностями предопределяется необходимость применения различных дифференцированных ставок налога на добываемые углеводороды и использования соответствующей нормативной базы, отражающей льготы по уплате НДПИ применительно к истощённым, обводнённым и трудноизвлекаемым запасам, расположенным в сложных природно-климатических и горно-геологических
условиях.

Из зарубежной практики известно, что в США, Великобритании, Норвегии и других странах существующая шкала налога с рентного дохода изменяется в зависимости от объёма суточной добычи нефти. Так, при добыче нефти до 60 тыс. баррелей в сутки (баррель/сут.) налог составляет 8% от цены реализации продукции, при добыче до 120 тыс. баррель/сут. – 12,5%, при добыче до 240 тыс. баррель/сут. – 14,5%, при добыче до 350 тыс. баррель/сут. – 16,6%. Практическое применение дифференцированных льготных ставок налога стимулирует рациональное использование низкодебитных скважин и продолжение срока эксплуатации истощённых месторождений, а также обеспечивает дополнительные поступления в бюджет за счёт налога на прибыль.

В настоящее время в условиях благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть практическая работа нефтяных компаний, к сожалению, направлена в основном на интенсивный отбор (добычу) ранее разведанных запасов. Их наличие и отсутствие системы и механизма гибкого налога с рентного дохода на добычу полезных ископаемых позволяют недропользователям осуществлять выборочную разработку залежей, при которой эксплуатируются наиболее продуктивные эксплуатационные залежи и объекты многопластовых месторождений с остановкой (консервацией) низкодебитных скважин. Сейчас в целом по России неработающий дорогостоящий фонд добывающих скважин составляет около 30% от их общего количества. И, как следует из официальных источников, наблюдается тенденция их дальнейшего роста. В мировой практике бездействующий фонд добывающих скважин не превышает 10%.

Внесённые в 2007 г. дополнения и некоторые поправки в Налоговый кодекс относительно НДПИ являются недостаточными и касаются освоения только некоторых новых месторождений Якутии, Иркутской области и Красноярского края, где практически только начинается разработка. Поэтому новые налоговые льготы с нулевой ставкой НДПИ сроком на 10 лет пока слабо реализуются. Что касается вновь предусмотренных в Налоговом кодексе льготных понижающих коэффициентов НДПИ на 30% при эксплуатации истощённых месторождений с выработкой запасов более чем на 80%, то предполагается дифференцированный учёт добычи и дебитов скважин. Однако известно, что практически во всех компаниях отсутствует необходимое оборудование для раздельного дифференцированного учёта добываемой продукции
по отдельным скважинам и участкам. Это, естественно, ставит под сомнение практическую реализацию данного льготного налогообложения.

При отсутствии указанного выше оборудования требуется огромный капиталоёмкий объём работы по строительству узлов сбора продукции для раздельного учёта. При этом дополнительные инвестиции для строительства и переобустройства узлов раздельного учёта, как показывают расчёты специалистов, превышают предполагаемые налоговые льготы. Поэтому принятые дополнения в Налоговом кодексе и механизм реализации налоговых льгот относительно НДПИ для стимулирования проведения разведки и освоения новых месторождений, а также для дальнейшей эффективной эксплуатации малодебитных скважин на разрабатываемых залежах и при освоении трудноизвлекаемых (дорогостоящих) запасов пока не выполняют своего основного назначения, и выборочное освоение ранее разведанных запасов будет продолжаться, бездействующий дорогостоящий фонд добывающих скважин – расти при снижении коэффициентов нефтеотдачи [1, 2].

Таким образом, проблематичными для нефтедобывающей промышленности и, особенно, для истощённых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами остаются вопросы дальнейшего совершенствования налогового механизма. Действующий налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) не отражает дифференциальной ренты, не учитывает её изменение при разных дебитах скважин и выработанности запасов по стадиям разработки месторождений. При этом нефтегазодобывающие организации не экспортируют продукцию и зачастую бывают убыточными. На наш взгляд, необходимо вернуться к уплате роялти, отменённого в 2002 г., и согласно мировой практике дифференцировать его по объёмам добычи по дебитам скважин, продуктивным залежам, ввести целевые отчисления на проведение геолого-разведочных работ (ВМСБ), а также учесть рекомендации по вводу налогов с тонны разведанных запасов. Принятие вместо трёх конкретных налогов одного не вносит ясности в оценку перспектив развития нефтегазодобычи и нуждается в дальнейшем публичном обсуждении с дальнейшим совершенствованием.

Необходимо сказать, что альтернативной моделью полного налогообложения является режим «Соглашений о разделе продукции» (СРП). В нашей стране этот механизм действует с середины 1990-х гг. и применяется на месторождениях Сахалина и Харьягинском месторождении. Он предусматривает гибкий принцип раздела добытой нефти, остающейся после покрытия издержек, размер которых ограничен определёнными рамками. Согласно этому принципу при СРП используется участие государства и частного подрядчика (подрядчиков). Это делает контракт более гибким и позволяет приспособить СРП к любым типам месторождений, перенося основные экономические элементы соглашения из сферы жёстких законодательных ограничений в сферу договорённостей между государством и инвестором.

Остановимся на основных особенностях российского контракта. В соответствии с положениями «О соглашениях о разделе продукции» и при наличии лицензии, удостоверяющей право пользования участком недр, решаются два главных вопроса, приобретающих силу закона. Это, во-первых, выделение максимального процента (доли), идущей на покрытие затрат за счёт выручки (без налога на добычу), и, во-вторых, распределение доходной (прибыльной) продукции между государством и инвестором. На основании соглашения инвестору (частной российской или иностранной компании) предоставляются государством на определённый срок исключительные права на проведение работ по поиску, разведке и добыче минерального сырья на участках и месторождениях.

 

 

В рамках соглашения компания возмещает понесённые затраты частью добытой нефти, называемой «компенсационной продукцией». Эта величина определяется исходя из максимального процента произведённой продукции, но она не должна превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации – 90% от общего количества продукции. Оставшаяся часть продукции (прибыльная нефть) распределяется между государством и частной компанией в определённом долевом соотношении, согласно заключённому между сторонами договору. При этом доля государства не должна составлять меньше 32%. Инвестор освобождается от выплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в государственно-территориальные и местные структуры (за исключением роялти и налога на прибыль), которые заменяются разделом продукции. Особо хотелось бы отметить модель китайского СРП, имеющую гибкую схему определения налоговых выплат (роялти) и расчёта процента величины прибыльной нефти государства и инвестора.

С 1980-х гг. в России растёт интерес к Китаю, где в условиях быстрого непрерывного экономического роста успешно осуществляется рыночная реформа минерально-ресурсного сектора страны [3]. Главной задачей для достижения благоприятных условий конкурентоспособного привлечения иностранных инвестиций в Китае было создание законодательной базы, стыкующейся с международной практикой. Собственность на нефтяные ресурсы в пределах юрисдикции Китайской Народной Республики (КНР) принадлежит государству (как и на все недра и ресурсы по Конституции РФ). При СРП в качестве НДС государство получает 5% добываемой нефти. На платежи за право разработки месторождения (роялти) и возмещение расходов государства и иностранного контрактора выделяется 62,5% добычи. Величина роялти определяется уровнем прогнозируемой добычи и достигает максимальной величины в 12,5% от годовой добычи, превышающей 80 тыс. баррелей в год. Инвесторы, помимо роялти, осуществляют еще одноразовые (бонусы) и арендные (ренталс) платежи государству. Оставшаяся «компенсационная» часть идёт на покрытие частных инвестиций, а затем расходов обеих сторон на освоение и эксплуатацию пропорционально их вложениям. Получившийся остаток делят на «государственную» и «прибыльную» части. Доля причитающейся государству части (в пределах 10 – 60% от вышеуказанной величины) также зависит от прогнозируемого объёма нефтедобычи. «Прибыльная» часть и присоединяемый к ней остаток от «компенсационной» части (если таковой имеется) после вычетов в счёт выплаты государству налога на прибыль делятся в соответствии с долевым участием сторон. Налог на прибыль составляет 33%. Доля инвестора, за вычетом налога на прибыль, составляет его прибыльную часть (табл. 1).

Модели полного и альтернативного налогообложения были применены для экономической оценки варианта разработки Южно-Янасошорского месторождения, которое находится в Ненецком автономном округе. Это новое низкодебитное месторождение с труднодоступными, обводнёнными запасами углеводородов, добываемых в сложных природно-климатических условиях. Разработка месторождения планируется с 2012 г. 20 добывающими вертикальными скважинами при проектном сроке разработки 24 года. За этот срок прогнозируемые извлекаемые запасы нефти должны составить 1,2 млн. т при КИН, равном 29%, и обводнённости 97%. Экономические показатели освоения Южно-Яносошорского месторождения рассчитывались по созданной в ИПНГ РАН методике «Комплексной экономической оценки месторождений природных углеводородов» и созданному на её основе программному продукту. При этом величина выручки от добычи нефти составила 13069 млн. руб., суммарные капитальные вложения – 3596 млн. руб., эксплуатационные расходы, не включающие налоги, составили 941 млн. руб.

Результаты применённых моделей налогообложения представлены в табл. 2. Из расчётов видно, что модель полного налогообложения при ставке НДПИ 16,5% показывает экономическую неэффективность разрабатываемого месторождения. При этом величина ЧДД принимает отрицательное значение с большим сроком окупаемости и достаточно низкой величиной 1КК.

Применение налоговых каникул по уплате НДПИ сроком в 10 лет соответствует модели льготного налогообложения. Показано, что вариант экономически эффективен и практически сравним по величине ЧДД с расчётами по временной схеме.

Следующие две модели предусматривают применение механизма раздела продукции, который значительно снижает налоговую нагрузку. Необходимо отметить, что расчёты по модели российского СРП проводились при 70% компенсации и распределении прибыльной продукции между государством и инвестором 50%/50%. Налог на прибыль, как и в трёх предыдущих схемах, составляет 24%. Модель китайского СРП предполагает не более 62,5% компенсации затрат с учётом скользящих шкал для величины роялти и прибыльной продукции инвестора и государства, зависящих от годовой добычи нефти. Поскольку годовая добыча не превышает 20 тыс. баррелей в год, величина роялти по рассматриваемому варианту равна нулевой ставке, а доля прибыльной нефти государства не превышает 20%. Налог на прибыль принят в размере 33%.

Таким образом, результаты расчётов показывают, что экономически наиболее эффективными являются модели СРП, однако из-за несовершенства нормативно-правовой базы российского законодательства существует определённая сложность в их применении.

Указанные выше особенности моделей налого-обложения явились основой для повышения качества и надёжности многовариантных расчётов по оценке эффективности освоения разведанных запасов в проектных решениях. Представленные методика и модели легли в основу программного продукта, позволяющего гибко и адаптивно применять различные налоговые схемы с целью окончательного заключения об экономической эффективности инвестиционного проекта.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Пономарева И.А., Еремин Н.А., Богаткина Ю.Г. Экономико-методическое моделирование разработки нефтегазовых месторождений. – М.: Наука, 2010. – 112 с.

2. Пляскина Н.И. Проблемы недропользования и методология формирования инвестиционных программ освоения нефтегазовых ресурсов // Бурение и нефть. – 2007. – №9,11. – С. 17 – 20.

3. Бобылев Ю.Н. Реформа налогообложения минерально-сырьевого сектора // Институт экономики переходного периода 2001 г. – М. : ИЭПП, 123 с.

НГС№3(16) 2014 г.


Категория статьи: Нормативная база

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика