СОБЫТИЯ

Итоги XXIII Международной специализированной выставки «РОС-ГАЗ-ЭКСПО 2019»

XXIII Международная специализированная выставка газовой промышленности и технических средств для газового хозяйства «РОС-ГАЗ-ЭКСПО» прошла с 1 по 4 октября 2019 г. в Санкт-Петербурге в рамках IX Петербургского международного газового ...

В Омском политехе обсудили проблемы трубопроводного транспорта

30 октября в Омском государственном техническом университете прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Трубопроводный транспорт углеводородов». Вот уже в третий раз ОмГТУ становится площадкой для обсуждения ...

Экспортный потенциал российских компаний был представлен ПМГФ-2019

«Единым окном» для экспортно-ориентированных российских компаний нефтегазовой отрасли выступил Российский экспортный центр (РЭЦ), который в третий раз принимал участие в качестве партнера IX Петербургского международного газового ...

В России хотят запретить пластиковые пакеты

Роспотребнадзор готовит законопроект, который подразумевает постепенный отказ от пластиковых пакетов. Это позволит сократить негативное влияние на природу, а также ее загрязнение пластиком. Инициативу Роспотребнадзора уже поддержали ...

Авиакомпаниям компенсируют расходы на топливо

Владимир Путин поручил Правительству компенсировать авиакомпаниям расходы на керосин из-за роста его стоимости. Повышение цен на топливо создает системные риски для всей отрасли. Правительство во главе с Дмитрием Медведевым должно до 1 ноября ...

О кризисных проблемах в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

 

РЯБОВ В.А., генеральный директор АНН

 

О кризисных проблемах в нефтеперерабатывающей
и нефтехимической промышленности

 

В составе нефтеперерабатывающей промышленности в 2018 г. действовало 34 нефтеперерабатывающих заводов, в т.ч. 8 «средних» НПЗ и более 200 мини-НПЗ. Нефтеперерабатывающая промышленность в 2018 году в целом справилась с задачей по обеспечению народного хозяйства страны нефтепродуктами в необходимых объемах и нужного качества, кроме АЗС. При этом объем первичной переработки нефти после его снижения в последние три года вырос и составил 287 млн. тонн.

 

Экспорт нефти незыблем, когда ОПЕК требует снижения и роста цен на нефть. У нас стабильный сырьевой вектор развития. В рамках декабрьского соглашения ОПЕК+ планируется сокращение объемов добываемой нефти на 1,2 млн. барр./сут. от уровня октября 2018 г., из которых 800 тыс. барр./сут. придется на ОПЕК и остальные 400 тыс. барр./сут. – на страны, не входящие в картель, в том числе Россию. Россия, согласно взятым на себя обязательствам, в 2019 г. планирует сократить добычу нефти на 230 тыс. барр./сут., что составляет порядка 2% от общего объема нефтедобычи в стране.

 

Ранее экспортировали 25%, сейчас – 50%. Вместо экспорта сырой нефти необходимо принять меры по ее переработке и потреблению нефтепродуктов и продуктов нефтехимии внутри страны. Все это позволит увеличить выгоду на порядок (мультипликативный эффект).

 

Экспорт нефти, млн. тонн

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

221,5

241,3

253,5

265,7

257,5

 

Глубина переработки нефти на предприятиях России в 2018 году составила 83,4% против 81,3% в 2017 г.

Глубина переработки нефти на 14 НПЗ превышает 83%, в т.ч. глубину переработки нефти более 90% − 10 НПЗ.

Глубина переработки нефти в США − 97%, в Западной Европе − 95%, в России − 83,4% (сюда можно включить Китай, Индию).

Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков особое внимание уделяет переработке нефти на нефтеперегонных заводах, объем которых в 2018 г. составил более 50 млн. тонн. Они берут на переработку углеводородное сырье и выпускают сырье –полуфабрикаты. Россия занимает первое место в мире по выработке суррогатных продуктов и прямогонного бензина.

«Паленого бензина и дизтоплива на заправках за три года стало более чем в два раза меньше». Чтобы свести к минимуму поставки фальсификата, в правительстве склоняются к внедрению системы прослеживаемости топлива от нефтеперерабатывающего завода до бензобака.

Решение об этом принято специальной межведомственной рабочей группой, созданной при Росстандарте в рамках госкомиссии по борьбе с контрафактом, которую возглавляет министр промышленности и торговли Д. Мантуров. В эту группу вошли представители ведомств, нефтяных компаний и экспертного сообщества».

Приказ Минэнерго России от 18.02.2009 г. «Рекомендуемые критерии включения в баланс нефтяного сырья нефтеперерабатывающих заводов и их подключения к системам магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефть», а именно: п. 1.2. приказа «НПЗ − нефтеперерабатывающий завод или нефтеперерабатывающее производство, как единый имущественно-технологический комплекс, включающий в свой состав здания, сооружения, технологические установки и т.д. и обеспечивающий осуществление первичных и вторичных процессов переработки нефти, а также формирование готовой продукции» и отмена лицензирования деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработке не содействует производству качественных моторных топлив, является источником появления контрафакта. Так появились мини-НПЗ.

«Средние» нефтеперегонные заводы, как положено, должны были стать полноценными нефтеперерабатывающими заводами. Однако обвал инвестиций в последние четыре года не позволил решить эту задачу.

Министерство энергетики Российской Федерации заключило соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1725 «О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей», вступившем в силу с 1 января 2019 года.

В рамках вышеуказанных соглашений нефтяными компаниями до 1 января 2026 года запланирован ввод 13 установок вторичной переработки нефти. Ввод вышеуказанных установок позволит увеличить производство автомобильного бензина экологического класса К5 более чем на 3 млн. тонн в год.

Соглашения были подписаны с девятью нефтеперерабатывающими комплексами: АО «Нефтехимсервис», ОАО «Новошахтинский НПЗ», ООО «Афипский НПЗ», АО «ТАНЕКО», ПАО «Орскнефтеоргсинтез», АО «Антипинский НПЗ», ООО «Марийский НПЗ», ООО «Ильский НПЗ» и ООО «Славянск ЭКО».

Общий объем инвестиций в установки вторичной переработки в рамках программ модернизации указанных НПЗ за период 2015-2026 гг. составит около 300 млрд. рублей.

Вроде бы все хорошо. Однако если глубоко посмотреть, то это выглядит иначе. Так, в переработку включена нефтеперегонка, а это более 50 млн. тонн нефти.

 

К нефтеперегонным заводам следует отнести:

Наименование

Мощность, млн. тонн

«Средние» НПЗ

26,0

ООО «РН-Туапсинский НПЗ»

11,0

ООО «НоваТЭК Усть-Луга»

7,0

Мини-НПЗ и неучтенные мини-НПЗ

12,3

 

Т.е. нефтеперерабатывающая промышленность переработала в 2018 г.: 287−50 = 237 млн. т. Это нормальная нефтеперерабатывающая промышленность. Ранее, в 1990 г., Россия перерабатывала порядка 300 млн. тонн нефти. Значительно снизилась переработка нефти в Башкирии и на Самарской группе НПЗ. Наша задача до 2025 г. – «средние» НПЗ превратить в полноценные нефтеперерабатывающие заводы.

 

Таблица сравнительных показателей за 1990 г. и 2018 г.

 

Наименование

1990 г.

(млн. тонн)

2018 г. (млн. тонн)

Первичная переработка нефти

296

231 (без нефтеперегонных заводов)

Экспорт нефти

74

257

Внутреннее потребление

нефтепродуктов

222*

90

*данные уточняются

Оценка деятельности предприятий

 

Сводные показатели деятельности предприятий нефтепереработки в 2018 г.

 

 

Наименование предприятия

Выход светлых

%

Глубина

переработки

%

Индекс Нельсона

Итого по России

62,2

83,4

7,02

АО «Антипинский НПЗ»

64,7

99,5

4,63

АО «ТАНЕКО» (передовой завод)

80,0

99,1

11,36

АО «Газпромнефть - Омский НПЗ»

71,7

99,0

7,21

ООО «РН-Комсомольский НПЗ»

63,4

98,6

3,40

ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»**

69,7

98,3

10,64

АО «ННК-Хабаровский НПЗ»

58,0

98,1

4,55

Филиал Башнефть-Уфанефтехим

64,2

94,7

10,26

ООО «Газпром нефтехим Салават»

75,2

93,4

5,17

АО «Ангарская НХК

66,4

91,9

5,64

ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»

76,5

91,8

8,97

ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»

50,0

87,8

4,20

Филиал «Башнефть-Новойл»

58,3

84,6

10,13

АО «Сызранский НПЗ»

55,8

84,0

5,73

АО «Газпромнефть-Московский НПЗ»

59,6

83,1

6,28

АО «Ачинский НПЗ»

53,4

82,2

3,66

ПАО «Саратовский НПЗ»

52,2

81,5

4,27

ПАО «Орскнефтеоргсинтез»

58,0

81,0

7,06

АО «Новокуйбышевский НПЗ»

56,5

75,2

6,61

ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»

63,9

73,9

7,04

ОАО «ТАИФ-НК»

64,1

72,2

3,81

АО «КНПЗ-Краснодарэконефть»

58,3

71,8

1,45

АО «Рязанская НПК»

55,2

70,7

5,41

ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»

55,3

66,6

7,87

АО «Куйбышевский НПЗ»                            

55,8

65,1

6,53

ООО «РН-Туапсинский НПЗ»

48,8

64,7

1,72

ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез»

56,7

63,2

5,52

Филиал «Башнефть-УНПЗ»

79,1

61,5

9,55

ООО «Ильский НПЗ»

35,4

53,9

1,00

 

 

 

ООО «Марийский НПЗ»*

46,4

99,4

1,45

ООО «Афипский НПЗ»*

55,3

99,2

2,46

ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов»*

26,4

99,0

1,88

«Яйский НПЗ» (филиал АО «НефтеХимСервис») *

54,4

89,8

1,63

*Этим заводам надо подходить к вопросу по глубине переработки нефти ответственно.

** ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» работает по безмазутной технологии.

 

 

Объем капитальных вложений в нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность в 2018 г. составил 425 млрд. руб., в т.ч. инвестиции на модернизацию (млрд. руб.)

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

290

214

138

120

70

 

 

За период с 2015 по 2018 гг. произошел обвал инвестиций в нефтеперерабатывающую промышленность. Так, в 2018 г. объем инвестиций в нефтепереработку по сравнению с добычей нефти сократился в 11 раз, а объем инвестиций в нефтепереработку за 4 года (2015-2018 гг.) снизился почти в 4 раза. Беспрецедентная недооценка роли нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Такого ранее не было никогда. (Рентабельность нефтепереработки находится на уровне 3%, а в нефтедобыче – 11%).

 

Ранее отрасль была самой крупной и эффективной. Следует отметить, что российские НПЗ являются неконкурентоспособными, т.к. затраты на производство у них выше, а производительность труда ниже, чем на предприятиях нефтепереработки в США, Западной Европы и Китая. Нам необходимо серьезно заниматься и решать эту проблему.

 

 

Вводы мощностей в 2018 году

 

Наименование

Предприятие

Мощность,

тыс. т/год

Установка гидрокрекинга

ОАО «Орскнефтеоргсинтез»

(построена)

1 600

Установка каталитического

риформинга

АО «ТАНЕКО»

700

Установка гидроочистки

дизельного топлива

АО «ТАНЕКО»

1 600

Установка каталитического

риформинга

АО «Газпромнефть-Московский НПЗ

1 000

Алкилирование

АО «Ангарская НХК»

130

 

Справочно: в 2017 г. также не ввели ни одной установки глубокой переработке нефти.

 

Ожидаемые вводы мощностей в 2019 году (данные Минэнерго России)

 

Наименование

Предприятие

Мощность,

тыс. т/год

 

ЭЛОУ-АВТ-6

АО «Газпромнефть-Московский НПЗ

6 000

 

Установка гидроочистки

дизельного топлива

АО «Газпромнефть-Московский НПЗ

2 000

 

ЭЛОУ-АВТ-6

АО «ТАНЕКО»

6 000

 

Установка гидроочистки

тяжелого газойля

АО «ТАНЕКО»

850

 

Гидрокрекинг

АО «Ачинский НПЗ»

2050

Р О С Н Е Ф Т Ь

Установка гидроочистки

дизельного топлива

АО «Ачинский НПЗ»

1 600

Установка гидроочистки

дизельного топлива

ООО «РН-Туапсинский НПЗ»

4 272

Гидрокрекинг

ООО «РН-Туапсинский НПЗ»

4 000

Гидрокрекинг

АО «Новокуйбышевский НПЗ»

2 050

Установка гидроочистки

дизельного топлива

АО «Новокуйбышевский НПЗ»

2 750

Установка

каталитического крекинга

ООО «Газпром нефтехим Салават»

1 095

 

Установка изомеризации

ЗАО «Яйский НПЗ»

220

 

Установка

каталитического риформинга

ЗАО «Яйский НПЗ»

450

 

Необходим государственный контроль над вводом этих мощностей.

 

 

Перед нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностью России стоят непростые задачи по реконструкции и модернизации мощностей в условиях низкой рентабельности на внутреннем рынке.

 

 

О научно-исследовательских и проектных институтах

 

Ассоциация в 2018 г. вновь обращалась в исполнительные и законодательные органы власти о необходимости отменить ошибочное решение по переходу на так называемую Болонскую систему образования. Общеобразовательные институты не могут своевременно создать конкурентоспособные проекты по важнейшим процессам глубокой переработки нефти (гидрокрекинг, каталитический крекинг, пиролиз, присадки и др.). Это вынуждает нефтяные компании закупать дорогостоящие процессы. Импортозамещение не происходит. Сейчас в Правительстве Российской Федерации (Голикова Т.А.) находится обращение АНН по этим вопросам. Это торможение развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, и органы власти обязаны нести за это ответственность.

Дирекция АНН считает также необходимым принять временно западные нормы проектирования с более передовой технологией, оборудованием не хуже наших устаревших норм. Одновременно с этим необходимо восстановить деятельность прикладной науки, которая не финансировалась долгие годы, и установить конкретные сроки создания отечественных конкурентоспособных проектов. Нет профессионалов в правительственных и государственных органах – последний специалист был сокращен.

 

 

Налоги, акцизы, пошлины

 

Из выступления Д.Н. Козака на совещание у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. 14.01.2019 г.:

«Относительно налогового маневра в целом. Следует отметить, что его основной целью является увеличение эффективности государственной поддержки, государственного регулирования отрасли. Мы переходим к адресному стимулированию эффективных перерабатывающих мощностей, которые обеспечат глубокую переработку нефти с выходом качественных нефтепродуктов для обеспечения потребностей внутреннего рынка.

Также осуществляется справедливое распределение фискальной нагрузки между нефтедобывающими компаниями – экспортерами и компаниями, работающими на внутреннем рынке. Налоговый маневр направлен исключительно на повышение справедливости распределения фискальной нагрузки на отрасль, повышение эффективности нефтепереработки». Д. Н. Козак пытается изменить ситуацию к лучшему.

Минфин письмом от 27.12.2018 № 03-06-06-01/95155 на обращение АНН по вопросу кризисных проблем нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности отметил, что «завершение «налогового маневра» сохранит экономику переработки нефти на высокотехнологических НПЗ, обеспечивающих внутренний рынок качественными нефтепродуктами… Принимаемые меры являются достаточными для развития нефтеперерабатывающей отрасли и решения задач обеспечения внутреннего рынка моторным топливом при сохранения стабильных цен на нефтепродукты. Кроме того, в настоящее время Минэнерго России, в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации, прорабатывает с заинтересованными федеральными органами власти проект «дорожной карты» по развитию нефтегазохимического комплекса Российской Федерации на период до 2025 г., включающий ряд предложений, направленных на поддержку в Российской Федерации нефтехимической отрасли». Это политика двойных стандартов. За последние 10 лет налоговое законодательство в нефтяной отрасли менялось 32 раза. В 2019 г. также запланирован рост налогов. Но вопрос остается крайне актуальным. Нам будет необходимо ежегодно глубоко заниматься этим вопросом. Идет ссылка на западное законодательство, но на западных НПЗ модернизация прошла, предприятия конкурентоспособные и зарплата населения высокая.

 

 

ВЫВОДЫ:

- Необходимо серьезное вмешательство государства в деятельность нефтепереработки, иначе рост цен на нефтепродукты не остановить.

Следует восстановить статистическую отчетность по нефтеперерабатывающей промышленности.

- Чтобы вновь возродить высокодоходную отрасль, необходимо вместо экспорта сырой нефти принять меры по ее переработке и потреблению нефтепродуктов и продуктов нефтехимии внутри страны. Причем экспортируется в основном легкая нефть, а тяжелую нефть оставляем себе.

Все это позволит увеличить выгоду по всей линейке на порядок (мультипликативный эффект). При этом обеспечивается создание дополнительных рабочих мест. Невозможно повышение ВВП без увеличения роста внутреннего потребления нефтепродуктов.

- Увеличить объемы переработки нефти на НПЗ России, а также шире использовать возможности вторичных процессов на НПЗ, что позволит решить вопрос дефицита моторных топлив и не ограничивать экспорт автомобильного бензина (потеря рынка).

- ООО «Газпром переработка», ПАО «НОВАТЭК» – максимально использовать переработку газового конденсата с целью получения моторных топлив.

- Восстановить работу прикладных (отраслевых) институтов. Отменить Болонскую систему образования.

- Просить Минэнерго России ускорить рассмотрение проекта «дорожной карты» по развитию нефтегазохимического комплекса Российской Федерации на период до 2025 г., касающейся нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

   Сырьевой вектор развития и монетарная система не позволяют решать важные проблемы реального сектора экономики (выступление Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева 12 января 2017 г. на пленарном заседании VIII Гайдаровского форума).

- С целью реализации Указа Президента РФ о необходимости к 2024 г. выйти на ВВП выше среднемирового уровня к имеющимся 12 национальным проектам, которые трудно реализуемые, добавить 13-й национальный проект «Глубокая переработка углеводородного сырья». 13-й национальный проект обозначен рядом правительственных документов.

В качестве приложения к 13-му национальному проекту могут служить:

- по поручению Правительства Российской Федерации Минэнерго России разрабатывается «дорожная карта» по развитию нефтегазохимического комплекса Российской Федерации на период до 2025 г.;

- 4-сторонние соглашения подписаны;

- приняты соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1725.

 

Реализация проекта «Глубокая переработка углеводородного сырья» даст возможность стабилизировать цены на моторные топлива, оздоровить экономику народного хозяйства и улучшить качество жизни людей.

 

НГС 1(34)2019


Категория статьи: Нефтепереработка

К содержанию журнала
Яндекс.Метрика