СОБЫТИЯ

На Омском НПЗ готовят мощности для первого в России производства игольчатого кокса

На Омском НПЗ «Газпром нефти» начался монтаж основного реакционного оборудования в рамках работ по модернизации установки замедленного коксования. Проект позволит начать первое в России производство игольчатого кокса — ...

Завод порошковой металлургии «ПОЛЕМА» подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки новых сплавов на основе тугоплавких металлов.

Соглашение предполагает проведение совместных фундаментальных исследований и прикладных работ в области порошковой металлургии и тугоплавких металлов. Сотрудничество «ПОЛЕМА» и ИФТТ РАН будет направлено на внедрение в промышленное ...

На Омском НПЗ готовят мощности для первого в России производства игольчатого кокса

На Омском НПЗ «Газпром нефти» начался монтаж основного реакционного оборудования в рамках работ по модернизации установки замедленного коксования. Проект позволит начать первое в России производство игольчатого кокса — ...

Счетная палата прогнозирует резкий рост цен на бензин в 2019 году

Повышение акцизов на топливо в РФ с 1 января 2019 года может привезти к новому резкому скачку цен на бензин. Об этом сообщается в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы. «Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года ...

ООН: Состояние океанов никогда не было столь угрожающим, как сейчас

Загрязнение, окисление воды, подводный шум, таяние льда в Арктике и Антарктике создали беспрецедентную угрозу для Мирового океана. Об этом говорится в докладе генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша. Мировой океан - это «легкие» ...

Алексей МИЛЛЕР: «Америка никогда не догонит и не перегонит Россию в поставках природного газа на европейский рынок»

Алексей МИЛЛЕР: «Америка никогда не догонит и не перегонит

Россию в поставках природного газа на европейский рынок»

29 июня в Санкт­Петербурге состоялось годовое общее собрание акционеров ПАО «Газпром», после которого по традиции прошла пресс­конференция с участием председателя правления ПАО «Газпром» Алексея МИЛЛЕРА и председателя совета директоров ПАО «Газпром» Виктора ЗУБКОВА. Наиболее интересные выдержки из ответов спикеров на вопросы журналистов – в нашем материале.

Виктор ЗУБКОВ, председатель совета директоров ПАО «Газпром»: О ПЕРЕХОДЕ АВТОМОБИЛЕЙ НА ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО

– Действительно, мы должны думать об экологии и о том, что, может быть, через несколько лет запасы нефти будут сходить на нет. А, может быть, лет через 28–30, как говорят эксперты, она вообще закончится, если добыча будет идти теми темпами, какими идет сейчас. И что тогда дальше? На чем ездить сотням миллионов автомобилей? Поэтому мы создали компанию «Газпром газомоторное топливо», являющуюся, по сути, нашим подразделением, которое сейчас активно строит в России самые современные заправки. Причем 90% оборудования на некоторых заправочных станциях – российского производства, буквально все: и компрессоры, и колонки.
Поэтому экологичность – это очень выгодно. И Президент России Владимир Владимирович
Путин уже несколько раз публично об этом говорил: будущее России – за газомоторным топливом и переходом на природный газ.

Это самый экологичный вид топлива, практически нет никаких вредных остатков и выбросов. Для транспорта, который движется на электроэнергии, сначала надо эту электроэнергию произвести, надо что­то сжечь: будь то уголь или тот же газ. А мы говорим о природном газе – метане, сжиженном природном газе, который является сегодня и самым экономичным. Сегодня средняя цена на заправках, которых у «Газпрома» в России уже около 300, – 13,7–14 рублей.

Я скажу вам такую вещь: мы еще плохо занимаемся популяризацией этого самого экологичного, самого экономичного и самого безопасного вида топлива. И я критикую руководителей, которые отвечают за это направление. На днях мы открывали с губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым в Аксае заправку на газе. Я подошел к водителю и говорю:
«Ну как?» А он: «Виктор Алексеевич, я сейчас трачу на 1 км пробега 1 руб.». Я говорю:
«А сколько до этого, на бензине?» Он отвечает: «А до этого – 5 руб.». Понимаете, какая экономия?
На 100 км – 100 руб., на 1000 км – 1000 руб. у людей уходит сейчас. А где мы это видим? Мало говорим, что это экономично.

Несколько лет назад были опасения, что транспорт на газе – это не совсем безопасный вид транспорта. А сейчас, когда сделали современные заправки, современные компрессоры,
современные колонки и композитные баллоны, оказывается, что это совершенно безопасный вид транспорта. Поэтому мы будем продолжать работу, связанную со строительством заправок с газомоторным топливом. Это большая перспектива. У нас есть программа: мы к 2020 году создадим сеть из 500 таких современных заправок.

Но нет потребителя. Почему его нет? Во всех странах, которые занимаются этим видом топлива, обязательно есть субсидии государства, особенно в первом периоде. Потому что производство автомобилей на газомоторном топливе пока небольшое, и промышленность не может сделать так, чтобы стоимость автомобиля на газе была такой же, как на традиционных видах топлива.
На традиционном топливе большое количество автомобилей, их миллионы выпускают. А на газомоторном – только несколько тысяч. Поэтому нужны субсидии. Субсидий мало, их недостаточно, и их надо увеличивать. Это первый вопрос.

Второй вопрос – это реальный потребитель. Бизнес, который платит из своего кармана, это уже понял. Это и таксисты, и разного рода частный извоз, это мелкий и средний бизнес. Они массово в ряде городов переходят на газ. Но сеть газомоторных станций, хотя мы и строим их каждый год, еще недостаточна. Потому что, кроме «Газпрома», по сути, никто этой темой не занимается. А ведь есть регионы, где работают независимые компании. Им тоже надо активно подключаться к этой работе, чтобы было больше заправок – не 500, а 1000. Тогда легче увеличивать количество автомобилей, строить больше таких заправок и получать большее число потребителей.

И последнее: чтобы построить современную заправку, нужно время. Надо где­то минимум год для проектирования, отвода земли, строительства, ввода в эксплуатацию. В одном регионе мы недавно провели эксперимент, очень важный для сельского хозяйства. На базе нескольких хозяйств мы поставили передвижной заправочный комплекс. Он стоит порядка 20–25 млн. рублей. Этот заправочный комплекс можно подключить к газовым магистралям за две недели. А хозяйства, которые начали заправляться, уже подсчитали, что 100 единиц техники, которая будет в течение года заправляться на этой передвижной заправке, даст экономию 120 млн. рублей в год. Можете представить, какие колоссальные резервы, особенно для сельского хозяйства, открываются в связи с созданием таких передвижных комплексов, особенно для кооперации групп хозяйств? Мы готовы работать в этом направлении, чтобы эти заявки удовлетворить. Мы считаем, это перспективное направление, и будем эту работу продолжать. Это значительно сократит стоимость доставки грузов, что позитивно повлияет на стоимость товаров и продуктов. Это сокращает затраты – я вам назвал цифры. Считаю, что это направление перспективное, и мы будем работать в этом направлении.

Алексей МИЛЛЕР, председатель правления ПАО «Газпром»:

О КОНКУРЕНЦИИ С США

– Америка никогда не догонит и не перегонит Российскую Федерацию в поставках природного газа на европейский рынок. Причина в том, что ключевым для потребителя являются вопрос цены и вопрос надежности поставок. Что касается цены – цена на трубопроводный газ на европейском рынке всегда будет ниже цен на СПГ и, в частности, цен на СПГ из Северной Америки. И причина здесь в том, что наши месторождения, наши центры газовой добычи расположены на гораздо более близком расстоянии, чем Северная Америка. У специалистов есть соответствующие выкладки и графики, на каких расстояниях сжиженный природный газ никогда не сможет конкурировать с трубопроводным газом. Так вот, расстояния до европейского рынка от наших центров газодобычи именно такие, которые позволяют российскому трубопроводному газу всегда быть конкурентоспособным на европейском рынке. И в текущий период времени, вы знаете, цены на американский СПГ просто на десятки процентов выше, чем цены на российский трубопроводный газ. Да и доля американского СПГ на европейском рынке на сегодняшний день просто мизерная – всего около 0,5%. Но что касается перспективы в целом – я еще раз повторю: Америка никогда не догонит и не перегонит Россию в этом вопросе.

ОБ УВЕЛИЧЕНИИ СОБСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ В ЕВРОПЕ

– Действительно, мы располагаем собственными мощностями в подземном хранении в Европе – 5 млрд. куб. м газа. А что касается прошедшей зимы, осенне­зимнего периода 2017/2018 года – мы располагали объемами 8,6 млрд. куб. м газа. Это, без сомнения, сыграло важную роль для того, чтобы Европа успешно прошла зимний максимум, который пришелся на конец февраля­начало марта. И газ из подземок, в которых принимает участие «Газпром», и газ, который «Газпром» закачал в европейские подземки, внес свой вклад в обеспечение того пикового спроса, который мы все с вами зафиксировали. Действительно, на рынке происходили очень серьезные вещи с точки зрения резкого роста спроса суточных поставок. Буквально в течение 13 дней, с 18 февраля до 2 марта, рост суточного спроса просто был галопирующим. И мы в течение этого времени увеличили наши суточные поставки почти на 20%. И вы знаете, что мы буквально каждый день в течение 10 дней подряд ставили абсолютные исторические рекорды и 2 марта установили окончательный исторический рекорд суточных поставок на европейский рынок – 713,4 млн. куб. м. Еще раз подчеркну вклад подземок, в которых принимает участие «Газпром», а также газа, который был закачан «Газпромом» в подземные хранилища Европы. Что касается целевого уровня – я вам сказал, что мы к началу периода отбора обладали 8,6 млрд. куб. м газа. Наш целевой уровень – иметь 5% в ПХГ Европы от объема экспорта. Сегодня мы говорим о том, что выходим на уровень поставок в дальнее зарубежье около 200 млрд. куб. м газа в год. 5% – это около 10 млрд. куб. м.

О НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА «СЕВЕРНОГО ПОТОКА­2»

– Укладка морского участка «Северного потока ­2» начнется строго по графику – летом текущего года. Уже все разрешения по строительству и эксплуатации газопровода выдали Германия, Швеция и Финляндия. Да, есть вопрос по выдаче разрешения Данией. Но есть и план решения данного вопроса.

О ГАЗЕ ДЛЯ ТУРЦИИ И БОЛГАРИИ

– Что касается потоковой схемы для газа, который будет транспортироваться через морской газопровод «Турецкий поток»: в настоящее время в Болгарии, Сербии и Венгрии приняты решения о развитии национальных газотранспортных сетей. Соответственно, Болгария приняла решение о развитии болгарской газотранспортной сети. И это зона ответственности болгарского газотранспортного оператора и болгарского регулятора. Здесь надо отметить, что эти решения приняты строго в соответствии с действующим европейским энергетическим законодательством. Поэтому газ по «Турецкому потоку», после того как он будет введен в эксплуатацию, может пойти через газотранспортные системы Болгарии, Сербии и Венгрии. Такую точную дату, как по «Силе Сибири», – 20 декабря 2019 года, я вам сегодня не назову. Но абсолютно точно, что ввод в эксплуатацию и первой, и второй нитки «Турецкого потока» состоится до конца 2019 года. И вы знаете, что первая морская нитка «Турецкого потока» уже построена.

Что касается возможности в дальнейшем построить трубу напрямую от территории Российской Федерации через Черное море в направлении Болгарии и полностью использовать «Турецкий поток» для потребностей турецкого рынка. Вы знаете, что мы в прошлом году вышли на максимальные объемы поставок газа в Турцию – 29 млрд. куб. м газа. И сегодня мы говорим о годовых контрактных количествах по нашим контрактам в Турцию в объеме 30 млрд. куб. м газа. Соответственно, с учетом проектной мощности одной трубы «Турецкого потока» – 15,75 млрд. куб. м,
мы понимаем, что она чуть больше 50% годовых контрактных количеств. Предположить, что в очень короткий период времени турецкий рынок прирастет еще на 50%, думаю, что будет каким­то сверх­сверх­сверхоптимистическим ожиданием. Без сомнения, турецкий рынок будет расти, но не такими темпами, чтобы задаваться вопросом о том, что обе нитки «Турецкого потока» должны работать на поставки на турецкий рынок.

Прямая труба в Болгарию – это проект «Южный поток», и Болгария какое­то время тому назад сама остановила этот проект. Вы знаете, что мы понесли финансовые потери и по этому вопросу до сих пор находимся в арбитражных разбирательствах. Конечно же, мы не хотим повторения такой ситуации, поэтому если и возможно строительство прямой трубы на Болгарию через Черное море, то, без сомнения, это должны быть твердые, 100­процентные гарантии Европейской комиссии и Болгарии.

О «СИЛЕ СИБИРИ–2»

– По «Силе Сибири­2» – газопроводу «Алтай» – у нас с китайскими коллегами подписаны основные условия поставки газа, и некоторые пункты этого соглашения – юридически обязывающие. Вопрос по данному проекту обсуждается на каждой встрече с руководством CNPC. Эти встречи проходят регулярно, поэтому переговоры ведутся, и тема абсолютно не закрыта. Переговоры продолжаются с учетом того, что китайский рынок – самый динамичный в мире, и сегодня на собрании акционеров мы отмечали повышение темпов роста спроса на газ в Китае – в 2017 году объем потребления газа вырос на 15% и достиг уровня 237 млрд. куб. м. При этом цели, которые поставлены в Китае, – увеличить долю газа в энергобалансе страны с 7 до 10%. Это значит, что Китай в ближайшее время может выйти на цифру 360 млрд. куб. м газа. По нашим среднесрочным прогнозам, к 2035 году потребность в поставках трубопроводного российского газа в Китай может составить от 80 до 110 млрд. куб. м. Раньше мы называли цифру 100 млрд. куб. м, сейчас у нас цифра уже 110 млрд. куб. м. И, без сомнения, то, что касается наполнения этой цифры, поставки газа по «Силе Сибири­2» – газопроводу «Алтай» – нами учтены.

О РЕСУРСАХ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА

– Без сомнения, основная ресурсная база для поставок газа в Китай – это Восточная Сибирь
и Дальний Восток, включая шельф. Запасы «Газпрома» по тем лицензионным участкам, которые у нас есть в этом регионе, – 5,8 трлн. куб. м газа. Это очень серьезные запасы газа. Мы с вами знаем эти центры газодобычи – это Якутский центр газодобычи, Иркутский центр газодобычи, Сахалинский центр газодобычи. Без сомнения, то, что касается «Силы Сибири­2», – это использование ресурсной базы Западной Сибири, но там ресурсная база еще более значительна, она там просто огромная…

…Конечно, мы продолжим работать на азиатском рынке, в частности с Китаем, по принципу «газ сначала надо продать, потом его надо добыть и создать газотранспортные мощности». Именно таким образом работаем по «Силе Сибири». Мы сначала подписали контракт на поставку 38 млрд. куб. м, а потом начали обустраивать наши месторождения – Чаяндинское, Ковыктинское, строить магистральный газопровод «Сила Сибири». После подписания контракта и после того, как мы примем на себя обязательства по объемам и срокам поставки этих объемов, своевременно будет подготовлена ресурсная база, обустроены месторождения и появятся новые газотранспортные мощности.

О ЗАПАСАХ ТАМБЕЙСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ

– Запасы Тамбейской группы в настоящее время просто гигантские. В прошлом году прирастили запасы на Тамбейской группе на 5 трлн. куб. м газа, и суммарные запасы сейчас – 7,7 трлн. куб. м газа. Это, действительно, цифра планетарного масштаба. Этот объем более чем в два раза выше, чем годовое потребление газа во всем мире. Конечно, возникает вопрос в отношении того, как монетизировать данные запасы. Мы в текущий период времени рассматриваем разные варианты, окончательного решения пока нет. Думаю, оно может быть принято до конца 2018 года. Поэтому сегодня говорить о каком­то соотношении трубопроводного газа и СПГ или вообще о вариантах монетизации, я думаю, еще чуть­чуть рано. Но, без сомнения, надо отметить, что с учетом прироста запасов Тамбейской группы Ямальский центр газодобычи для «Газпрома» становится крупнейшим в Российской Федерации.

О ПРОЕКТЕ «БАЛТИЙСКИЙ СПГ»

– О стадии проекта «Балтийский СПГ». Во­первых, это завершение технико­экономического исследования по проекту. В текущий период времени это предпроектная стадия, которая завершится до конца года. Следующий шаг – это техническая концепция. Что касается сроков ввода проекта в эксплуатацию, это 2023 год. Проектная мощность – 10 млн. тонн, это первый этап. Говоря об участниках проекта, в первую очередь надо отметить, что мы с компанией Shell в текущий период времени уже ведем работу по созданию совместного предприятия. К проекту проявляет интерес большое количество компаний из разных регионов мира, но хотел бы отметить большой интерес японских компаний, в том числе и тех, которые являются акционерами проекта «Сахалин­2».

О КАДРАХ И ШАНСАХ УСТРОИТЬСЯ В «ГАЗПРОМ»

– «Газпром» очень хорошо знает свои потребности в молодых специалистах и знает, какие специальности ему потребуются – не просто, какие специальности, но и на каких проектах. Это следует из организации нашей работы. Десятилетняя программа для «Газпрома», которую, как вы знаете, мы пересматриваем каждый год. Сегодня у нас программа на 2018–2027 годы. Мы каждый год один год отсекаем и один год прибавляем – и, соответственно, принимаем решение о том, какие, может быть, дополнительные новые проекты должны появиться в нашей десятилетней программе. Десятилетняя программа является самым главным, фундаментальным документом при формировании инвестиционной программы на следующий бюджетный год и на трехлетку. В десятилетнюю программу входят приоритетные стратегические проекты компании «Газпром». А основой этой работы является десятилетний баланс газа. И специалисты, эксперты, журналисты, которые пишут на газовую тему, знают, что для нас баланс газа на 10 лет. Это фактически директивный документ, и мы с очень высокой степенью вероятности знаем, сколько потребуется газа добывать, какие необходимы добычные мощности и как этот газ будет распределяться. Соответственно, мы прекрасно понимаем, какие добычные и газотранспортные проекты, проекты в области подземного хранения газа в течение этого периода времени будут реализовываться «Газпромом». Поэтому вопрос по специалистам для нас – это вопрос, который хорошо понятен на предстоящие 10 лет.

И я могу вам назвать цифры. В течение 10 лет «Газпром» примет на работу 300 тыс. человек молодых специалистов. Из них 100 тыс. человек – специалисты с высшим образованием. «Газпром» работает с 12 ведущими вузами страны, которые мы называем опорными вузами «Газпрома». И именно эти 12 вузов в первую очередь готовят специалистов, которые востребованы «Газпромом». Что это за специальности? Я думаю, что здесь можно даже рейтинги расставить. В первую очередь, это, конечно, специальности инженерно­технического профиля для нефтегазового комплекса, например «технологические машины и оборудование». Во­вторых, это экономика. Третье – это строительство. Четвертое – это информационные технологии. И пятое – это прикладная геология. Но большего всего нам требуются специалисты, конечно же, инженерно­технических и экономических специальностей.

Что касается выпускников 12 опорных вузов «Газпрома» – мы с этими вузами хорошо взаимодействуем и, конечно же, знаем, как трудоустраиваются выпускники. Именно эти опорные вузы «Газпрома» имеют по специальностям для газовой отрасли самый высокий процент профессионального трудоустройства выпускников среди всех вузов страны. Это первое. А второе тоже немаловажно. Именно у выпускников наших опорных вузов по этим специальностям самая высокая стартовая заработная плата после окончания высших учебных заведений. Так что видите: это не только большой спрос на молодых и хорошо подготовленных специалистов, но и хорошие возможности для профессионального старта этих специалистов после окончания опорных вузов «Газпрома».

О ПРОБЛЕМАХ ГАЗИФИКАЦИИ

– Приоритет отдавался и будет отдаваться сельской газификации. С 2005 года сельская газификация выросла в 1,7 раза – до 58,7%. Она выше, чем средний уровень газификации в целом по стране, который был в 2005 году. А если говорить о возможностях ускорения темпов газификации в стране, это в первую очередь, конечно же, зависит от регионов. Нам, к сожалению, приходится каждый год корректировать программы газификации в отношении достаточно большого количества субъектов Российской Федерации в сторону снижения. И причиной тому является не 100­процентное выполнение планов­графиков синхронизации работ. «Газпром» строит газопроводы­отводы и межпоселковые газопроводы до границ населенных пунктов, муниципальных образований. Здесь заканчивается наша ответственность. А вот то, что касается строительства внутрипоселковых, внутригородских, внутридомовых газопроводов, что касается строительства котельных и, что очень важно, подготовки потребителя к приему газа, – это ответственность региональных властей, которая зафиксирована в соглашениях, которые «Газпром» подписывает
с субъектами Российской Федерации. С 2005 года всего­навсего 10 субъектов Российской Федерации на 100% выполнили свои обязательства в рамках программы синхронизации работ. Только 10 субъектов. Во всех остальных субъектах Российской Федерации «Газпромом» созданы мощности, которые не востребованы на 100%. И, без сомнения, кроме продолжения реализации новых совместных проектов в области газификации в субъектах Российской Федерации, есть потенциал в регионах, которые имеют отставание, финансировать программу газификации, ликвидировать то отставание, которое у них было. Обращаю ваше внимание – без какого­либо дополнительного финансирования со стороны «Газпрома». На 100% исполнять свои старые обязательства и, соответственно, повышать уровень газификации в регионе.

В 2018 году мы тоже пошли по пути повышения объемов финансирования программы газификации в целом по стране. Объем, который выделил «Газпром» именно на свою часть работы, – это 36,7 млрд. рублей. Напомню, что в 2017 году с учетом тех корректировок, которые мы были вынуждены сделать, объем финансирования со стороны «Газпрома» составил 29,5 млрд. рублей. Мы надеемся, что объем финансирования со стороны «Газпрома» в конечном итоге будет тот, который мы запланировали. Без сомнения, мы готовы и дальше в случае готовности регионов увеличивать объемы финансирования ежегодных программ газификации субъектов Российской Федерации.

 

 

NGS3(32) 2018


Категория статьи: Тенденции

К содержанию журнала
«Нефть и Газ Сибири» №3(32) 2018 г.
Справочник отраслевых организаций
Яндекс.Метрика