СОБЫТИЯ

Россия останется главным поставщиком газа в Европу как минимум до 2040 года

РФ вплоть до 2040 года останется основным поставщиком газа в ЕС, несмотря на значительное снижение спроса на голубое топливо в Европе. Об этом сообщается в прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА). По его оценке, спрос на газ в ЕС ...

Доходы России от экспорта нефти в январе-сентябре выросли более чем на треть

Доходы РФ от экспорта нефти в январе-сентябре выросли на 37,7% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до $94,056 млрд. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы. Общий объем экспорта нефти за указанный период составил ...

Омский НПЗ и Минприроды подписали соглашение об экологическом партнерстве

В Омской области заключено первое соглашение в сфере экологического партнерства между Минприроды и крупнейшим промышленным предприятием региона. До конца года подобные документы подпишут еще 20 компаний, имеющие выбросы загрязняющих веществ в ...

Россия не готова к освоению арктического шельфа?

В Москве прошел V международный форум «Геологоразведка 2018», участники которого обсудили перспективы освоения континентального шельфа, проблемы финансирования и технологической оснащенности отрасли. Если не принять меры по ...

«Газпром нефть» инвестирует 400 млрд. рублей в развитие Ямала

Около 400 млрд рублей инвестирует «Газпром нефть» в развитие «Нового Порта» и смежных проектов в ближайшие пять лет. Об этом шла речь на совещании с участием губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова и первого заместителя ...

Закон № 223­ФЗ: ужесточить нельзя смягчить

Юлия ПОЛЯКОВА, юрист коммерческой группы VEGAS LEX

ЗАКОН № 223­ФЗ: УЖЕСТОЧИТЬ НЕЛЬЗЯ СМЯГЧИТЬ

31 декабря 2017 года был подписан Федеральный закон № 505­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Поправки), которым вносятся существенные изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223­ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223­ФЗ). Основная часть изменений вступила в силу с 1 июля 2018 года.

Поправки были приняты Государственной думой РФ в первом чтении еще в сентябре 2015 года, однако с тех пор претерпели довольно существенные изменения. В результате они представляют собой смесь положений, содержащих более строгие требования к порядку осуществления закупок с положениями, значительно упрощающими отдельные аспекты закупок.

В настоящей статье рассматриваются наиболее ключевые, с нашей точки зрения, изменения, внесенные в Закон № 223­ФЗ.

Расширение перечня исключений из Закона № 223­ФЗ

Из сферы действия Закона № 223­ФЗ исключены закупки у юридических лиц, являющихся взаимозависимыми с заказчиком, в соответствии с НК РФ и указанных в положении о закупках заказчика. При этом в положении о закупке должно содержаться обоснование включения в него лица в соответствии с НК РФ, то есть обоснование наличия взаимозависимости.

Ранее заказчики часто предусматривали в положениях о закупках возможность закупки у своих дочерних обществ как единственных поставщиков. Это не исключало необходимости проведения закупок и размещения информации в ЕИС. Кроме того, в ряде случаев такая практика признавалась ограничивающей конкуренцию и влекла выдачу предписаний о внесении изменений в положение о закупках.

Таким образом, Поправки позволяют сделать закупки в рамках группы лиц значительно более комфортными. Заказчику будет достаточно обосновать наличие взаимозависимости в соответствии с НК РФ и не потребуется обосновывать экономическую целесообразность закупок у своего взаимозависимого общества (по крайней мере, до тех пор, пока у антимонопольных органов не сложится противоположная практика). При этом заказчик будет полностью освобожден от соблюдения каких­либо требований Закона № 223­ФЗ.

Унификация закупок

Поправки предусматривают два варианта унификации закупок связанных между собой заказчиков:

1) утверждение типового положения о закупках;

2) присоединение к положению о закупках материнской компании.

Типовое положение о закупках может быть утверждено федеральными или региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления. Дополнительно к утверждению типового положения соответствующий орган определяет перечень подведомственных ему бюджетных и автономных учреждений и унитарных предприятий, для которых применение типового положения будет обязательным. Указанные учреждения и предприятия будут обязаны скорректировать свое существующее или утвердить новое положение о закупках, соответствующее типовому положению.

Дочерние хозяйственные общества будут вправе принять решение о присоединении к положению о закупке, утвержденному их материнской компанией, которая является субъектом Закона № 223­ФЗ. В отличие от типового положения о закупках в данном случае инициатива о присоединении формально исходит снизу. При этом в случае внесения изменений в положение о закупках материнской компании дочернее общество должно дополнительно принять решение о присоединении к таким изменениям.

Новые требования к порядку осуществления закупок

Поправки делят способы закупок на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентной закупкой считается закупка, соответствующая следующим условиям:

1) информация о проведении закупки размещается в единой информационной системе (ЕИС) либо в случае закрытой закупки – направляется в виде приглашений принять участие в такой процедуре не менее чем двум лицам;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право
заключить договор;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением Закона
№ 223­ФЗ.

Перечень конкурентных способов закупки является открытым. К ним относятся конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и иные способы, установленные в положении о закупке и соответствующие описанным выше требованиям.

В случае если участниками конкурентной закупки могут являться исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, то такая закупка должна быть осуществлена в электронной форме. Для иных конкурентных закупок электронная форма будет обязательна, если иные правила не будут предусмотрены в положении о закупках.

Неконкурентными закупками признаются все закупки, не соответствующие описанным выше условиям. Способы неконкурентных закупок определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупках.

Требования к порядку осуществления конкурентных закупок

Поправками закреплен значительный ряд требований к порядку проведения конкурентных закупок, в том числе:

• установлены минимальные сроки проведения закупочных процедур – при проведении конкурса или аукциона закупочная документация должна быть размещена в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок; при проведении запроса предложений – не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения запроса; при проведении запроса котировок – не менее чем за 5 рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок;

• определено, что требование о предоставлении обеспечения может быть установлено, только если НМЦК превышает 5 миллионов рублей. При этом размер обеспечения не должен превышать 5% от НМЦК;

• при изменении закупочной документации заказчик обязан продлить срок подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок осталось не менее половины срока подачи заявок на участие в закупке, установленного положением о закупке;

• отмена закупки может быть осуществлена до окончания срока подачи заявок. После этого закупка может быть отменена только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы;

• договор по итогам закупки может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки. В случае необходимости одобрения заключения договора органом управления заказчика либо обжалования закупки в антимонопольном органе договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа.

Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)

В целом к закупкам, проводимым исключительно среди МСП, устанавливаются более жесткие требования, чем к иным конкурентным закупкам:

• закупки могут проводиться исключительно в форме конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок. Никакие иные конкурентные формы закупок в этом случае недопустимы;

• предусмотрено, что запрос предложений может быть проведен только в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей; а запрос котировок – если НМЦК не превышает 7 миллионов рублей. При превышении указанных предельных значений обязательно проведение конкурса или аукциона.

• закупки могут проводиться исключительно в электронной форме на электронных площадках, действующих в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом № 44­ФЗ, и включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Однако требования к электронным площадкам были утверждены лишь в конце июня 2018 года, и поэтому к 1 июля 2018 года перечень площадок не был сформирован. В связи с этим были внесены изменения, предусматривающие, что особенности закупок у МСП будут применяться только после даты начала функционирования отобранных операторов электронных площадок (ориентировочно в октябре 2018 года).

Смягчение режима проведения закупок у единственного поставщика

Заказчик освобождается от необходимости размещать информацию о закупке (закупочная документация, проект договора и др.) у единственного поставщика в ЕИС. Размещение такой информации в ЕИС потребуется только в случае, если это предусмотрено положением о закупках заказчика.

В то же время сохраняется обязанность предоставлять информацию о закупке у единственного поставщика для включения в реестр договоров (в случае, если цена договора превышает 100 000 рублей).

Расширение оснований для обжалования закупок

Поправками предусмотрено два новых основания для обжалования закупок в антимонопольном органе:

1) осуществление закупки с нарушением требований Закона № 223­ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, определенного в положении о закупке;

2) нарушение оператором электронной площадки требований, установленных Законом № 223­ФЗ, при осуществлении закупки.

Указанные основания фактически охватывают все возможные нарушения, которые могут быть допущены заказчиком, соответственно, обжаловать решения антимонопольных органов по формальным основаниям станет сложнее.

***

Заказчики обязаны скорректировать свои положения о закупках в соответствии с Поправками и разместить их в ЕИС до 1 января 2019 года.

Подводя итог, можно отметить, что Поправки носят крайне противоречивый характер. С одной стороны, они вводят более жесткое регулирование порядка проведения конкурентных процедур закупок. С другой стороны, ими никак не ограничивается возможность осуществлять закупки у единственных поставщиков. Более того, Поправки значительно упрощают такие закупки, а также дают возможность приобретать необходимые товары у взаимозависимых лиц вовсе без соблюдения Закона № 223­ФЗ. Приведет ли такой подход к более конкурентным и эффективным закупкам или будет иметь принципиально иной результат, покажет время.

 

NGS3(32) 2018


Категория статьи: Без категории

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика