СОБЫТИЯ

Россия останется главным поставщиком газа в Европу как минимум до 2040 года

РФ вплоть до 2040 года останется основным поставщиком газа в ЕС, несмотря на значительное снижение спроса на голубое топливо в Европе. Об этом сообщается в прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА). По его оценке, спрос на газ в ЕС ...

Доходы России от экспорта нефти в январе-сентябре выросли более чем на треть

Доходы РФ от экспорта нефти в январе-сентябре выросли на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до $94,056 млрд. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Общий объем экспорта нефти за указанный период составил ...

Омский НПЗ и Минприроды подписали соглашение об экологическом партнерстве

В Омской области заключено первое соглашение в сфере экологического партнерства между Минприроды и крупнейшим промышленным предприятием региона. До конца года подобные документы подпишут еще 20 компаний, имеющие выбросы загрязняющих веществ в ...

Россия не готова к освоению арктического шельфа?

В Москве прошел V международный форум «Геологоразведка 2018», участники которого обсудили перспективы освоения континентального шельфа, проблемы финансирования и технологической оснащенности отрасли. Если не принять меры по ...

«Газпром нефть» инвестирует 400 млрд. рублей в развитие Ямала

Около 400 млрд рублей инвестирует «Газпром нефть» в развитие «Нового Порта» и смежных проектов в ближайшие пять лет. Об этом шла речь на совещании с участием губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова и первого заместителя ...

«Кто испортил воздух?» В России принят закон о системах автоматического контроля выбросов в атмосферу

Новый закон существенно меняет работу экологического контроля в стране.

Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ».

Документом, в частности, устанавливается, что объекты I категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, виды которых определяются Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ. Должны быть также установлены технические средства фиксации и передачи информации о показателях выбросов и сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Кроме того, законом вводятся требования к программам создания системы автоматического контроля, в которой должны определяться стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений об оснащении объектов негативного воздействия системами автоматического контроля, вступающих в силу с 1 января 2019 года.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Алексей ТОЛСТЫХ, доктор технических наук, заместитель генерального директора

АО «Нефтегазавтоматика», заместитель руководителя Центра нефтегазовых технологий ГК «Ростех»:

­ Впервые в отечественной практике на законодательном уровне поставлен вопрос о необходимости оборудовать источники выбросов экологически опасных предприятий автоматическими системами контроля с передачей результатов измерений в надзорные органы.

Предприятия поставлены перед выбором – выполнить требования закона, затратив для этого достаточно серьезные средства, либо платить штрафы, уклоняясь от упомянутых требований, что, по сути, будет неправомерным.

Возникает закономерный вопрос, каким образом предприятия, выполняя требования закона, будут заинтересованы в принимаемых ими решениях?

Как показывает опыт нашей организации по созданию подобных систем, в том числе одной из первых систем мониторинга выбросов предприятия нефтепереработки, реально существует ряд направлений, связанных с использованием данных ее измерений в интересах производства.

Прежде всего, это относится к возможности получить объективную оценку по выбросам в соотношении к значениям, установленным нормативным требованиями, а также объемов реальных платежей за загрязнение окружающей среды, осуществляемых предприятием.

Используемая информация может и должна служить основанием для обращения предприятия в соответствующие надзорные органы для пересмотра упомянутых показателей, если последние находятся в противоречии с результатами замеров системы.

Во­вторых, необходимо отметить, что система является системой двойного назначения, результаты измерения которой должны использоваться не только экологическими службами предприятия, а прежде всего производственниками, в том числе операторами технологических установок, источники выбросов которых попадают под контроль системы, и принимать в случае необходимости превентивные меры, снижающие уровень выбросов до допустимых значений.

Как показывает практика, система мониторинга выбросов достаточно эффективно может быть использована предприятием в непрерывном технологическом цикле прохождения очистки отходящих газов от вредных примесей, начиная от выхода из печи установки до блока очистки газов от вредных примесей, и после него переходит к замерам на дымовой трубе, являющейся источником выбросов. Комбинированная система: технологический контроль – экологический контроль.

Михаил СУЛИМА, глава Ассоциации производителей автоматических измерительных систем (АПАИС):

­ Тот факт, что наше государство, наконец, уделило данной проблеме особое внимание, мы расцениваем как, безусловно, положительный и перспективный. В данном случае реализуется известный в мировой практике метод снижения воздействия на окружающую среду через контроль и оптимизацию технологических процессов.

Понятно, что мы находимся только в начале пути и нам предстоит решить еще множество задач для полноценной реализации этой программы.

В мире подобная практика применяется уже с 70­х годов. За это время был наработан достаточно большой – как отрицательный, так и положительный – опыт, который мы пытаемся применить и у нас.

Если сейчас мы обсуждаем непрерывную автоматическую передачу данных в Росприроднадзор от измерительных систем, то необходимо определиться с форматом и объемом этих данных, поскольку непрерывная передача измеренных данных – это колоссальный объем информации, корректно обработать который будет затруднительно. Помимо обработки таких данных, их необходимо будет интерпретировать в результаты и выдавать обратную связь природопользователям в виде соответствующих рекомендаций, требований.

Поскольку сейчас не предполагается первичная обработка и анализ выдаваемых природопользователями данных, это существенно увеличит их реакцию на превышения лимитов выбросов или некорректную работу измерительных систем.

Мы предлагаем применить мировой опыт, когда ежеквартально передается отчетность о превышении установленных лимитов по выбросам/сбросам, а также работоспособности систем мониторинга и годовой отчет о массе выбросов. Это будет стимулировать природопользователей к поддержке работоспособности их систем мониторинга и проведению тщательного контроля за технологическими процессами.

Мировая практика использует постулат: «не существует наилучшего технического решения для всех возможных случаев». В результате все мировые стандарты и нормы не содержат конкретных рекомендаций или ограничений на применение тех или иных методов измерений, критичным является лишь способность измерительной системы осуществить измерения с требуемой точностью. Это стимулирует разработчиков систем внедрять наиболее оптимальные, совершенные, точные и надежные методы.

В России на данный момент уже существует прецедент ввода искусственных ограничений в требования к системам мониторинга с целью недобросовестной конкуренции.

Вторым главным правилом для эксплуатации автоматических систем мониторинга должно быть наличие функции автоматического контроля качества выдаваемых системой данных.

Несмотря на кажущуюся сложность формулировки, реализуется данная процедура достаточно просто: раз в сутки на вход системы автоматически подаются поверочные газовые смеси и нулевой газ, по ошибке в показаниях система делает вывод о своем состоянии, маркируя выдаваемые данные соответствующим образом – на качественные и некачественные.

Можно ли будет «обмануть» автоматическую систему? Можно, но любой человек, имеющий даже посредственные знания физики из школьной программы, сможет с легкостью, за несколько минут, определить: адекватные ли данные выдает система, соответствуют ли измеренные данные в источнике выбросов тем, которые выдает система мониторинга.

Для этого достаточно провести всего две несложные процедуры: во­первых, с помощью переносного анализатора сделать замеры в самом источнике, во­вторых, подавая калибровочные поверочные газовые смеси на вход системы, проверить показания самой системы.

Высока ли доля промышленных предприятий, превышающих допустимую норму выбросов в атмосферу? Удается ли им сегодня скрывать реальные объемы вредных выбросов?

Наша ассоциация провела достаточно большой анализ ситуации и пришла к следующим выводам: исторически сложилось так, что проектируемые установки и технические процессы были ориентированы исключительно на количество выработки продукции, без внимания к качеству и тем более с полным отсутствием внимания к проблеме выбросов. При таком положении отчетность предприятий не отражает истинную картину, которая зачастую является ужасающей и катастрофической.

Безусловно, внедрение любого вида объективного контроля выбросов – автоматического или ручного – даст полное понимание истиной картины и, хотелось бы надеяться, мотивирует природопользователей к оптимизации их технологических процессов.

