СОБЫТИЯ

На освоение баженовской свиты направят более 25 млрд. рублей

«Газпром нефть» в ближайшие три года планирует направить на программу освоения баженовской свиты более 25 млрд. рублей. Об этом заявил генеральный директор технологического центра «Бажен» Кирилл Стрижнев. «Одним из ...

ПОЛЕМА представила материалы для 3D-печати изделий, используемых в нефтегазовой отрасли

В ходе мероприятия «DigitalStandUp трек «Аддитивные технологии» (организатор ПАО «Газпром нефть», г. Санкт-Петербург) «ПОЛЕМА» представила традиционные материалы для нефтегазовой отрасли, а также такие ...

Омский НПЗ поставил первую партию игольчатого кокса отечественным производителям

На Омском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» получена партия игольчатого кокса — ценного сырья для металлургической, атомной, химической и космической отраслей. Новая опытно-промышленная партия прошла предварительное ...

В апреле представят дорожную карту по освоению месторождений Мирового океана

Минпромторг представит в Минприроды дорожную карту мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность к освоению месторождений в акватории Мирового океана. Об этом сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. «У нас уже ...

В России хотят ввести штрафы за недолив бензина

Росстандарт и Минпромторг планируют в 2019 году внести в Госдуму законопроект об оборотных штрафах за недолив бензина на АЗС. Об этом сообщил глава Росстандарта Алексей Абрамов. По его словам, текст законопроекта уже готов, сейчас он проходит ...

Закон № 223­ФЗ: ужесточить нельзя смягчить

Юлия ПОЛЯКОВА, юрист коммерческой группы VEGAS LEX

ЗАКОН № 223­ФЗ: УЖЕСТОЧИТЬ НЕЛЬЗЯ СМЯГЧИТЬ

31 декабря 2017 года был подписан Федеральный закон № 505­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Поправки), которым вносятся существенные изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223­ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223­ФЗ). Основная часть изменений вступила в силу с 1 июля 2018 года.

Поправки были приняты Государственной думой РФ в первом чтении еще в сентябре 2015 года, однако с тех пор претерпели довольно существенные изменения. В результате они представляют собой смесь положений, содержащих более строгие требования к порядку осуществления закупок с положениями, значительно упрощающими отдельные аспекты закупок.

В настоящей статье рассматриваются наиболее ключевые, с нашей точки зрения, изменения, внесенные в Закон № 223­ФЗ.

Расширение перечня исключений из Закона № 223­ФЗ

Из сферы действия Закона № 223­ФЗ исключены закупки у юридических лиц, являющихся взаимозависимыми с заказчиком, в соответствии с НК РФ и указанных в положении о закупках заказчика. При этом в положении о закупке должно содержаться обоснование включения в него лица в соответствии с НК РФ, то есть обоснование наличия взаимозависимости.

Ранее заказчики часто предусматривали в положениях о закупках возможность закупки у своих дочерних обществ как единственных поставщиков. Это не исключало необходимости проведения закупок и размещения информации в ЕИС. Кроме того, в ряде случаев такая практика признавалась ограничивающей конкуренцию и влекла выдачу предписаний о внесении изменений в положение о закупках.

Таким образом, Поправки позволяют сделать закупки в рамках группы лиц значительно более комфортными. Заказчику будет достаточно обосновать наличие взаимозависимости в соответствии с НК РФ и не потребуется обосновывать экономическую целесообразность закупок у своего взаимозависимого общества (по крайней мере, до тех пор, пока у антимонопольных органов не сложится противоположная практика). При этом заказчик будет полностью освобожден от соблюдения каких­либо требований Закона № 223­ФЗ.

Унификация закупок

Поправки предусматривают два варианта унификации закупок связанных между собой заказчиков:

1) утверждение типового положения о закупках;

2) присоединение к положению о закупках материнской компании.

Типовое положение о закупках может быть утверждено федеральными или региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления. Дополнительно к утверждению типового положения соответствующий орган определяет перечень подведомственных ему бюджетных и автономных учреждений и унитарных предприятий, для которых применение типового положения будет обязательным. Указанные учреждения и предприятия будут обязаны скорректировать свое существующее или утвердить новое положение о закупках, соответствующее типовому положению.

Дочерние хозяйственные общества будут вправе принять решение о присоединении к положению о закупке, утвержденному их материнской компанией, которая является субъектом Закона № 223­ФЗ. В отличие от типового положения о закупках в данном случае инициатива о присоединении формально исходит снизу. При этом в случае внесения изменений в положение о закупках материнской компании дочернее общество должно дополнительно принять решение о присоединении к таким изменениям.

Новые требования к порядку осуществления закупок

Поправки делят способы закупок на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентной закупкой считается закупка, соответствующая следующим условиям:

1) информация о проведении закупки размещается в единой информационной системе (ЕИС) либо в случае закрытой закупки – направляется в виде приглашений принять участие в такой процедуре не менее чем двум лицам;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право
заключить договор;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением Закона
№ 223­ФЗ.

Перечень конкурентных способов закупки является открытым. К ним относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и иные способы, установленные в положении о закупке и соответствующие описанным выше требованиям.

В случае если участниками конкурентной закупки могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, то такая закупка должна быть осуществлена в электронной форме. Для иных конкурентных закупок электронная форма будет обязательна, если иные правила не будут предусмотрены в положении о закупках.

Неконкурентными закупками признаются все закупки, не соответствующие описанным выше условиям. Способы неконкурентных закупок определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупках.

Требования к порядку осуществления конкурентных закупок

Поправками закреплен значительный ряд требований к порядку проведения конкурентных закупок, в том числе:

• установлены минимальные сроки проведения закупочных процедур – при проведении конкурса или аукциона закупочная документация должна быть размещена в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок; при проведении запроса предложений – не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения запроса; при проведении запроса котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок;

• определено, что требование о предоставлении обеспечения может быть установлено, только если НМЦК превышает 5 миллионов рублей. При этом размер обеспечения не должен превышать 5% от НМЦК;

• при изменении закупочной документации заказчик обязан продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее половины срока подачи заявок на участие в закупке, установленного положением о закупке;

• отмена закупки может быть осуществлена до окончания срока подачи заявок. После этого закупка может быть отменена только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

• договор по итогам закупки может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки. В случае необходимости одобрения заключения договора органом управления заказчика либо обжалования закупки в антимонопольном органе договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа.

Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)

В целом к закупкам, проводимым исключительно среди МСП, устанавливаются более жесткие требования, чем к иным конкурентным закупкам:

• закупки могут проводиться исключительно в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок. Никакие иные конкурентные формы закупок в этом случае недопустимы;

• предусмотрено, что запрос предложений может быть проведен только в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей; а запрос котировок – если НМЦК не превышает 7 миллионов рублей. При превышении указанных предельных значений обязательно проведение конкурса или аукциона.

• закупки могут проводиться исключительно в электронной форме на электронных площадках, действующих в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом № 44­ФЗ, и включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Однако требования к электронным площадкам были утверждены лишь в конце июня 2018 года, и поэтому к 1 июля 2018 года перечень площадок не был сформирован. В связи с этим были внесены изменения, предусматривающие, что особенности закупок у МСП будут применяться только после даты начала функционирования отобранных операторов электронных площадок (ориентировочно в октябре 2018 года).

Смягчение режима проведения закупок у единственного поставщика

Заказчик освобождается от необходимости размещать информацию о закупке (закупочная документация, проект договора и др.) у единственного поставщика в ЕИС. Размещение такой информации в ЕИС потребуется только в случае, если это предусмотрено положением о закупках заказчика.

В то же время сохраняется обязанность предоставлять информацию о закупке у единственного поставщика для включения в реестр договоров (в случае, если цена договора превышает 100 000 рублей).

Расширение оснований для обжалования закупок

Поправками предусмотрено два новых основания для обжалования закупок в антимонопольном органе:

1) осуществление закупки с нарушением требований Закона № 223­ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, определенного в положении о закупке;

2) нарушение оператором электронной площадки требований, установленных Законом № 223­ФЗ, при осуществлении закупки.

Указанные основания фактически охватывают все возможные нарушения, которые могут быть допущены заказчиком, соответственно, обжаловать решения антимонопольных органов по формальным основаниям станет сложнее.

***

Заказчики обязаны скорректировать свои положения о закупках в соответствии с Поправками и разместить их в ЕИС до 1 января 2019 года.

Подводя итог, можно отметить, что Поправки носят крайне противоречивый характер. С одной стороны, они вводят более жесткое регулирование порядка проведения конкурентных процедур закупок. С другой стороны, ими никак не ограничивается возможность осуществлять закупки у единственных поставщиков. Более того, Поправки значительно упрощают такие закупки, а также дают возможность приобретать необходимые товары у взаимозависимых лиц вовсе без соблюдения Закона № 223­ФЗ. Приведет ли такой подход к более конкурентным и эффективным закупкам или будет иметь принципиально иной результат, покажет время.

 

NGS3(32) 2018


Категория статьи: Без категории

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика