СОБЫТИЯ

Ученые создали сорбент для удаления нефтепродуктов с поверхности воды

Ученые из Южного федерального университета (ЮФУ) разработали сорбент из шелухи подсолнечника, с помощью которого можно удалять с поверхности воды мазут, масло и нефть. Об этом сообщил один из разработчиков лаборант-исследователь кафедры ...

Роснефть добыла на Эргинском кластере пятимиллионную тонну нефти

Роснефть с начала разработки месторождений Эргинского кластера в 2017 году добыла 5 млн тонн нефти. Опережающий рост добычи на проекте был обеспечен в течение 2019 года. За этот период суточный объем извлекаемого сырья увеличился на 20% и ...

Омский НПЗ завершил монтаж основного оборудования на новом комплексе первичной переработки нефти

На площадке строительства комплекса первичной переработки нефти Омского НПЗ «Газпром нефти» завершена установка основного технологического оборудования. Этот проект является одним из ключевых проектов второго этапа программы развития ...

Закупочные службы нефтегазовых компаний соберутся на XV ежегодной конференции Нефтегазснаб-2020

17 марта 2020 года по адресу: Москва, Тверская, 22, отель InterContinental, состоится XVежегодная конференция «Снабжение в нефтегазовом комплексе» (Нефтегазснаб-2020), в которой принимают участие руководители служб ...

Открылась регистрация на выставку «НЕФТЕГАЗ-2020»

В 2020 году выставка пройдет с 13 по 16 апреля в ЦВК «Экспоцентр» и отпразднует 20-летний юбилей. Совместно с Выставкой состоится Национальный нефтегазовый форум, с 14 по 16 апреля соответственно. Среди наших участников вас будут ...

ЗАО НПП «Алтик». Композитные опоры воздушных линий – очередной шаг к внедрению

СЕДЕЛКОВ В. Н., генеральный директор ЗАО НПП «Алтик»

САВИН И. И., зам. директора по НИОКР и качеству, кандидат технических наук ЗАО НПП «Алтик»

 

Прошёл год с момента публикации статьи «Композитные опоры – будущее Российской энергетики», где ЗАО НПП «Алтик» представило свой проект по созданию стеклопластиковых опор для ВЛЭП класса 6/10 кВ, монтируемых в труднодоступной местности. Нужно отметить, что, хотя статья лишь описывала начинающийся проект, в ней был поднят ряд актуальных проблем, и поэтому она вызвала интерес со стороны специалистов отрасли. Авторы получили множество вопросов относительно состояния проекта и возможности внедрения таких опор на объектах энергетики нефтегазового комплекса. Сегодня они ответят на них расскажут о текущем состоянии дел.

 

– Продолжает ли развиваться проект, какие достигнуты результаты?

– В течение всего прошедшего периода работа над проектом не прекращалась. Были определены технические преимущества опоры. Окончательно выбрана компоновочная схема композитной опоры: две или три цилиндрические трубчатые секции различного диаметра с переменной по высоте толщиной стенки, стыкуемые телескопическим соединением. Разработана типовая быстросборная конструкция опоры с транспортной укладкой секций по схеме матрешки, оптимизированная для транспортировки в условиях бездорожья, в том числе вертолётом (в грузовой кабине Ми-8 уместится не менее 12 таких опор), и сборки в полевых условиях с применением простейшего ручного инструмента. Конструкция опоры была тщательно просчитанна на сопротивляемость эксплуатационным нагрузкам. Потенциально слабые её части – усилены.  Разработана технология изготовления секций опор и элементов траверс. Изготовлены опытные образцы, прошедшие испытания на полигоне ЦИВЛ ОАО «Фирма ОРГРЭС» (г. Хотьково). Несколько образцов смонтированы в опытном участке действующей линии. В настоящее время идёт дальнейшая оптимизация конструкции, исходя из сведений, полученных при испытаниях, монтаже и эксплуатации.

 

 

– Подтвердили ли испытание ожидания авторов, соответствует ли композитная опора требованиям?

– Испытания опоры на соответствие требованиям стандарта МЭК «Испытания опор воздушных линий электропередач механическими нагрузками» (п. 6) и «Рабочей методике механических испытаний элементов воздушной линии электропередач» МТ701.000.0071-86 (п. 8) в условиях нагрузок IV-V районов по давлению ветра и IV-V районов по гололёду (согласно ПУЭ-7) проводились в апреле 2014 года на полигоне ЦИВЛ ОАО «Фирма ОРГРЭС» (г. Хотьково). Опора не только выдержала установленные стандартами требования по прогибу под номинальной нагрузкой (не более 1/50 высоты стойки), но и показала «феноменальный» (по словам испытателей) запас по прочности – горизонтальная сила
в 1500 кг, приложенная к вершине 10-метровой опоры (изгибающий момент – 15 тс*м), отогнула её почти на 2 метра (!), погнула фундамент, подготовленный нами для испытаний опоры на полигоне, растянула стропы испытательной оснастки, но не нанесла конструкции опоры никакого вреда. После снятия испытательной силы, как и ожидалось, опора заняла своё первоначальное положение. Остаточная деформация (41 мм) обнаруживалась лишь приборами и визуально была незаметна.  А ведь это равносильно тому, что опора перенесла действие урагана со скоростью ветра почти 80 м/с. Таким образом, все декларируемые авторами возможности опоры сохранять свою целостность в штормовых условиях полностью подтвердились.

 

– Какие типы фундаментов подходят для ваших опор?

– В большинстве случаев опора вообще не нуждается в фундаментах и монтируется в пробурённый котлован диаметром 350 или 500 мм и глубиной от 2 до 2,5 м. Возможен вариант монтажа на винтовую сваю, имеющую специальный адаптер.

 

 

– Как собирать, чем монтировать вашу опору и как на неё подняться линейному монтёру?

Опора собирается в полевых условиях с использованием двух винтовых стяжек (талрепов), гаечных ключей и резинового молотка.  Сначала секции с натягом вводятся хвостовиками одна в другую (здесь нужны талрепы). Затем стыки штифтуются и штифты блокируются специальными кольцами.  Монтировать наши опоры в котлован можно с использованием любых, применяемых для этого машин и механизмов, а где это невозможно – вручную, силами бригады из 3-4 человек. При этом даже не нужны лебёдки и падающие стрелы. Мы это сами проверили на практике: бригада из четырёх человек, не имеющих специальной подготовки, отлично и с первого раза справилась с задачей. Линейный монтёр может подниматься на опору с помощью стандартных лазов («кошек») для деревянных опор.

– Как закреплять провода на вашей опоре?

– Мы понимаем, что известные решения по траверсам и изоляторами для железобетонных опор не оптимальны для композитных. Но, увы, тема новая, и изоляторные компании пока не делают специальных комплектующих. Но мы ведём работу и по этой теме. В качестве временного решения готовы предложить композитную траверсу со штыревыми изоляторами типа ШП-10 или несущую изолированную систему на изоляторах ОСК-10-35 с вертикальным расположением проводов.

 

– Защищена ли ваша опора от коррозии и лесного пожара?

– Стеклопластик коррозионно стоек. Защита ему не нужна. Требуется защита от ультрафиолетового излучения солнца, но эта задача уже решается. Комлевая часть опоры защищается от палового огня специальным термоизолирующим покрытием. Что касается стойкости к верховым лесным пожарам – это катастрофическое явление. Температура в очаге превышает 1000 градусов. Конечно же, стеклопластиковая опора не вспыхнет свечкой, как деревянная, но термически разлагаться все-таки будет. Если время действия пламени не превысит 1-2 минут – опора сохранит большую часть своей прочности. А что касается мощных пожаров – опыт последних лет показал, что и металлические опоры противостоять ему не способны.

– Уже сейчас понятно, что композитные опоры существенно дороже железобетонных. Где обоснованно применение ваших опор?

– Там, где железобетонные опоры применить невозможно или их транспортировка очень затратна: отдалённые от дорог районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, горная или болотистая местность. Это могут быть и особо охраняемые природные территории, где движение спецтехники нежелательно. Не нужно забывать и об опорах аварийного резерва. Нашу опору в сложенном виде можно легко привезти даже на верхнем багажнике «УАЗа» ремонтной бригады.

 

 

– Готовы ли вы начать серийный выпуск композитных опор?

– Да, готовы. Уже сейчас можем поставлять по 100-120 полнокомплектных опор ежемесячно.

 

659316, Алтайский край, г. Бийск,
ул. Трофимова, 19

Тел./факс: (3854) 43-25-62

E-mail: info@altik.su

www.altik.su

 

НГС№3(16) 2014 г. 


Категория статьи: Без категории

К содержанию журнала
Закрыть

У нас новый сайт!

Вся актуальная информация на новом сайте!

sectormedia.ru

Перейти
Яндекс.Метрика