Проблема необъективности предоставленных данных либо скрытия реальной картины не относится только к зоне ответственности предприятия, а тесно связана с полем взаимодействия предприятий с контролирующими инстанциями.

И здесь существенным моментом должен стать диалог между предприятиями и контролирующими органами, который сейчас отсутствует. Сегодня это приводит к тому, что контролирующие органы не помогают предприятиям всеми силами не нарушать нормы выбросов, а дожидаются таких нарушений для последующего применения штрафных санкций.

Юрий ЕРОХИН, начальник Управления промышленной безопасности и экологии АО «ГАЗПРОМНЕФТЬ­МНПЗ»:

­ Забота об окружающей среде и ответственный подход к вопросам экологической безопасности – один из приоритетов Московского НПЗ. Поэтому еще в 2015 году, до принятия поправок в федеральное законодательство, на МНПЗ была внедрена современная комплексная система экологического мониторинга. Это позволило предприятию стать опытной площадкой Росприроднадзора для разработки единых федеральных требований к техническим решениям и методикам проектирования отраслевых систем мониторинга.

Контроль за основными экологическими параметрами осуществляется как на самом производстве, так и в зоне влияния предприятия. В составе автоматизированной системы мониторинга воздуха (АСМВ) на заводе работают девять постов контроля. Они расположены на основных источниках воздействия производства на атмосферный воздух и в режиме онлайн передают информацию регуляторам.

Информация о состоянии воздуха в зоне влияния завода также транслируется на сайте предприятия. Горожане могут следить за экологической обстановкой с помощью специального уличного экрана – экоинформера, который МНПЗ установил в 2015 году на центральной улице района.

В феврале 2018 года «Газпром нефть», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ в рамках российского инвестиционного форума в Сочи подписали соглашение о взаимодействии. Цель соглашения – реализация пилотного проекта по внедрению в нефтеперерабатывающей промышленности автоматизированных систем мониторинга воздуха с применением технологий Интернета.

Впервые в России данные системы мониторинга воздуха с нефтеперерабатывающих заводов в Москве и Омске в автоматическом режиме начали передаваться в Росприроднадзор. Результаты пилотных испытаний лягут в основу правительственных нормативов к оснащению автоматизированными системами мониторинга воздуха (АСМВ) всех предприятий нефтеперерабатывающей отрасли.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В России в 2020 году могут ввести экологический налог

Москва. Плата за негативное воздействие на окружающую среду может быть преобразована в экологический налог. Это следует из проекта поправок Минфина в Налоговый кодекс РФ.

Документ разработан для включения в Кодекс неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер, говорится в пояснительной записке к документу, который размещен на портале проектов правовых нормативных актов.

Минфин ранее сообщал о планах провести анализ действующих неналоговых платежей. Те из них, которые обладают признаками налогов и сборов, предполагается регулировать в рамках НК, а по остальным сформировать закрытый перечень и установить единые правила регулирования в рамках отдельного законодательства.

Нормы о плате за негативное воздействие на окружающую среду закреплены в законе об охране окружающей среды. Ее размер рассчитывается исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ.

Анализ динамики поступлений такой платы в бюджетную систему РФ свидетельствует о низкой эффективности взимания данного неналогового платежа, отмечает РИА Новости.

Это, по мнению ведомства, порождает необходимость финансировать государственные экологические программы за счет иных доходов федерального и региональных бюджетов. В ряде стран платежи за загрязнение окружающей среды взимаются в виде налогового платежа, отмечается в записке.

«Введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства РФ, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду», – отмечается в пояснительной записке.

Документ предлагает зафиксировать налоговые ставки за выброс различных веществ в воздух, сбросы в водные объекты, размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Закон в случае принятия вступит в силу с 1 января 2020 года.

 

 

 

 

NGS3(32) 2018


Категория статьи: Без категории

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика